Ежегодно, в течение многих десятилетий, в сентябре текущего года в ряды студентов-политехников вливается новое пополнение. В последние годы - это более 2,5 тысяч студентов-первокурсников. Не секрет, что не каждому из них дано преодолеть 5-6-летний период обучения без сучка и задоринки, а некоторым из них так и не будет суждено стать обладателем диплома ТПУ. Причины неудач самые разнообразные, но часть проблем, с которыми сталкиваются студенты, особенно младших курсов, мы в состоянии помочь им преодолеть. Для этого необходимо иметь программу, которая обеспечивает взаимодействие многих структурных подразделений университета.
Если обратиться к социологическому опросу, проведенному в апреле-мае 2005 года (было опрошено более 800 студентов 2 курса всех факультетов и институтов), то проблемы, с которыми сталкиваются наши студенты, распределились следующим образом: проблему, вышедшую на первое место (финансовая), решить нашими ресурсами сложно, ну если только учить их планировать свой бюджет на экономических дисциплинах. А вот проблемы, связанные с адаптационными процессами в вузе, проблемы взаимоотношений с преподавателями и сокурсниками помочь решить студентам в наших силах и нашей компетенции.
Первые свои впечатления и комфортность психологического состояния студент-первокурсник формирует в первые дни пребывания в вузе. Это общение с сотрудниками приемной комиссии, встреча с администрацией факультета (института) на Дне знаний 1 сентября, преподаватели на первых в жизни «парах», первый «Час куратора», администрация и студенческий совет общежития. И очень важно, чтобы во всей этой цепи взаимодействия с представителями разных подразделений университета первокурсник увидел единый четко функционирующий организм, вернее, большую, дружную, с вековыми традициями и работающую во имя одной общей цели, семью. И что он, первокурсник, также может стать одним из ее членов, во всяком случае, нет причин, препятствующих этому.
Главное, он должен быть достойным высокого звания студента-политехника. А вот что для этого нужно - это уже наша с Вами задача. Работая с первокурсниками в этом направлении, важно придерживаться таких форм и методов, чтобы, во-первых, студенту захотелось учиться в нашем вузе, во-вторых, захотелось развить свои способности и, в-третьих, включиться, если не во все, то в большинство процессов, происходящих в нашем университете.
Сегодня в ТПУ вопросы адаптации младших курсов решаются тем или иным способом: прежде всего, это организация управлением ВР деятельности Института кураторов. С этой целью в помощь кураторам академических групп разрабатываются и выпускаются совместно с социолого-психологической службой и НТБ всевозможные методические материалы, рабочие программы. Организуются тренинги, семинары, мастер-классы, научно-методические и научно-практические конференции. Для молодых кураторов ежегодно в сентябре-октябре, совместно с ИИП ТПУ, организуется и проводится экспресс-школа «Курируем студенческую группу», где в процессе работы специалисты стараются научить кураторов комплексной работе со студентами. Большую работу по вопросу адаптации к вузу проводит социолого-психологическая служба университета: проводят тренинги для кураторов первого курса, по заявкам кураторов проводят тренинги в студенческих группах, организуют работу клуба социальной реабилитации «Диалог» для нуждающихся студентов, ведут индивидуальное консультирование студентов. К сожалению, в этом учебном году работа СПС значительно затруднена, так как в связи с ремонтом четвертого этажа нашего профилактория эта служба лишилась своего помещения.
Нельзя не сказать о большой роли преподавателя как в целом в воспитательной работе, так и в вопросах адаптации студентов младших курсов. Опыт показывает, что успешность в освоении предмета, интерес к предмету частично зависит от преподавателя как личности, его способности заинтересовать студентов. Нередко приходится слышать от студентов: «Если бы мне этот предмет вот так преподавали, я бы его любил». Очень часто качество успеваемости у студентов младших курсов снижается за счет того, что первокурсник не смог рассчитать силы и время, эффективно сорганизоваться.
Очень часто в их глазах видишь испуг, даже страх, либо один сплошной вопрос. Почему не избавить его от страха, показать ему, что его страх не обоснован, не он первый и не он последний, «не боги горшки обжигали». Что любая ситуация имеет свое позитивное решение. Что нет смысла плыть по течению. Есть пути решения и неплохо бы было о них рассказать, а вот выбор конкретного пути уже оставить за студентом. При этом обратить внимание на то, что он уже взрослый и решение принимать ему.
Важно вывести студента из состояния постоянного напряжения. Выйти на путь диалога. Конечно, за это «деньги не платят». Но это путь к тому, что впоследствии занятия преподавателю будет проводить легче и интереснее. К нему потянутся студенты, особенно первокурсники. Правда вот не только по проблемам в области изучения предмета, но и по проблемам жизненных ситуаций. Ты старше! У тебя опыт! Помоги! Хотя бы выслушай и выскажи свою точку зрения. Привлеки внимание тех, кто может помочь студенту в создавшейся ситуации. Я думаю, не лишним будет напомнить о внешнем облике преподавателя.
