Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Вуз не бросает своих... без работы

Что нужно выпускникам для успешного трудоустройства, и как ТПУ помогает им в этом.

Основным показателем эффективности вуза является востребованность его выпускников и их профессиональная карьера. Эти данные принято считать ключевыми в оценке качества подготовки специалистов, верности выбранного вузом направления развития и степени его взаимодействия с промышленностью. Статистика говорит, что за последние пять лет спрос на выпускников ТПУ превышает количество самих выпускников в полтора раза. Какие требования выдвигают выпускники ТПУ к своим работодателям, и каких качеств не хватает нынешним молодым специалистам? Почему студенты из Томска предпочитают искать работу в своем городе, и какие предприятия охотнее всего берут на работу специалистов ТПУ? Почему студенты-гуманитарии находят работу самостоятельно, и как выпускники других вузов находят свою работу с помощью ТПУ? Обо всем этом в разговоре с заместителем проректора по образовательной и международной деятельности ТПУ Егором Григорьевичем Язиковым.

МОБИЛЬНОСТЬ ИНОГОРОДНИХ СТУДЕНТОВ

Данные о трудоустройстве выпускников вуза в 2012 году говорят о высоком и стабильном спросе со стороны работодателей на наших специалистов.

При этом количество выпускников, направленных на место работы, превышает 85–90%.

– Насколько дает о себе знать перенасыщение выпускниками технических вузов в Сибирском Федеральном округе? Почему наши специалисты охотно едут работать за Урал и на Дальний Восток?

– От компаний, действующих за Уралом, как правило, поступают более интересные предложения, –поясняет заместитель проректора по образовательной и международной деятельности ТПУ Егор Григорьевич Язиков. – Наших выпускников привлекает и экзотичность тех краев, куда их приглашают на работу. К тому же, у нас учится немало студентов из Казахстана и Кемеровской области, которые твердо знают, что после окончания учебы они вернутся в свои края. Если раньше в ТПУ до 60–70 % учащихся были томичи, то сейчас таких около 40 %. При этом ребята, родившиеся в Томске, более охотно ищут работу в зарубежных компаниях или задерживаются в родном городе и открывают здесь свои малые предприятия. Иногородние выпускники более мобильны и не привязаны к Томской области. Конечно, нам это выгодно, поскольку они дают хорошую рекламу университету.

В 2012 году 72 % выпускников ТПУ нашли себе работу в Сибирском федеральном округе, 8 % – на Урале, 5 % – в центральной России, по 6 % – в Северо-Западном федеральном округе, и так далее.

– Вокруг ТПУ сформировался устойчивый круг заказчиков специалистов, однако количество таких предприятий постепенно снижается. Наметилась тенденция к снижению запросов на прием выпускников в ряд компаний. Значит ли это, что сейчас экономика уже не испытывает большой потребности в выпускниках технических вузов?

– Спрос на выпускников ТПУ, даже в Томске по-прежнему высок, – считает Егор Язиков. – Такие предприятия, как Электромеханический завод, Сибкабель, Сибэлектромотор, ТИЗ традиционно заинтересованы в наших специалистах. Просто коллективы многих заводов изрядно сократились, у них нет потребности в большом количестве инженеров, поэтому взамен мы ищем варианты трудоустройства в других регионах. Благодаря ярмарке вакансий, которую мы проводим дважды в год, на ТПУ выходят компании из Дальнего Востока, Ленинградской области, Москвы и Московской области. Дело в том, что, например, москвичи не очень охотно едут работать на периферию. А наши выпускники более мобильны и готовы выезжать за пределы своего региона. Например, недавно компания Сургут нефтегаз пожелала трудоустроить сразу триста наших выпускников. Мы заинтересовались – ведь рядом есть выпускники Тюменского вуза. Но представители компании полагают, что местные ребята, поработав год–два, увольняются, при появлении более оплачиваемой работы. А наши выпускники продвигаются по карьерной лестнице, не прыгая с места на место. У многих из них развито чувство командной работы, корпоративный дух.

За счет чего появляются такие качества у выпускников вуза? Скорее всего, это воспитывается с самого первого курса, если не раньше – в семье и школе, – считает Егор Язиков. – Как правило, сильным командным духом отличаются студенты и выпускники ЭТО, у них очень сильно развиты навыки командной и организаторской работы.

КТО НУЖНЕЙ – НЕФТЯНИКИ ИЛИ ГУМАНИТАРИИ?

Любопытно, что в прошлом году на наилучшие результаты по итогам персонального трудоустройства выпускников были у Института неразрушающего контроля – 99 %, Гуманитарного факультета – 96 %, ИФВТ, ЭНИН, ФТИ и ИМОЯК – 91 %.

– Нужно заметить, что выпускники гуманитарных направлений трудоустраиваются в основном самостоятельно, так что в этом больше заслуга самих студентов, их родителей и знакомых, – говорит Егор Язиков. – Хотя мы пытались трудоустроить, например, физкультурников в Газпром и другие компании. Но потребность в таких специалистах у них невелика, это очень дефицитные места. Для достижения лучших результатов по трудоустройству мы ведем систематическую работу: трижды в год проходит централизованная процедура персонального трудоустройства. Результат – сбор заявок молодых специалистов и формирование направлений для будущего трудоустройства выпускников. Ежегодно мы проводим по две ярмарки вакансий: в конце марта–начале апреля и в конце ноября–начале декабря. Мы рассылаем заявки по предприятиям, и до 50 компаний приезжают для участия на ярмарке.

