Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Аншлаг для баяна с оркестром

Это был тот самый случай, когда в зале, как говорится, «яблоку негде было упасть!» Любители музыки, маститые профессионалы и юные музыканты из трех (!) городов - Томска, Северска и Асино - собрались в концертном зале МКЦ ТПУ для того, чтобы встретиться со своим кумиром - лучшим баянистом современности Александром Скляровым. Народный артист РФ, Лауреат самых престижных Международных конкурсов, профессор, Почетный Президент французской Ассоциации баянистов и аккордеонистов и т.д., и т.п. по приглашению Томского политехнического университета впервые посетил Томск. Таких громоподобных оваций, которыми слушатели благодарили баяниста за блистательную программу, наш город не слышал давно…

- Александр Владимирович! Где и у кого Вы учились?

- В Москве - в училище, а затем в Институте имени Гнесиных. Мой профессор - Сергей Михайлович Колобков передал мне настоящую исполнительскую школу. Но все дело в том, что в то время мы занимались не только «у педагога». Мы общались, слушали «другую» музыку. За девять лет в Москве я не пропустил ни одного концерта Святослава Рихтера! Ходил без билета, «прорывался» через конную милицию, упрашивал контролеров - шел на прорыв, на все, что угодно! Я не пропустил ни один из спектаклей Большого театра, постоянно бывал в драматических театрах - на Таганке, в Вахтанговском и театре Моссовета… У меня была куча абонементов. Порой от усталости я засыпал в зале, но чувствовал неумолимую потребность «быть везде». И сейчас своим студентам говорю: «Идите, слушайте!»

- Какую музыку, какой стиль Вы предпочитаете играть сегодня?

- Я - романтик по натуре… Предпочитаю музыку, в которой есть мелодия, душа! Очень люблю старинную музыку, Моцарта могу играть на протяжении четырех часов! - столько произведений Вольфганга Амадея входит сейчас в мои программы (естественно, в переложении для баяна). Но для томичей я приготовил оригинальные баянные произведения современных авторов - сольные и для баяна с оркестром.
Очень доволен совместной работой с вашим оркестром (прим. ред. - Томским Муниципальным Русским оркестром МКЦ ТПУ).

- На каком баяне Вы играете?

- На самом лучшем в мире! Баяне Воронежской фабрики АККО - его инструменты действительно «победили» всех отечественных и зарубежных соперников!

- Часто ли ездите на гастроли?

- Сейчас - намного меньше. Но дефицита выступлений не испытываю. За свою исполнительскую жизнь я сыграл более 4100 больших сольных концертов! Иногда думаю - неужели это сделал я? Ведь собственно к выступлениям присоединяются переезды, автомобили, самолеты, записи… Но для меня это - обычная гастрольная жизнь!
Я без публики - не могу! Правда нынче я чаще бываю за границей. Сейчас готовлюсь к концерту в лучшем зале мира - Нью-Йоркском «Карнеги-холле». Люблю выезжать во Францию - прово жу там массу концертов, фестивалей, даю уроки и мастер - классы.

- Французы любят баян?...

- Современный баян и французский кнопочный аккордеон - один и тот же инструмент! С небольшой разницей в настройке. Он считается национальным инструментом у французов, и очень распространен в Европе.

- Почему французы учатся у Вас?

- Они убеждены, что лучшая музыкальная исполнительская школа - только в России! С удовольствием играют наш репертуар, посещают наши занятия.

-А отечественная молодежь выбирает баян?

- Безусловно, но нашим соотечественникам все чаще приходится думать о будущем. Молодежь достигает определенных высот исполнительства, но гарантии стабильной интересной работы нет… Как и у многих нет возможности для приобретения хорошего инструмента.

- Что же дальше? Какова «баянная» судьба?

- Я верю, будет возрождение баяна, он вернется в широкую исполнительскую практику и в круг слушательских интересов. Современные российские композиторы с удовольствием пишут для баяна. Есть в нашем деле настоящие энтузиасты. Они «не перестроились», не ушли в бизнес, не бросили баян. И я буду свой крест нести до конца дней!
Моя душа - баян, я отдаю ему все силы. И что бы там ни было, буду играть на нем - пока могу!...

Материалы подготовила музыковед
Вера Тимофеева.