Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Основатель школы необычного интеллекта

Когда на приёме ко Дню российской науки губернатор Томской области Сергей Жвачкин вручал сертификаты на именные губернаторские стипендии пяти профессорам томских вузов и исследовательских институтов, среди них была единственная женщина. В номинации «Технические науки» победила доктор технических наук, профессор ТПУ Эмилия Иванчина.

– Эмилия Дмитриевна, не припомню, чтобы победителем сразу двух престижных конкурсов – «Профессор года – 2011» и «Учёный года – 2011» в Томском политехническом стал один и тот же человек. Назовите, пожалуйста, самые главные свои регалии.

– Да, так получилось. Я – почётный работник высшего профессионального образования РФ, лауреат Премии Томской области, основатель научной школы «Интеллектуальные системы в химической технологии и профессиональном образовании». С 2007 по 2012 годы мною изданы семь учебных пособий (два – с грифом УМО), две монографии, опубликовано 63 статьи в изданиях ВАКа, я удостоена чести занесения в Галерею почета ТПУ и на районную доску почета. Последняя победа – стипендия губернатора области. Из официальных источников известно, что обогнала своих конкурентов с большим отрывом.

Э.Д. Иванчина окончила государственный университет, кафедру математической физики физико-технического факультета. Как раз в это время в политехническом тогда еще институте создавалась школа математического моделирования каталитических процессов нефтегазопереработки – тематика, которая очень заинтересовала выпускницу. Во-первых, это было связано с образованием, которое она получила – изучением химико-технологических процессов, причём специалистом в своей области считалась вполне хорошим. Так что отказаться от возможности влиться в работу одной из первых в России кафедр, вплотную занимавшихся моделированием процессов переработки нефти, было во-вторых и, пожалуй, в главных. Руководитель школы – Анатолий Васильевич Кравцов – сразу разглядел в молодом специалисте будущего соратника, и устройство на работу в Томский политехнический, на кафедру химической технологии топлива, совершилось 34 года назад как само собой разумеющееся. Кстати, по словам Эмилии Дмитриевны, политехником она почувствовала себя практически сразу, и по сей день это ощущение только укрепляется.

Так и началась её не только научная, но и творческая деятельность. И сейчас без кома в горле профессор Иванчина не может говорить о своём Учителе, который не только был научным руководителем кандидатской и докторской диссертаций, но и настоящим наставником и помощником во всех самых дерзких творческих экспериментах. Их творческий союз продолжался до самого последнего дня А.В. Кравцова, и светлая память о нём навсегда останется в сердцах всех его учеников. Те, кто знал этого удивительного человека, работал под его началом, просто не имеют морального права не довести до конца начатое им дело.

Возможно, истоки научного руководства Эмилия Дмитриевна постигла именно на примере своего научного руководителя. Ведь она воспитала 15 кандидатов и 1 доктора (до 30 лет) наук. Сейчас руководит работой докторанта, 8 аспирантов и 5 магистрантов, а молодые доценты кафедры, кандидаты технических наук ещё недавно были её аспирантами. Кстати, из молодых ученых кафедры сегодня – 90 процентов тех, кто был или является её аспирантами. Чего только стоит пример Елены Ивашкиной, которая защитила докторскую диссертацию в 28 лет. Это, без преувеличения, их общее достижение, и гордятся им обе одинаково.

Вообще, развивать научную школу «Интеллектуальные системы в химической технологии и профессиональном образовании», основателем которой и является профессор Иванчина, – дело перспективное со всех сторон. Тесный альянс научно-педагогической деятельности с нефтеперерабатывающими заводами, где сотрудники кафедры внедряют разработанные интеллектуальные системы и для которых готовят специалистов-технологов, приносит свои яркие плоды. Школа – это дочерняя (в прямом и переносном смысле) структура, рождённая из школы профессора А.В. Кравцова. Сейчас нефтехимическая промышленность переживает бум по использованию этого метода, и, соответственно, быстро растёт число заявок на выпускников кафедры ХТТ, которые методом владеют в совершенстве. Основной контингент выпускников кафедры работает в ведущих нефтегазовых компаниях: «Роснефть», «ТНК-ВР», «Газпром», «Трансгаз», «Сургутнефтегаз» и др.

– Не жаль расставаться со специалистами высокого качества, Эмилия Дмитриевна?

– Был период 90-х, когда многие кафедру покидали. Можно сказать, что благодаря перестройке, «среднее звено» нами безвозвратно потеряно, и, к сожалению, нам его очень не хватает. Хотя связь не прервалась, ведь практически все ушли на предприятия нефтегазового комплекса. Только сейчас у меня четыре аспиранта-заочника, которые делают диссертационные работы непосредственно у себя на производстве. Двое ведущих специалистов ООО «КИНЕФ» уже защитили кандидатские диссертации.

Вдохновляет на победы работа в команде с докторантами, аспирантами, студентами, ведь большие дела одному не сделать, нужен коллектив – творческий, молодой, энергичный. И он есть. Вот Никита Чеканцев, надеюсь, будет следующим доктором наук, не достигшим 30-летнего возраста, Евгения Францина тоже оправдала звание лауреатов всяческих конкурсов и подаёт большие надежды, Екатерина Шарова, одержавшая в своё время множество побед в учёбе. Список можно продолжить.

