С этого номера газеты мы начинаем публикацию заметок об экспедиции “Томск-Гималаи-2007”, в которой участвовал автор - Никита Мартюшев, выпускник МСФ, сотрудник кафедры материаловедения и технологии металлов ТПУ. Продолжение - в следующих номерах.
Обитель снега
Гималаи - величайшая горная цепь на земле, гигантский горный частокол с высочайшими вершины мира. В переводе с древнего языка санскрит Гималаи - “Обитель снега”. И именно снег делает гималайские вершины притягательными не только для альпинистов, но и для рафтеров. Там, где вековой снег тает, с горных вершин берёт начало большое количество бурных рек.
Мы решили объединить в одной экспедиции \"Томск-Гималаи-2007\" сплав с самой высокой вершины мира - Эвереста, посещение базового лагеря Эвереста и восхождение на вершину Кала-Патар (~5600). Для сплава выбрали одну из самых крутопадающих рек мира - Дудх-Коси в Непале. Как сказал английский альпинист Крис Бонингтон, \"сплав по Дудх-Коси и восхождение на Эверест одинаково опасны\".
Подготовка к октябрьской экспедиции началась еще в июле. К этому времени уже определились с томским \"костяком\" команды. В него вошли Евгений Ковалевский - руководитель, аспирант Томского политехнического университета Никита Мартюшев, согласие дали Эдуард Меркер - врач, Евгений Карпицкий и каякер Василий Чесноков. Этим составом и провели подготовительную тренировку в условиях паводка на Мажойском каскаде реки Чуя на Алтае. Если со спортивной подготовкой больших проблем у команды не возникало, то сбор информации о реке Дудх-Коси, которую нам предстояло покорить, давался с большим трудом. По ней до нас сплавлялись всего несколько групп, проходя небольшие участки реки, либо, начиная сплав только с её нижней части. Мы же планировали совершить наиболее полное прохождение Дуд-Коси. Надежда была на то, что руководитель группы Джек Ковалевский уже имел хоть какой-то опыт сплава по этой реке.
Итак, к моменту отъезда в Непал собрались 7 человек. К нам в итоге присоединились две прекрасных участницы нашей команды Татьяна Кирина из Владивостока и Аня Чупирова из Омска. А в Катманду нас ждал каякер из Новой Зеландии Шейн Кинливан. Отмечу, что все собравшиеся на покорение Дудх-Коси - водники с \"большим\" стажем. Прибавьте к этому опыт некоторых участников в альпинизме, в общем, наша команда была вполне готова вбежать на вершину Кала-Патар и сплавиться вниз по реке Дудх-Коси. Сразу отмечу, что для сплава мы взяли с собой один катамаран- двойку, два каяка и надувной плот \"Бублик\".
Катманду
Из Томска группа выдвинулась 1 октября в Новосибирск, первый перелет был намечен оттуда. И только к 3 числу, проведя двое суток в бесконечных ожиданиях и авиаперелетах, мы прибыли в столицу Непала - Катманду, где нас уже ждали друзья. Группу встречали консул российского посольства в Непале Сергей Неделько, инженер посольства Лев, руководитель компании White Water Nepal Бидур Фапалия, его жена Ольга, и, конечно же, наш новозеландский каякер Шейн Кинливан. Загрузив в джип почти три центнера привезенных с собой вещей, мы отправились в гостиницу, которая располагалась в районе Тамел - туристический квартал Катманду. В Тамел настоящая жизнь начинается с наступлением темноты. Из многочисленных кафе начинает доноситься музыка. Сотни баров, кафешек, закусочных зазывают к себе на постой. Здесь же по узеньким улочкам снуют толпы туристов и торговцев. Когда оказываешься на улице, становишься частью этой жизни, и к тебе мгновенно пристает несколько \"липучих\" торговцев, которые предлагают “почти даром” купить огромное множество безделушек и сувениров. Не успеешь оглянуться, как тебе всучат за пару непальских рупий дудки, самодельные музыкальные инструменты наподобие скрипки, замки, наклейки и много чего ещё. Любой ответ туриста на вопрос продавца сразу оборачивается 5-10 минутными уговорами купить эту \"лучшую в мире вещь\", которую торговец обязательно делал своими руками и не менее 2 месяцев! Торгуйтесь - и специально для вас он сделает скидку. В этом городе не хочешь, а научишься торговаться - конечная и начальная цена на \"лучшую в мире вещь\" может отличаться в 10 раз!
