Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

«Всё, что начал, нужно доводить до конца»

ТПУ и Институт оптики атмосферы им. В.Е. Зуева СО РАН связывает давняя дружба и совместная научно-образовательная деятельность. Около десяти процентов сотрудников ИОА СО РАН – окончили ТПУ. Беседа – с к.ф.-м.н. Константином Осиповым, выпускником ТПУ.

– Расскажи о себе, об образовании, которое ты получил.

– В 2001 году я окончил факультет автоматики и вычислительной техники ТПУ, кафедру автоматики и компьютерных систем и получил диплом по специальности «Инженер технических систем». Затем продолжил обучение в аспирантуре в лаборатории электроники диэлектриков и полупроводников (ПНИЛ ЭДИП) под руководством Татьяны Викторовны Фурса. В 2007 году успешно защитил кандидатскую диссертацию по специальности «Приборы и методы контроля природной среды веществ и изделий». В 2007 году пришел работать на полную ставку в ИОА СО РАН в лабораторию атмосферной абсорбционной спектроскопии (ЛААС) под руководством д.ф.-м.н. Ю.Н. Пономарева. Свою работу я всегда выстраивал, основываясь на собственном понимании физики эксперимента – стремился посмотреть с другой стороны на общепринятые рабочие моменты. Если осмыслить по-новому факты, на которые взгляды у коллег уже устоялись, удается получить новые интересные выводы. Я занимаю должности старшего научного сотрудника ЛААС ИОА СО РАН и лаборатории ПНИЛ ЭДИП Института неразрушающего контроля ТПУ. Благодаря работе по двум научным направлениям мне удается постоянно открывать что-то новое в предмете своих исследований. Изначально в университете я занимался ультразвуковой спектроскопией материалов, изучал явление генерации электрических сигналов при акустическом воздействии на материал. В ИОА СО РАН под действием лазерного излучения, по сути – электромагнитной волны на некоторую поглощающую среду, мы регистрируем сигнал давления – оптикокустический эффект. Навыки моделирования и расчетов, наработанные в Институте, успешно применяются мной для решения аналогичных задач в родном ТПУ.

– Как тебя приняли сотрудники ИОА СО РАН, трудно было влиться в коллектив?

– Сначала отношения с коллективом были сложные, потому что в ИОА СО РАН основная масса сотрудников – выпускники Томского государственного университета. И чтобы коллектив меня принял, необходимо было подтверждать квалификацию – выступал на семинарах, спорил и доказывал свою точку зрения. Пришлось много работать, прежде чем новым коллегам стало ясно, что я соответствую высокому уровню их квалификации. Благодаря школе, которая пройдена мной в Томском политехе, в коллектив Института я вписался быстро и гармонично. Я всегда стараюсь разобраться в новых, малоизвестных мне вопросах, быстро включаться в работу нашей лаборатории, применять все свои навыки и знания в решении актуальных научных задач.

– Коллеги и руководство характеризуют тебя как быстрорастущего специалиста. Кого назовёшь в числе наставников?

– Конечно же, это Венедикт Андреевич Капитанов. С ним я начинал работать на оптико-акустическом спектрометре, под его руководством были усовершенствованы алгоритмы работы прибора. Венедикт Андреевич активно участвовал в разработке программы для массовой обработки регистрируемых спектров. Это один из ведущих сотрудников нашей лаборатории, специалист мирового уровня.

– Что ты считаешь своим лучшим научным результатом, с момента прихода в Институт?

– Первым значимым результатом я считаю усовершенствование оптико-акустического спектрометра ближнего ИК-диапазона. Благодаря этому наш коллектив одним из первых в мире зарегистрировал спектры метана в смесях с атомарными и молекулярными газами в высоком разрешении в ближнем ИК-диапазоне. Я успешно произвел расчет полученных данных. Эти результаты уже дважды докладывались на тематических семинарах во Франции: в 2011 году на 22th Colloquium on High resolution molecular spectroscopy, Dijon и в 2012 на International workshop on «Spectroscopy of methane and derived molecules for atmospheric and planetary applications» Dole, затем были опубликованы статьи в высокорейтинговых научных журналах.

– Какую науку ты считаешь более эффективной: вузовскую, или академическую?

– Эффективность академической науки обусловлена спецификой научных задач, которые решают институты РАН в отдельности. Вузовский научный сектор в большей степени направлен на интеграцию студентов в научный процесс, ведь основной смысл работы вузов – обучение. Я считаю, что в этих двух структурах научная деятельность строится по-своему эффективно.

– Какие, на твой взгляд, существуют пути развития науки в Институте?

– Мое мнение, что нужно привлекать молодежь к участию в научной деятельности, чтобы эти ребята стали достойной сменой старшему поколению. Нельзя не отметить, что для эффективной работы с молодежью необходимо достаточное финансирование на достойную заработную плату и приобретение оборудования. Не менее важно обеспечить молодых сотрудников жильем, как это делается в ИОА.

Новым научным кадрам советую правильно пользоваться бесценным опытом мэтров и благодаря этому развивать сильные позиции коллектива. Науку делают люди, грамотные специалисты, и она, как любая профессиональная деятельность, не мыслима без преемственности поколений. Лично я получил бесценный опыт, работая в коллективе с очень грамотными экспериментаторами. Считаю, что Институт – это серьезная организация, которая предъявляет высокие требования к сотрудникам. Для меня здесь есть все возможности, чтобы вести эффективную научную деятельность, только нужно постоянно двигаться вперед.

– У тебя двое детей, дочка и маленький сын. Что, по твоему мнению, необходимо для поддержания семейного очага?

– Моей дочери семь лет, а сыну скоро год. Жена сейчас в декретном отпуске. Приходится много трудиться, но я успеваю уделять время семье. Мы любим прогулки в окрестностях Академгородка. Профком Института выделяет бесплатные билеты в театр, организует общественные мероприятия – Новогодние представления, конкурсы рисунков.

– Ты коренной томич? Расскажи о своих родных.

– Жизнь всей моей семьи тесно связана с научной средой. Дедушка по маминой линии, Александр Александрович Фурман, был профессором ТПУ, мама, Нина Александровна Осипова, – доцент Института природных ресурсов, жена также сотрудник ТПУ. Сестра недавно защитила кандидатскую диссертацию по специальности «Экономика» в ТГУ.

– Какие человеческие качества близки тебе в людях?

– Я прямой человек, не люблю лукавства. Ценю прямоту, честность, в работе – ответственность. Все, что начал, нужно доводить до конца, сделать хорошо.

Татьяна ГАВРИЛОВСКАЯ