– С какого курса студенты начинают активно интересоваться будущим трудоустройством?

– Мы стараемся знакомить их с будущими направлениями с первого курса, – говорит Егор Язиков. – Однако, согласно нашей статистике, они начинают массово и целенаправленно интересоваться будущими местом производственной практики и работы после третьего и четвертого курсов. Хотя на протяжении всего учебного года ведутся мероприятия, способствующие выбору работы – презентации предприятий, ярмарки вакансий, дни карьеры. Постоянно анализируются организации на основании поступающих в ТПУ заявок, ведется анкетирование работодателей и работа со службой занятости.

За последний год количество выпускников ТПУ, трудоустроившихся самостоятельно, увеличилось: в 2010, 2011 их было 9 %, а в 2012 – 13 %. Одновременно в 2010 году не нашли работу 9 % специалистов, в 2011 – 7 %, а в 2012 – 11 %.

– Как университет помогает тем, кто не смог по окончании учебы сразу найти работу?

– Мы не теряем связь с такими выпускниками, они обращаются в отдел трудоустройства и практик, где им помогают подобрать вакансии, говорит Егор Язиков. – Кстати, в этом им помогает и страница вакансий на сайте ТПУ. Постепенно ребята находят свое место работы. Кстати, на цифру выпускников, не нашедших сразу свою работу, влияют специалисты из нефтяной отрасли. Дело в том, что у нефтяников очень много вакансий, в среднем по три на одного человека. Поэтому они не торопятся с выбором конкретного места работы. Многие боятся, что их обманут, пообещав золотые горы, но в реальности предоставив другие условия. Такие случаи в прошлом уже бывали. Поэтому многие не торопятся с распределением, кого-то работодатели переманивают даже на стадии распределения, предлагая более выгодные варианты.

ЖЕНАТЫМ ВАЖНО ЖИЛЬЕ, НЕЖЕНАТЫМ – КАРЬЕРА И ДЕНЬГИ

Тем не менее, проблема трудоустройства выпускников вуза не теряет своей актуальности.

Какие факторы мешают молодым специалистам найти работу? На это влияют внешние изменения на рынке труда, реструктуризацию деятельности Министерства образования и науки, изменения в работе органов занятости населения, а также реформы в органах управления как муниципальных и областных властей, так и на федеральном уровне. Понятно, что для успешного трудоустройства в современном мире выпускники обязаны обладать рядом навыков: грамотно составлять свое резюме, уметь презентовать себя, иметь высокий уровень мотивации к профессиональной карьере, владеть методами сбора информации о рынке труда и потенциальных работодателях, их запросах и условиях деятельности.

В рамках Дней карьеры в 2012 году среди работодателей был проведен опрос причин, препятствующих успешному трудоустройству выпускников. Среди главных были выявлены завышенные требования выпускников к уровню зарплаты (36 %), слабо налаженные связи с вузами (32 %), недостаточный объем выпуска специалистов (18 %), кроме того, качество подготовки выпускников не соответствует предъявленным требованиям (14 %).

– По каким параметрам выбирают выпускники будущее место работы – уровню зарплаты, надежности и известности компании, удобству ее местоположения?

– Как правило, здесь учитывается целый комплекс факторов, – считает Егор Язиков. – Тем, у кого есть семья, в первую очередь важно наличие соцпакета и возможность получить собственное жилье. Например, «Росатом» предоставляет молодым специалистам общежитие, а вскоре и квартиру, место в детском саду и может даже трудоустроить супругу нового специалиста. А для молодых выпускников, еще не обремененных семьей, в первую очередь важен уровень зарплаты. Как правило, они охотно устраиваются на работу вне родного региона, часто - в дальнее зарубежье.

Среди мер, стоящих на очередной повестке дня – разработка методов трудоустройства бакалавров, массовый выпуск которых ожидается в 2014 году.

– А как выглядит ТПУ в трудоустройстве выпускников по сравнению с другими томскими вузами?

– Система трудоустройства наших специалистов была налажена еще во времена СССР, и с тех пор мы не прекращали эту работу, постоянно совершенствуя наши методы, – поясняет Егор Язиков. – В отличие от других вузов, например ТГУ, который раньше не занимался распределением своих специалистов. А сейчас другие университеты перенимают наш опыт и налаживают связи с перспективными работодателями. Кстати, на наши ярмарки вакансий приходят выпускники из ТУСУРа, ТГУ, ТГАСУ, медуниверситета – мы не препятствуем этому. Сохранить систему трудоустройства было очень трудно, особенно в начале 90-х. Но мы знали, что эта часть деятельности напрямую связана с показателями успешности вуза и его развития в будущем. В этой работе нам немалое содействие оказывает Ассоциация выпускников ТПУ, предоставляя поддержку нашим специалистам, помогая трудоустраивать их в самые престижные компании. Сюда же можно отнести и работу нашего томского землячества в Москве. Ежегодно на его отчетном заседании собирается до 450 бывших выпускников университета, где они получают всю информацию о современных потребностях вуза, его текущих задачах. Кстати, с прошлого года в ТПУ стали выпускать рекламные буклеты тех предприятий, которые по разным причинам не успевают попасть на ярмарку вакансий, но очень заинтересованы в получении наших специалистов. Они присылают свои данные, рассказывают об имеющихся вакансиях, а из этих сведений формируется специальный справочник предприятий-партнеров вуза.

Константин ФРОЛОВ