Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Магистерская подготовка - генерация творческой элиты

Мотивы, по которым в высшей школе заговорили о многоуровневой подготовке, - многоплановы. Развитие технического прогресса, который требует в производственном процессе уже не просто представителей рабочих специальностей, а специалистов высокой квалификации; развитие рыночной экономики, опирающейся на малый и средний бизнес; стремительные изменения потребностей общества - вот основные реалии, заставляющие систему образования становиться более динамичной, обладать возможностью корректировки в сжатые сроки, обеспечивать индивидуализацию подготовки специалиста для наукоемкого производства.

К истории вопроса

Переход на многоуровневую систему, наверное, один из самых обсуждаемых и проблемных вопросов реформирования высшего образования в последние 20 лет. До сих пор нет единого мнения о необходимости отказа от инженерно-технической подготовки. Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ, определяет многоуровневую систему так: \"Мы, пугаясь \"атаки\" Запада, недостаточно хорошо знаем свою историю. Опыт многоуровневой подготовки специалистов возник в Советском Союзе даже раньше, чем на Западе. Вспомните знаменитую физтеховскую школу, когда первые три года человека учили, давали фундаментальные знания, а затем два-три года он занимался практической работой, проводя максимум времени не в базовом институте, а в лабораториях. Это в неком смысле аналог системы \"бакалавр-магистр\", который появился у нас более полувека назад. Этот опыт оправдал себя: лучшие специалисты инженерного профиля, военно-промышленного комплекса готовились именно по этому принципу\".

Опыт Томского политехнического университета в переходе на многоуровневую систему начался с самого прогрессивного факультета - факультета автоматики и вычислительной техники. Вот ключевые этапы нашего пути: 1995 г. - первый набор для обучения по 5 магистерским программам на АВТФ; 1997 г. - первые 15 магистров (АВТФ) получили сертификаты; 2001 г. - в университете подготовлен 61 магистр; 2005 г. - 101.

Только за последние 5 лет число магистрантов выросло более чем в 3 раза. За весь прошедший период с 1997 по 2008 гг. подготовлено 865 магистров.

Вспоминает доцент кафедры гидрогеологии, инженерной геологии и гидрогеоэкологии ИГНД Тамара Яковлевна Емельянова:

- Подготовка магистров была начата кафедрой ГИГЭ в 1997-м, а для того, чтобы наши слушатели могли пойти в магистратуру, им надо было 4 года проучиться в бакалавратуре. Следовательно, начало магистерской подготовки у нас следует отнести к 1992-93 годам…

Можно сказать, что та \"временная фора\", которую получили кафедры, первыми приступившие к реализации многоуровневой подготовки специалистов, дала им ряд преимуществ, от разработки учебно-методического плана, отработки методик, перераспределения сил и до реальной возможности через магистратуру подготовить научные кадры, в первую очередь, для кафедральных нужд.

Всё это, как показывает время, стало существенным подспорьем для тех, кто хотел и мог двигаться вперёд, у кого в активе - хорошая научная школа, серьёзный учебный, методический, исследовательский задел.

День сегодняшний

Развитие магистерской подготовки в ТПУ сейчас многопланово. На протяжении почти 10 лет совместно с Heriot-Watt University (Великобритания) наш университет осуществляет магистерскую подготовку специалистов нефтегазового дела. В результате выполнения ИОП ТПУ в течение 2007-2008 годов разработаны 24 программы элитной опережающей подготовки магистров, совместно с зарубежными партнерами начата реализация 7 Double Degree программ. На сегодняшний день по 104 магистерским программам в университете обучается 768 магистрантов.

Есть и проблемы. Обеспеченность магистратуры педагогическими кадрами от факультета к факультету существенно отличается. Отношение числа магистрантов на одного научного руководителя в 2008 году составило 0,47 в среднем по университету при принятом нормативе - 5/1. В ТПУ пока нет единой мобильной системы, обеспечивающей непрерывность подготовки кадров бакалавр-магистр-аспирант, в том числе со сменой специальности. В 2008 году при наличии 170 бюджетных мест в аспирантуру поступило лишь 40 магистров. Промышленные предприятия пока имеют очень малый опыт работы с выпускниками вуза, имеющими квалификацию \"магистр\".