– Другими словами, общение с молодыми стало уже жизненной необходимостью?

Именно так. Стараюсь сочетать научную деятельность с образовательной. И даже не могу расставить приоритеты. Ведь мы подбираем перспективных ребят буквально с первого курса и пестуем их, стараемся приобщить не только к работе, но и к творческому и интеллектуальному общению. К слову, я награждена Почётной грамотой Министерства образования РФ, дипломами II и III степени за подготовку аспирантов – лауреатов III университетского конкурса «Лучший аспирант ТПУ 2011 года».

– Когда чествовали научную общественность, губернатор отметил, что задачей областной власти является налаживание взаимодействия между производством и наукой. У вашего коллектива с этим всё в порядке?

– Обратная связь в данном случае – в идеале. Мы внедряем свои разработки на заводах, технологи их используют и ставят перед нами новые задачи, решение которых на завтра не отложишь. Так что мы находимся не в изолированной плоскости, а в тесном сотрудничестве с производственниками. Только за последние пять лет нашим коллективом получено 50 свидетельств о государственной регистрации интеллектуальной собственности и актов внедрения, заключено 12 хоздоговоров на сумму более 6 млн рублей.

Более того, наша кафедра – единственная своего рода в России. Сегодня на российских и зарубежных НПЗ активно внедряются информационные технологии для увеличения глубины и повышения качества переработки углеводородного сырья. Однако фундаментом наших исследований является учет физико-химических закономерностей превращения реагентов в промышленных реакторах, термодинамических и кинетических факторов. Это обеспечило возможность создания систем моделирования, которые являются интеллектуальными, так как базируются на реальных данных по эксплуатации промышленных установок. Эти данные анализируются, делаются выводы и даются рекомендации. Нестационарная физико-химическая модель процесса – это основной блок интеллектуальной системы, модель обладает прогнозирующей способностью, может предсказывать технологические режимы работы установки и технико-экономические показатели в течение сырьевого цикла от общего срока её работы. Так что название «интеллектуальные» не спроста. Более чем на 10 промышленных установках производства моторных топлив и синтетических моющих средств уже внедрены и успешно эксплуатируются наши интеллектуальные системы.

– Эмилия Дмитриевна, в вузе Вы уже более 30 лет, в трудовой книжке – только одна запись. Как Вы считаете, далеко ли продвинулся политехнический в последние годы, широкие ли у нас перспективы?

– Не покривлю душой, если скажу, что ТПУ развивается стремительно, особенно после того, как приобрёл статус национального исследовательского. На примере своей кафедры я ощущаю, какие существенные перемены происходят. Главное, у молодежи появилась возможность стажироваться за границей. Так что траектория выбрана руководством правильная, и следовать ей необходимо и дальше.

– По образованию Вы – инженер-физик, а делом жизни избрали химию. Не жалеете?

– Нет. Мне интересно то, чем я занимаюсь основную часть своей жизни. Это – физико-химические процессы, протекающие в технологических системах.

– Коллектив Вашей кафедры наполовину женский. Было бы несправедливо в Вашем лице не поздравить всех с наступающим праздником Весны…

– Согласна. Мы отмечаем женские праздники за чашкой чая. Не будет исключением и этот год. Поговорим по душам, поздравим тех, кто причастен к событиям, будь то успехи в науке или на другом поприще.

– С удовольствием присоединяюсь ко всем добрым и заслуженным словам!

МНЕНИЕ:

Елена Ивашкина, доктор наук, доцент:

– Об Эмилии Дмитриевне могу сказать, что это Учитель с большой буквы. Мы начали с ней работать, когда я училась на пятом курсе тогда ещё химико-технологического факультета. В то время передо мной стоял выбор – устроиться на работу на одно из томских предприятий или поступить в аспирантуру и остаться на кафедре. Принять окончательное решение помог мне профессор А.В. Кравцов. Он посоветовал под руководством профессора Э.М. Иванчиной заняться научными исследованиями и выполнить дипломную работу по проблеме повышения эффективности каталитических процессов переработки углеводородного сырья. Для меня это стало судьбоносным решением, так как я поняла, насколько интересной может быть работа в Томском политехническом университете, в частности, на кафедре химической технологии топлива и химической кибернетики, и как я могу реализоваться здесь. При этом работать с Эмилией Дмитриевной было не только престижно, но и требовало полной отдачи. Профессор Иванчина – это не тот научный руководитель, который объясняет всё на пальцах, буквально за руку приводит к результату. Это стратегически мыслящий учёный, и в то же время очень творческий человек, который задаёт направление в работе, заставляет самостоятельно искать верное решение научной проблемы. За те годы, что мы вместе работаем, я научилась понимать её практически с полуслова. Такое взаимопонимание позволило нам вместе добиться высоких результатов в науке. Так, в мае 2012 года под руководством профессора Э.Д. Иванчиной я защитила докторскую диссертацию. И это, несомненно, и её заслуга.

Галина ВЕНДЕЛЕВА