Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Плодотворные поездки

Вторая половина октября для проректора по стратегическому управлению Александра Ивановича Чучалина прошла под знаком зарубежного партнёрства и сотрудничества в сфере технического образования. С 15 по 23 октября в городе Сан Хуан (Пуэрто Рико) прошел Конгресс Всемирной федерации инженерных организаций, World Federation of Engineering Organizations (WFEO). Из Пуэрто Рико, Александр Иванович сразу же отправился в Португалию, где с 25 по 31 октября, в городе Лиссабон прошла Генеральная Ассамблея Ассоциации ведущих Европейских университетов в области инженерного образования и исследований CESAER.

Вернувшись в Томск, А.И. Чучалин поспешил поделится информацией с газетой «За кадры» и рассказать её читателям о результатах работы на двух столь престижных международных форумах.

- Александр Иванович, что представляет из себя Всемирная федерация инженерных организаций и кто в ней представляет Россию?

- World Federation of Engineering Organizations (WFEO) существует под эгидой ЮНЕСКО и объединяет более 100 стран. В этот раз на Конгрессе работали представители организаций-членов из 68 стран мира. От России официальным членом WFEO является Российский союз научных и инженерных обществ (СНИО), который на Конгрессе представлял исполнительный директор Ситцев В.М.

Работа конгресса WFEO велась в 6 комитетах, состоялись 4 секции Workshop, Генеральная ассамблея и форум участников. Мне было предложено принять участие в качестве нового члена в работе Комитета по развитию технического потенциала. Это новое подразделение, которое было создано в 2003 году по предложению Американской ассоциации инженерных обществ. На сегодняшний день комитет насчитывает 34 члена из 27 стран мира.

Заседания комитета в основном были посвящены анализу влияния инженерного образования и специалистов-инженеров на создание технического потенциала для развития экономики стран. Основные вопросы, интересовавшие членов комитета: качество подготовки специалистов, аккредитация, предпринимательство в инжиниринге и дистанционное образование. Много говорилось и о развитии аккредитации в мире в целом, а не в рамках отдельных ассоциаций и консорциумов.

- А как Вы представили инженерное образование в России?

- На заседаниях комитета мною была представлена презентация Ассоциации инженерного образования России, ее целей и задач, а также результатов деятельности по развитию инженерного образования и инженерной профессии в нашей стране, в том числе, и за счет участия в международных европейских проектах RUSERA, SITE (FP 6) и EUR-ACE, создания национальной системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий.

Кроме этого, я принял участие в Workshop на тему развития технического потенциала, где выступил с докладом «Развитие инженерного образования в России через профессиональную аккредитацию».

Конечно же, работа в рамках Конгресса не ограничивается выступлениями с докладами и участием в дискуссиях на «круглых столах». Немаловажно и неформальное общение с уже знакомыми представителями мировой образовательной общественности, а также расширение деловых связей. В ходе Конгресса прошли полезные беседы с представителями организаций - членов WFEO других стран, в том числе, с уже знакомыми участниками организации Washington Accord из Австралии, Новой Зеландии, Канады, Южной Африки и др.

Положительным фактором, который необходимо использовать в развитии отношений с WFEO и Washington Accord, является избрание президентом на срок 2007-08 годы Барри Грира из Австралии, который знаком нам по встречам Вашингтонского соглашения в Новой Зеландии и в Гонконге.

- Насколько я понимаю, участие в 16-й Генеральной Ассамблее CESAER является первым мероприятием после принятия Томского политехнического университета в Ассоциацию Европейских университетов в области инженерного образования и исследований. Какие впечатления?

- В первый день в рамках Ассамблеи прошёл семинар «Изменение парадигмы от входа к выходу». Речь идёт о том, что в мире меняется парадигма подхода к образовательному процессу, в частности, инженерному. Теперь оценка деятельности вуза ведётся не по ресурсам, которыми обладает университет: профессорско-преподавательскому составу, материальной базе или лабораториям, смотрят, в первую очередь, на выпускников и студентов, на качество образования и удовлетворённость молодыми специалистами полученными знаниями. В ТПУ мы двигаемся в этом направлении. На семинаре мной был представлен незапланированный в программе доклад «Компетенции выпускников инженерных вузов: сравнительный анализ (требования международных организаций FEANI, Washington Accord, EUR-ACE, Dutch Descriptors)».

Нам важно знать, какие специалисты нужны в мире. Говоря о самой ассамблее, самое важное, что необходимо уяснить, это то, что от нас, как новых членов ассоциации, сейчас все ждут активной работы в консорциуме.

Мною было инициировано рассмотрение на ассамблее вопроса об участии CESAER в организации конференции «Global Engineering Education and Research» в рамках юбилейных мероприятий, посвященных 110-летию ТПУ (30 мая - 3 июня 2006 г.). К этой инициативе университета члены Ассоциации отнеслись положительно и дали согласие на участие.

Вообще, обсуждаемые на Ассамблее вопросы очень актуальны для российской системы высшего образования. Среди них: внешняя оценка качества; внутренняя оценка качества и система квалификаций; европейская структура квалификации; аккредитация и признание дипломов инженерного образования; взаимное признание, основанное на доверии; изменение структуры и финансирования исследований в Европе. Много времени было посвящено вопросам академической мобильности внутри ассоциаций.

Отрадно, что именно Томский политехнический университет и Ассоциация инженерного образования России, которую возглавляет Юрий Петрович Похолков, имеет возможность представлять нашу страну и решать её актуальные проблемы в сфере подготовки высококвалифицированных кадров на столь высоком мировом уровне.

Как и в первой командировке, были проведены неофициальные встречи с зарубежными коллегами. С президентом консорциума CLUSTER, Хуаном Перисом мы обсуждали перспективы сотрудничества в ближайшем будущем. Состоялись полезные беседы относительно перспектив развития сотрудничества ТПУ и АИОР с Рене Бернардом, координатором ENQEEI, Рамоном Вайсом, представителем CESAER в проекте EUR-ACE, нашим давним партнером, ректором университета г. Карлсруэ и президентом ассоциации TU9 Хорстом Хиплером и другими участниками семинара и Генеральной Ассамблеи CESAER.

- Вы упомянули о том, что, вступив в столь уважаемую международную ассоциацию, как CESAER, предстоит большая и трудоёмкая работа, разве это не является простым признанием высокой квалификации?

- Кроме высокого звания, необходимо держать и марку лидера, а чтобы её держать, необходимо постоянно работать, развиваться, да и в конце концов показывать пример. Поэтому если нас приняли в Ассоциацию ведущих Европейских университетов в области инженерного образования и исследований, мы должны не подвести и оправдать оказанное доверие и признание.

На прошедшей Ассамблее было решёно принять в ряды CESAER Варшавский технологический университет, но именно из-за недостаточной активности технические университеты Рима и Афин были исключены.

Необходимо считать принятие в CESAER не успешным завершением работы, а началом нового большого этапа развития университета в составе Ассоциации ведущих Европейских университетов в области инженерного образования и исследований.

- Перед тем, как отправился в Португалию на 16-ю Генеральную Ассамблею CESAER, Вы небольшой период времени провели в Москве...

- Да, 24 октября прошла встреча с начальником Управления лицензирования, аттестации и аккредитации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) В.И.Кругловым. Мы обсудили текущие вопросы совместной деятельности в создании типовой системы менеджмента качества для российских вузов. Пример работы в ТПУ по данному направлению может пригодиться для его внедрения повсеместно, что в последствии должно значительно повысить качество высшего образования в России и привести к экономическому благополучию страны.

- Спасибо за интервью!

Олег КОКОРИН.