В конце апреля девушки наконец-то одели короткие юбочки, студенты избавились
от неподъемных кожаных курток. Весна, птички поют, солнышко пригревает. Красота!
Но после майских праздников приуныла студенческая братия. Старосты обреченно
поплелись в бюро расписаний, чтобы узнать и обнародовать даты экзаменов. Преподаватели
начали раздавать вопросы и билеты. Словом, в воздухе носится страшный дух сессии.
Жизнь студентов стала напряженнее, аудитории многолюднее, а выражение лиц и
поведение, напоминающее массовую депрессию, объясняются ужасным словом - СТРЕСС.
Как уберечься от этой напасти? Как избежать нервного срыва? Обеспокоенная здоровьем
студентов, я направилась к психологу - Л.И.Иванкиной. Она рассказала мне, что
надо делать,чтобы сессия не казалась концом света. А я решила донести эту информацию
до вас. Записывайте, вырезайте или запоминается - ведь пригодится.
Существует три составляющих уверенного и правильного поведения в сессию.
Теперь немного арифметики: совет первый, плюс второй, плюс третий. Равно - все
твои возможности, твои знания, опыт, лучшие твои качества, готовы прийти к тебе
на помощь. Это уже почти \"пять\" в зачетке.
Для тех, кто любит моделировать ситуации, предлагаю воспользоваться моделью
Эллисона \"АВС чувств\". А - это цель, которую предстоит достичь (например, сдать
экзамен). В - отношение к сложившейся ситуации (\" я не могу сдать этот экзамен\").
С - это рождаемое действие (разумеется, экзамен не сдан). Но все могло быть
иначе, если мы не в состоянии изменить ситуацию, то следует изменить наше к
ней отношение.
Жизнь
- это постоянное оценивание. Мы оцениваем кого-то, а кто-то - нас. Относись
к экзаменам как к нормальному учебному процессу. Это тренировка перед выходом
во \"взрослую\" жизнь, где все намного сложнее и жестче. И если в твоем родном
вузе тебе дан шанс исправить свою отметку, то в будущем такой удачи может и
не быть. Но если ты все еще не убежден, обратись к психологу. Есть тренинги,
помогающие развить уверенность в себе, обучающие спокойному поведению в кризисной
ситуации.
Очень важно научиться владеть собой. Только тот будет успешен, кто сможет взять
себя в руки, осознать обстановку и действовать. Паника, неуверенность в себе
- и удачи тебе не видать, только локти кусать останется. Вот только этого ли
ты хочешь?
Я спросила Любовь Ивановну, по-разному ли справляются со стрессом отличники
и те, кто учится не очень хорошо. Выяснилось, что еще как по-разному.
Отличник не дает себе права на ошибку. Он уделяет огромное внимание результату,
а не процессу сдачи экзамена. Милые вы мои отличники, вы же тоже люди, которым
свойственно ошибаться. Просто сделайте правильные выводы, это гораздо важнее,
чем 100 \"пятерок\" в зачетке.
Что же до остальных, то им проще. Не то, чтобы \"все равно\", но и не \"важнее
жизни\". Однако и им думать о предстоящей неудаче или расслабляться нельзя. Возьмите
себя в руки, скрипя зубами и скрепя сердце, учитесь работать с информацией.
Выписывайте главное, договаривайтесь с преподавателем о дополнительных занятиях.
И не бойтесь, у вас также есть шанс на отличную оценку. Лишь бы пустая голова
наполнилась полезной информацией.
Важным пунктом является и психологическая поддержка. Не критикуйте человека
лишний раз, даже если есть за что. Ему и так несладко. Лучше похвалите его и
дайте лекции списать.
Напоследок я напомню вам мудрый совет В.И.Ленина: \"Учиться, учиться и еще раз
учиться!\" Это уж точно поможет сдать экзамен и не впасть в состояние стресса.
Ася Любопыткина
Опрос: \"Как вы справляетесь с \"сессионным\" стрессом?\"
Молодой преподаватель:
- Я вообще не напрягался. Просто учился по тем предметам, которые особо нравились.
И никакого алкоголя! Он только отвлекает. А после экзамена надо дать себе расслабиться
хоть один день. Книжку почитать, в клуб потанцевать сходить и т.д. А на следующий
день - с новыми силами готовиться к следующему экзамену.
Алексей, АВТФ:
- Ночью сижу на природе, слушаю воздух. Озеро, река, другие природные водные
ванны. И хорошо бы не отвлекаться на противоположный пол.
Света, ГФ:
- Я маме звоню. Она меня успокаивает. От маминого голоса и стресс проходит.
Могу хоть полчаса с ней разговаривать. А если и это средство не помогает, то
пью пустырник.
Лена, ГФ:
- Пытаюсь отключиться, забыть, что сессия. Для этого беру друга под мышку и
вперед - гулять в горсад, на звезды глядеть. И иногда подушками подраться, но
это уже дома.
Андрей, МСФ:
- Мы во время стресса гуляем по сосновому бору большой компанией, пьем минеральную
воду. Мы справляемся.
Юля, ГФ:
- Беру с собой какого-нибудь друга и вместе с ним/с ней идем в хорошее место,
пьем вино, едим пиццу, мороженое, а потом расслабляемся в каком-нибудь клубе.
Или принимаю хорошую ванну с пеной, солью, после которой так приятно послушать
музыку и выпить чаю с печеньем.