Проректор ТПУ по международному сотрудничеству А.И. ЧУЧАЛИН:
\"МЫ БОЛЬШЕ НЕ В РОЛИ ПРОСИТЕЛЕЙ! ТЕПЕРЬ С НАМИ ХОТЯТ ДРУЖИТЬ!\"
В период с 11 по 16 мая 2009 г. делегация Томского политехнического университета посетила г. Берлин (Германия), где приняла участие в Международной выставке образовательных программ и работе семинаров, проводимых в рамках реализации совместных магистерских программ. Заведены новые контакты, достигнуты договоренности, подготовлен отчет о командировке, предложения и поручения из него уже приняты к исполнению. Наш разговор с проректором по международному сотрудничеству Александром Ивановичем ЧУЧАЛИНЫМ состоялся под \"последний звонок\" учебного года. Поэтому - о берлинских встречах в формате темы развития международного сотрудничества в целом.
- Александр Иванович, уместно было бы напомнить нашим читателям о том, как развивались международные связи до 11 мая 2009 года.
- Да, чуть предыстории, если говорить о берлинском вояже. Это была образовательная выставка-ярмарка, подобных которой по миру в разных странах и городах проходит великое множество. Мы в таких выставках участвуем давно, а с 1998 года - систематически, после принятия концепции на заседании Ученого совета о том, что будем очень активно заниматься интернационализацией своего образования и научных исследований, как фундамента всего этого. Было решено, во-первых, на новый уровень поставить иностранный язык, потому что без языка в современном мире ничего не происходит.
Во-вторых, нужна была разработка новых программ, которые были бы узнаваемы и в итоге признаваемы за рубежом. Поскольку российская система высшего образования долгое время была оторвана от мировой, мы шли своим путем. Я не даю оценок, хорош был этот путь или плох, он просто был другой. Соответственно, у нас традиционно сформировались и программы, и их названия, и номенклатура, и структура - все, отличное от того, к чему привыкли за рубежом. И надо было приводить в соответствие с мировыми требованиями все это, чтобы добиться международного признания. Каким образом? Подвергать программы внешней оценке со стороны различных авторитетных международных организаций. Т.е. речь шла об аккредитации этих программ в ведущих структурах.
Дальше все развивалось в направлении создания уже совместных программ. Мы вынуждены были приглашать (и это не блажь!) партнера, ведущий зарубежный университет, к сотрудничеству с нами, чтобы сделать совместно некий образовательный продукт и затем предложить его на рынок. Сейчас активно идут процессы глобализации в экономике. Требования к подготовке специалистов все более и более возрастают. Мы не можем удовлетворить эти требования собственными ресурсами, их просто не хватает в силу исторически сложившихся причин! Следовательно, должны дополнить свои ресурсы, чтобы наши выпускники могли конкурировать с подобными им специалистами на Западе. Начиная с 2008 года, мы постепенно подходили к этому.
Хороший толчок в развитии совместных программ обучения нам дала Инновационная программа, которую выполняли два года подряд (2007-2008), выиграв грант. А дальше мы уже серьезнейшим образом озаботились: нужен кластер совместных программ с обменами и двойными дипломами, чтобы вывести на совершенно иной уровень подготовку специалистов по самым приоритетным направлениям. Направления эти известны: информационные технологии, нанотехнологии, ядерные технологии, ресурсосбережение и т.д. Только четкое следование мировым тенденциям, развитие перспективных направлений позволят России \"соскочить с сырьевой иглы\" и начать производить нормальный конкурентоспособный продукт. Поэтому задумали создание этих совместных программ: их было запланировано семь. Давались они с трудом, что-то получалось, что-то нет. Так всегда бывает, ведь очень сложная задача была поставлена. В конце концов, что-то удалось, несколько совместных программ пошли, появились первые иностранные студенты. Наступило и время для маркетинга.
- Последний Ваш визит в Германию, конечно, продвинул отношения с зарубежными партнерами на шаг вперед. Если говорить о его итогах, что, на Ваш взгляд, есть главный результат?
