Для кафедры транспорта и хранения нефти и газа ИГНД, как для любой выпускающей, планы развития профессиональной подготовки и переподготовки специалистов для отрасли органично сочетаются с повседневной работой по совершенствованию системы многоуровневой подготовки - бакалавр, специалист (пока эта образовательная ступень ещё существует), магистр.
Что касается последнего, то в 2007 году была начата реализация магистерской программы \"Надёжность газонефтепроводов и хранилищ\". Первые два магистра защитились в 2008 году. Сегодня потенциальные магистры: техники и технологии - на полпути к конечной цели…
Группа 2МТ40 в основном состоит из выпускников родной кафедры ТХНГ (6 человек), но есть и физико-техники (два), и даже один математик. \"Научно-исследовательской работой занялся ещё на втором курсе…\" - вспоминает те заметно отдалившиеся события 3-го и 4-го семестров магистрант Роман Савицкий.
\"Дело в том, - подхватывает разговор куратор группы, доцент кафедры ТХНГ Наталья Вячеславовна Чухарева, - что наши бакалавры пишут выпускную квалификационную работу. Далеко не на всех специальностях подобное практикуется. Соответственно, тот, кто целенаправленно стремится в магистратуру, по определению участвует в НИРС, чтобы на хорошем уровне представить научно-исследовательскую часть своей квалификационной работы. И это - обязательное условие…\"
Что касается Романа, то его тема была сформулирована так: \"Исследование влияния асфальто-смоло-парафинистых отложений на технологию транспорта и хранения нефти\". Первый этап работы заключался в том, чтобы начинающий исследователь провёл различные гидравлические расчёты, позволяющие определять условия транспорта нефти в зависимости от её свойств.
Предварительно для выполнения расчётов были проанализированы свойства нефтей различных месторождений, которые отличаются друг от друга как по составу, так и по свойствам.
Что касается практической направленности, то в настоящее время планируется заключить договор для выполнения научно-исследовательской работы. Полученный материал послужит основой для дальнейших исследований, направленных на решение проблемы очистки резервуаров от асфальто-смоло-парафинистых отложений.
Задача не столь проста, как может показаться, поскольку в состав отложений входят \"пирофорные включения\". Как правило, это двухвалентные оксиды железа, одни из которых самовоспламеняются при минус 22, другие - при минус 36 градусов C.
Таким образом, чтобы выбрать оптимальную технологию очистки, необходимо знать химический состав отложений. На сегодня достаточно хорошо разработаны методики, которые позволяют размывать донные отложения, не прерывая основной технологический процесс.
Но когда резервуар выведен из эксплуатации, его надо быстро и качественно очистить от накопившихся отложений: работы относятся к категории пожаро-взрывоопасных.
Поиск эффективных технологий позволит решить задачу, которая в дальнейшем будет реализована в регламентах и нормативных документах предприятий трубопроводного транспорта нефти, и это - прямой и непосредственный результат, который принесла одна из практико-ориентированных магистерских программ.
Работа выполняется совместно с институтом по проектированию магистральных нефтепроводов России \"Гипротрубопровод\" (Москва) - головная проектная организация, дочернее предприятие акционерной компании \"АК \"Транснефть\".
К слову, но свою первую сессию магистранты-нефтетранспортники сдали на “отлично” (4 зачёта, два экзамена + НИР). Говорят, что нагрузка - по сравнению с первым семестром - выросла.
И в первую очередь за счёт специальных дисциплин, таких как: \"Современные представления о нефтяных дисперсных системах\", \"Автоматизация управления нефтегазовыми технологическими процессами производства\", \"Алгоритмы при моделировании гидродинамических процессов\", \"Исследование напряжённо-деформированного состояния трубопровода\" и др.
Нельзя не сказать о том, что для реализации задач программы \"Надёжность оборудования нефтепроводов и хранилищ\" используется вся мощь интеллектуально-аналитического комплекса научно-образовательного инновационного Центра трубопроводного транспорта нефти и газа, созданного в рамках ИОП ТПУ, а также потенциал учебного центра ОАО \"Газпром трансгаз Томск\", возможности которого хорошо известны в профессиональной среде.
Например, в учебном центре газотранспортной компании магистрантам читают теоретическую часть курса \"Исследование количественных характеристик углеводородов в системе трубопроводного транспорта\". Практические занятия проходят на учебном полигоне, где установлены и действуют приборы и узлы, идентичные действующим на \"магистрали\".
Одним словом, пример отдельно взятой группы магистрантов 2МТ40 позволяет увидеть, как на деле реализуются задачи профессиональной подготовки инженерной элиты нового поколения.
Записал О.Н. Плотников