А есть объективная реальность. В Томске создана особая экономическая зона технико-внедренческого типа, уже в настоящее время заполняющаяся резидентами - интеллектуалоемкими предприятиями, развивающими высокие технологии. Очевидно, что развитие новых предприятий на территории города и области потребует большое количество кадров высокой квалификации. С другой стороны, в течение двух последних лет ТПУ выполнял Инновационно-образовательную программу, одним из результатов которой явилось создание 10 Инновационных научно-образовательных центров, оборудованных современнейшими приборами и установками. Развитие ИНОЦ, преобразование их в центры превосходства предполагается заложить в основу создания на базе ТПУ Национального исследовательского университета (НИУ). Одним из важнейших критериев научного потенциала НИУ является наличие исследовательского оборудования, установленного в лабораториях, откалиброванного, действующего, и наличие доступа к этому оборудованию для ведения научной и образовательной деятельности. Следовательно, в ближайшее время университету просто необходимо большое количество высококвалифицированных специалистов для работы на закупленном оборудовании. Поэтому в ближайшие несколько лет перед университетом будет стоять задача обеспечить себя высококвалифицированными кадрами для формирования \"критической массы исследователей\", владеющими современными научными знаниями, опытом работы на новейшем оборудовании, обладающего, кроме квалификационных и научных знаний, компетенциями в области инноваций, проектного менеджмента, управления производством и т.п., позволяющими принимать решения на основе глубоких теоретических и практических знаний.

Решение - в потенциале

О важности вопроса говорит и тот факт, что Учёный совет ТПУ посвятил одно из своих заседаний теме \"Проблемы и перспективы развития магистратуры ТПУ, как части системы подготовки кадров высокой и высшей квалификации\". По итогам презентации, подготовленной начальником Управления магистратуры, аспирантуры и докторантуры Н.А. Шепотенко, члены совета поставили основные цели современного развития магистратуры:

  1. Магистратура должна стать эффективной площадкой для подготовки будущих аспирантов - молодых ученых, привлеченных к исследовательскому процессу в студенчестве, имеющих сформированную тему исследований, публикации, научный задел, считающих аспирантуру не только средством не пойти в армию.
  2. Необходимо обеспечить ИНОЦ и НИИ ТПУ высококвалифицированными кадрами для концентрации усилий в создании междисциплинарных центров превосходства, повышения уровня научных исследований, повышения эффективности использования оборудования в учебном и научном процессах.
  3. Выпускников магистратуры необходимо готовить для промышленных предприятий, как минимум, Томска и Томской области (в том числе предприятий ТВЗ) таким образом, чтобы они были готовы обеспечить быстрые темпы развития наукоемких производств, а также способны создать самостоятельное высокотехнологичное предприятие.

По итогам заседания принято решение Учёного совета из 8 пунктов, охватывающих весь спектр организационных, содержательных, рекламно-информационных мер, которые должны привести к значительным результатам. Прежде всего, это увеличение количества поступающих в магистратуру ТПУ, в том числе из других вузов России и зарубежья; это подготовка магистрантов по заказам предприятий; это выпуск магистров, создающих собственные малые инновационные предприятия; и, наконец, это решение собственных задач университета по воспроизводству и развитию научных школ.

Достижение этих целей возможно лишь при развитии профессиональной коммуникации, включая конференции, стажировки, школы, тренинги и другие формы, способствующие научной и академической мобильности. Магистрант должен овладеть навыками научной работы как самостоятельно, так и в исследовательской группе, накопить опыт презентации результатов исследований и разработок. Без этих элементов подготовки магистранта невозможно обеспечить его последующую плодотворную профессиональную деятельность. Конечно, при этом следует иметь в виду, что качественную подготовку, включающую образовательный и исследовательский компоненты, можно обеспечить лишь при условии, что подготовка магистранта ведется в коллективе, имеющем серьезную научно-исследовательскую базу.