- С университетами Германии у нас пять совместных программ. Две из них уже реализуются, остальные - в стадии доработки. Мы понимали, что должны предложить какую-то часть программ на перспективу и немецкому бизнесу, потому что речь идет конкретно о подготовке специалистов в двух университетах. Эти специалисты могли бы эффективно работать и в Германии, и у нас, и в совместных структурах. Поэтому одна из основных задач, стоящих перед делегацией в Берлине - предложить бизнесу эти программы. Вторая - мы хотели познакомить с ними русскоязычное население Германии, которое, очевидно, с большим интересом воспримет наши программы (у них менталитет еще наш). Программа предусматривает один год отучиться в России, один год в Германии. И получаешь два диплома, с которыми либо там, либо у нас работаешь. Именно это обстоятельство подтолкнуло нас к тому, чтобы принять активное участие в этой выставке.
Выставка сама по себе обычная, делегации нашего ИМОЯК раз 5-6 в год участвуют в подобных, рекламируя свою деятельность, привлекая зарубежных студентов. На сей раз состав десанта был усилен представителями факультетов и кафедр, непосредственно делавшими эти магистерские программы совместно с немецкими партнерами. Не могу не отметить, что в выставке наряду со 133 организациями из 30 стран участвовал всего один российский вуз - наш ТПУ. В первый день пребывания нас пригласил директор Русского Дома науки и культуры в Берлине Владимир Михаил Михайлович. С ним мы встречались раньше - в 2007 году на конференции, проходящей под эгидой Министерства образования и науки. С его слов мы узнали, что из девяти российских вузов, первоначально проявивших интерес к берлинской встрече, остался лишь ТПУ. Мы были здесь одни! И поэтому на нас приехал посмотреть посол России в Германии г-н Котенев Владимир Владимирович. Он, конечно, не мог не посетить экспозиции единственной выставки из России, которая рекламирует свои образовательные услуги. Ему было приятно услышать, что мы еще пропагандируем и пять совместных с Германскими вузами программ!
Надо ли говорить, что встреча была теплая?! Результат можно обозначить так: не блестящий, но результат. В чем он заключается? Мы провели запланированный семинар в рамках визита. Больше того, \"подпольно\", уже вне программы выставки, провели еще два семинара для представителей бизнеса и интересующихся русскоязычных граждан. На семинаре \"нарядили\" в мантию Почетного профессора ТПУ профессора TU Munich Эрнста Маера. Он специально приехал в Берлин из Мюнхена для участия в выставке и церемонии. У нас был раздаточный материал для студентов и абитуриентов (спасибо за это нашему Управлению коммуникационной политики). Молодежь спрашивала, как можно участвовать в академических обменах, как вообще поступить в ТПУ? Представители многих университетов из различных стран заинтересовались сотрудничеством с нашим университетом. А раньше, в основном, мы выступали в роли \"просителей\". Вот такой результат.
- Александр Иванович, совместные магистерские программы основаны на взаимном интересе сторон друг к другу. В чем Вам видится этот интерес?
- Зачем нашим выпускникам второй диплом, понятно. Содержательная сторона: уникальный ресурс получаем, качество де-факто растет. Но главное, признание этого качества де-юре. Программа максимально интернационализована и приближена к мировым стандартам. Молодой специалист, к примеру, приходит на предприятие и предъявляет два диплома: Томского политехнического и Мюнхенского технического университетов. Конечно, у работодателя будет совершенно иное отношение к нему. Кроме того, нам не нужно обращаться к каким-то аккредитующим учреждениям, подтверждающим качество диплома - тут все ясно. Если такой диплом есть, он уже свидетельствует о высоком качестве образования. Теперь, зачем им наш диплом? Если мы говорим о Европе, то ценность диплома российского (в нашем случае Томского политехнического) де-юре, наверное, не очень велика. Потому что с дипломом европейского университета в кармане, у молодого специалиста есть все шансы трудоустроиться на хорошее место в любой точке Европы. Но бывают такие случаи, когда нужно получить место для работы в совместной компании, где, скажем, есть присутствие российское и германское… Тут обладание российским дипломом дает определенное конкурентное преимущество. Ведь компании, работающие на российском рынке, очень заинтересованы в тех, кто знает наш язык, понимает российский менталитет. Но больше, я бы сказал, де-факто!
