Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Инновации в преподавании иностранного языка в Томском политехническом университете

Успешный выход Томского политехнического университета в международное образовательное пространство связан с учётом ряда факторов, ключевым из которых является «языковая проблема».

Она заключается в том, что в настоящее время большинство российских студентов и преподавателей не обладают необходимыми умениями для свободного общения на иностранном языке как в быту, так и на профессиональном поприще.

Во многом это обусловлено недостаточной разработкой эффективных методик преподавания и невысоким уровнем мотивации студентов к изучению иностранного языка. Понимая стратегическую значимость решения этой проблемы, ТПУ включился в уникальный для российского образования эксперимент по формированию мультиязыковой среды, одной из задач которого стало обеспечение уровня владения иностранным языком, соответствующего международным стандартам.

В апреле этого года ректор ТПУ Ю.П.Похолков утвердил Требования к уровню владения иностранным языком, в связи с чем Институт языковой коммуникации разработал комплекс мероприятий по внедрению данных требований и с 1 сентября 2005 года начал пилотирование экспериментальной модульной программы по дисциплине «Иностранный язык» для студентов первого курса.

О месте коммуникативного модуля в системе языковой подготовки инженера и ходе эксперимента мы побеседовали с заместителем директора ИЯК по методической работе, к.п.н, доцентом Юлией Юрьевной Ковалевой.

- Юлия Юрьевна, расскажите, пожалуйста, о коммуникативном модуле, принципах его построения.

- Под коммуникативным модулем мы понимаем комплекс учебно-методических материалов, предназначенных для изучения иностранных языков студентами с разным уровнем начальной языковой подготовки. К настоящему времени разработана методическая концепция коммуникативного модуля, в которой нашли отражение его цели, основные положения, структура, содержание, а также тематика и объем часов самостоятельной и аудиторной работы, необходимых для изучения каждого модуля. Составляя программу, мы руководствовались, во-первых, соответствием содержания модуля программным требованиям, документам и образовательным стандартам по изучению языка. В Институте языковой коммуникации работает четыре кафедры английского языка, обслуживающие 11 факультетов ТПУ, поэтому унификация программных документов и требований была сложным, но необходимым делом. Во-вторых, учитывалось соответствие учебно-методических материалов, положенных в основу новой программы, уровню современной методики преподавания иностранных языков и международным стандартам (Синдикат Кембриджских экзаменаторов) владения иностранными языками.

При отборе материалов особое внимание уделялось эффективным приемам активного обучения и совершенствования управления учебной деятельностью студентов, а также достижениям инновационных методик (в том числе сознательно-практического, проблемного, коммуникативного и интенсивного обучения, игрового моделирования). Кроме того, были приняты во внимание такие принципы, как целостность и единство всех компонентов модуля; систематичность, последовательность, доступность изложения материала и др.

Исходя из требований, предъявляемых Кембриджскими экзаменаторами, мы разработали тематическое содержание коммуникативных модулей. Предлагаемые для изучения и обсуждения темы, с одной стороны, достаточно традиционны (например, «Семья», «Человек и его окружение», «Праздники», «Спорт и медицина» и др.), с другой стороны, при работе над каждой из них – подборе текстов, иллюстраций, аудио- и видеоматериалов, упражнений, игровых заданий - составители учитывали будущие профессиональные намерения студентов, их индивидуальные потребности, способности и интересы. Изучение коммуникативного модуля рассчитано на 1 месяц. Таким образом, за один семестр студенты изучат 4 модуля, а всего в процессе обучения - 16 коммуникативных модулей. Хочется особо подчеркнуть, что построение дисциплины «Иностранный язык» на основе модульного принципа позволит нашим студентам по окончании курса обучения сдать экзамен на международный сертификат.

- Какие существуют виды контроля успеваемости студентов?

- Предполагается, что на протяжении всего процесса обучения по модульному принципу, оценка коммуникативных навыков и умений студента будут осуществляться в режиме 8 рубежных и 4 итоговых контролей. Специалистами Института языковой коммуникации разрабатываются тестирующие материалы для проведения каждого вида контроля. Компьютерное и бланочное тестирование проходят на базе УМЦЯП ТПУ при участии и поддержке заведующих центрами, методистов и инженеров.

-Все ли преподаватели участвуют в разработке модульной программы?

- На первых этапах работы над программой мы создали небольшую рабочую группу, в которую вошли как наиболее опытные сотрудники кафедр ИЯК, так и начинающие преподаватели. Всех их объединяет творческий подход к делу, высокая квалификация в области методики обучения иностранному языку, дисциплинированность и пунктуальность. Техническую помощь в подготовке учебно-методического обеспечения (в частности, в подготовке записей аудио- и видеоматериалов) нам оказал Отдел информационных технологий ИЯК.

О высокой результативности такого подхода свидетельствует издание комплектов обучающих материалов по 1 и 2 модулю программы, в которые входят сборник материалов для работы на практических занятиях, рабочая тетрадь и методические рекомендации для пре подавателей.

Для того, чтобы узнать о первых результатах действия новой программы, мы обратились к студентам первого курса. В нашем импровизированном опросе участвовали 150 студентов-политехников. На вопрос о том, насколько сложна и интересна предложенная им программа изучения иностранного языка, студенты выразили единодушие - 85 % респондентов ответили, что их полностью удовлетворяет предъявляемый уровень требований и принципы обучения иностранному языку в нашем вузе. Вместе с тем, участники опроса высказали ряд пожеланий к составителям программы:

- Я считаю, что использование модулей помогает разнообразить изучение английского языка, но хотелось бы останавливаться на каждом из них подольше, например, посвящать 2-3 занятия каждой из изучаемых тем».

(А. Шапарин, гр. 7 А 51);

- Новый метод изучения иностранного языка меня устраивает, в нем я не вижу ничего сложного. Но, на мой взгляд, было бы интереснее, если бы мы читали побольше текстов, связанных с реальной жизнью и историей, и меньше выполняли упражнений с вариантами ответов.

(А. Сергеев, гр. 9 Т 50);

- Очень хотелось бы, чтобы периодически с нами проводили занятия носители языка, так как именно живое общение с представителем другой культуры поможет нам преодолеть языковой барьер.

(Ю. Пискунова, гр. 11 А 50);

Конечно же, как и во всяком новом деле, всем, кто осуществляет реализацию экспериментальной модульной программы обучения иностранным языкам в ТПУ, еще предстоит совершенствование её концепции и используемых методик, но главное - поддержка и понимание студентами необходимости владения иностранным языком как составной части профессиограммы будущего специалиста-инженера.

К.ф.н., ст. преподаватель кафедры РЯЛ ИЯК
Серебренникова А.Н.,
сотрудники PR-отдела ИЯК ТПУ
Юлия Маргулис, Анастасия Агапеева.