К сожалению, у нас есть проблемы в вопросах общения и взаимодействия студентов и преподавателей, и об этом свидетельствуют результаты социологического опроса. Эти проблемы необходимо решать и в основе своей не куратору, как считают студенты. Эти проблемы должны решить сами преподаватели, ведь они выбрали себе эту профессию - профессию педагога. А справиться с этой задачей можно, постоянно повышая свой уровень, либо самостоятельно, либо через ИИП ТПУ. И тогда не будет у нас таких пожеланий от cтудентов: «Необходимо повысить культурный уровень самих преподавателей, их культуру речи; чтобы взаимоотношения с преподавателями стали хотя бы уважительными, и чтоб студентов считали взрослыми людьми, и чтоб со стороны преподавателей не использовались методы оскорбления студентов».
Важным направлением в работе с первым курсом являются здоровьесберегающие программы. Эти задачи решаются в рамках различных университетских программ:
Одной из основных задач коллектива нашего университета в процессе подготовки специалиста является задача по созданию оптимальной социальной среды и личностно развивающих условий деятельности, обеспечивающих творческое самовыражение и самореализацию личности будущего специалиста. В решении этой задачи принимают непосредственное участие многие подразделения ТПУ.
Мне бы хотелось сказать о том, что для молодежи, в том числе для студентов, очень важным является направлять свои усилия не только на учебу, но и на какое-то любимое дело. У каждого оно свое, а есть и такие студенты, которые успевают проявить себя во многих сферах деятельности. Это и учеба, и наука, и творчество, и спорт. Каждое из этих направлений в рамках университета обеспечивается ресурсами. Это спортивные сооружения ФОЦ, культивирование востребованных видов спорта как на профессиональном уровне, так и на любительском. Международный культурный центр, на базе которого работают многие творческие коллективы, и СКСТ «Диамант». В центре большое внимание уделяется развитию и поддержке творческих инициатив студентов. На базе общежитий университета функционируют более 80 культурно-спортивных центров, созданных по инициативе студентов разных поколений.
Сегодня студенты ТПУ имеют возможность развивать свои способности в этнографическом, вокальном, танцевальном, хоровом, музыкальном творчестве, выступать организаторами и администраторами массовых студенческих мероприятий, попробовать свои силы в КВН, на литературном поприще в объединении «Молодые голоса». На базе ТПУ функционируют туристские клубы. Что же касается студентов первого курса, то нужно отметить, что представители всех названных подразделений ежегодно уделяют большое внимание работе с первокурсниками. Информируют их о возможностях, приглашают в свои коллективы, ведут индивидуальную работу. Как результат, ТПУ всегда занимает призовые места на всех видах соревнований, конкурсах и фестивалях от межвузовского уровня до международного. Внутри университета также ведется большая работа по проведению разного уровня студенческих массовых мероприятий: олимпиады, конкурсы научные и творческие, спартакиады, праздники.
Заметное место в активизации студенческой жизни занимает студенческое самоуправление. Это профком студентов, старостат, студенческие советы общежитий, научные общества, волонтерские организации, отряды правопорядка и ССО. Важно, что в этих объединениях активную жизненную позицию занимают сами студенты. Они выходят с интересными инициативами, сами их реализуют при поддержке администрации вуза. Для студентов-активистов годы учебы в университете одновременно становятся хорошей школой воспитания лидерских качеств.
Студенты-первокурсники вовлекаются в ряды активистов с первых дней пребывания в университете. Для старост и профоргов первого курса уже в течение многих лет студенческий актив проводит учебу актива первого курса, в рамках которой проходит знакомство с историей и структурами университета, специалистами проводятся тренинги на командообразование и системность мышления. Также уже традиционным стало театрализованное ежегодное посвящение актива первого курса. Все эти мероприятия организуются и проводятся непосредственно активом студентов и управлением по воспитательной работе.
Мне кажется, что пристальное внимание к студенту и создание условий для всестороннего развития в стенах университета на протяжении всего периода обучения даст нам возможность реализовать главную задачу университетского образования – формирование элиты российского общества. Наш университет должен прирастать своими выпускниками.
С целью повышения эффективности в работе со студентами в первом полугодии 2006 года управлением по ВР планируется разработать программу, а с 1 сентября 2006 года приступить к ее реализации. Основной целью данной программы будет объединение, координация и взаимосвязь структурных подразделений университета по дифференцированному подходу в разносторонней работе со студентами. Программа будет представлена по годам обучения, особое внимание будет уделено работе со студентами младших курсов. Если у Вас есть желание принять участие в формировании этой программы, с предложениями и инициативами Вас ждут в 304 ауд. Главного корпуса ТПУ.
Начальник отдела организации ВР ТПУ
О.А. Никифорова