Интерес тех же немцев понятен. Они хорошо себе представляют, что у нас есть чем \"поживиться\". Особенно привлекательна в этой связи программа в области физики и высоких технологий машиностроения. Наш университет обладает уникальной лабораторной базой, использует связи с Российской Академией наук, имеет современные технологии. Поэтому немцам интересно обогатить свои знания. Вот пример, тот же Мюнхенский университет. Мы с ТU Munich разрабатываем программы в области компьютерной сети и телекоммуникаций. Я бы не сказал, что здесь мы сильнее их. Безусловно, они сильнее. И непросто было завоевать их доверие. Владимир Захарович Ямпольский, руководитель этой программы, не смог взять германских коллег приступом, взял осадой. Только через какое-то время, когда провели несколько семинаров, когда съездили туда-сюда не один раз, тогда немцы с осторожностью сказали: ну, в принципе можно. Они четыре часа обсуждали на Ученом совете возможность разработки с нами совместной программы! То есть они предпочли сначала узнать нас, а потом сотрудничать.
Так было в области телекоммуникаций. А теперь коллеги из Германии сами предлагают нам совместный проект в области нераспространения ядерных материалов и отходов, чем мы занимаемся на физико-техническом факультете. В свое время ядерная отрасль у них хорошо развивалась, строились ядерные объекты, но потом \"зеленые\" так надавили на правительство, что программа ядерного развития была свернута. Как, впрочем, и во Франции. Это привело к тому, что постепенно подготовка специалистов в этом направлении ослабла. А сейчас вся Западная Европа спохватилась: без ядерной энергии не прожить! Немецкие коллеги очень заинтересованы работать с нами в этой области. Они понимают, что здесь мы их опережаем, и поэтому стремятся к сотрудничеству.
- Разработка и развитие международных образовательных программ невозможны без такого этапа, как заключение договора с тем или иным иностранным вузом. Какие-то изменения претерпело с течением времени это направление Вашей работы?
- Если говорить обобщенно, вначале 90-х, когда мы только-только узнавали мир, а мир нас, вся инициатива шла сверху. На уровне ректоров, проректоров происходили все контакты. Мы \"светились\" на мероприятиях зарубежных университетов, завязывались первые знакомства. Потом дело доходило до серьезных договоренностей: давайте будем дружить, есть такое-то предложение! А дальше давались указания профессорам, деканам примерно следующие: мы заключили соглашение, давайте, ищите, кто с нашей стороны может дальше продолжать работу. Так было на ранней стадии становления наших контактов с заграницей. Во многом это было трудно и проблематично. Потому что руководство на высшем уровне договаривается об одном, приезжаем на место, а здесь не находим конкретных исполнителей. И у другой стороны те же проблемы. Как результат - 25 процентов договоров не работают. И, в том числе, потому, что навязывались сверху!
Теперь ситуация в корне поменялась. В подходах к заключению договоров произошел разворот на 180 градусов. Сейчас профессора, заведующие кафедрами, деканы сами проявляют желание и готовность заключать договоры о международном сотрудничестве. У них уже должны быть ответы на все вопросы: что является предметом договора, каковы будут результаты, есть ли план работы, кто будет финансировать и т.д. Все это должно быть обозначено по существу, причем гарантии принимаются в письменном виде. Зато теперь у нас есть четкое представление обо всех заключаемых соглашениях и видение их перспектив. Инициатива рождается снизу, и это правильно: меньше формализма. В настоящее время мы имеем более 130 международных договоров о сотрудничестве с зарубежными партнерами! Впечатляющая цифра, не правда ли?!
Беседовала Ольга ЩУКИНА.