В Тамел по узким улочкам едва разъезжаются две машины, и здесь же носится огромное количество велорикш. Сторговавшись с одним из них, мы поехали в древнюю часть города (Durbar square), где сохранилось огромное количество храмов и ступ, возраст некоторых - многие тысячи лет. Гуляя по храмам, возникает ощущение какой-то нереальности происходящего вокруг, ощущаешь себя путешественником в далекое прошлое. Огромные статуи богов, фрески и барельефы с изображениями Будды создают ощущение святости места и наталкивают на мысли о Вечном.
На обратном пути из древнего города мы попробовали себя в роли велорикш. Оказалось, что освоить непальскую велосипедную науку не так-то просто. Вообще само дорожное движение в Катманду довольно интересно. Предел скорости для Катманду 40 км/ч. Скорость ограничивает то, что большинство улочек очень узкие, по ним ездят машины, и одновременно ходят пешеходы, так как тротуаров просто нет. В Катманду не найти прямых улиц, подобно змеям они извиваются между домами, поворачивая то направо, то налево. Дорожные знаки практически отсутствуют, впрочем, как и привычные для нас асфальтовые дороги. Немного поколесив по городу, у меня сложилось ощущение, что машина без клаксона здесь просто не сможет ездить. На дороге в Катманду прав тот, кто раньше подавал сигнал, и кто действовал увереннее и быстрее.
В один из дней нашего пребывания в Катманду, перед стартом к Эвересту, мы посетили древнюю ступу Сваямбунатх (другое её название обезьяний храм). Согласно легенде, в глубокой древности на месте долины Катманду было озеро с благодатной водой, называвшееся Калирада. Изначальный Будда, пролетая над озером, бросил на островок семя лотоса и предсказал, что здесь вырастет цветок в тысячу лепестков, которому суждено стать хранилищем вечного света т.н. Сваямбху. Спустя время, лотос расцвёл, став духовным пристанищем просветленных. Прошло ещё немало времени, и Боддхисаттва Манджушри, покровитель мудрости, пришел из Тибета с тем, чтобы поклониться святыне. Снизойдя к нуждам людей, Манджушри прорубил своим мечом брешь в кольце гор, окружавших озеро, и открылась плодородная долина. Лотос не смог жить без вод озера, и из него выросла святая ступа. Сама ступа находится на высокой горе. И чтобы дойти до нее, нужно пройти вверх 400 ступеней. За трудности на пути к ступе путешественник получит награду, он увидит завораживающую панораму непальской столицы, города Катманду.
Перед тем как вылететь в горы, мы еще успели посетить российское посольство в Непале. Посол - Андрей Трофимов рассказал о положении дел в стране. Обстановка, как оказалась на тот момент, была достаточно сложной, несколько политических групп боролись за власть в Непале, и была вероятность вооруженных столкновений. Однако отказываться от экспедиции уже никто не собирался.
Из российского посольства мы совершили еще одну экскурсию, на этот раз в действующий буддийский монастырь. Их в Катманду столько, что все не упомнишь, как называются. Он располагался на вершине горы. Поразило то, что, войдя в ворота, мы увидели небольшой гараж, за которым было расположено поле, где монахи играли в волейбол.
Восхождение на Кала-Патар
Первой частью нашей экспедиции было восхождение на гору Кала-Патар (~5600м). Русло Дудх-Коси с каждым годом сильно меняется сходящими селями, поэтому, даже имея подробное описание, нельзя сказать, будет ли участок реки проходим или нет.
Итак, 6 октября 2007 года мы погрузились в самолет и вылетели из Катманду в высокогорный поселок Лукла. В Лукле самолет просто упал на небольшой участок ровной поверхности горы и прокатившись немного в гору, остановился. Все выдохнули. Пройдя через небольшой пропускной пункт и оформив допуск на посещение национального парка, мы двинулись дальше в горы и джунгли. Далеко внизу, в ущелье, шумела река, по которой нам предстояло сплавляться. Набитая тропа давала возможность двигаться с хорошим темпом, но моросящий дождь шептал - не расслабляться. Так прошел первый день нашего пешего перехода от Луклы до подножья Кала-Патар. На ночевку остановились в маленькой лодже (местная гостиница).
На второй день думали дойти до поселка Намче-Базар. Предстояло набрать порядка 600 метров высоты. Высокогорье давало о себе знать, подъемы давались с трудом, мучила отдышка. Сказывалось отсутствие акклиматизации. Но все тяжести пути перекрывались красивейшими пейзажами, ущелье в котором петляла река, было прекрасно, иногда с гор к реке спускались водопады. На пути встречались караваны яков. В этих местах Непала рюкзаки туристов переносят определенные касты-шерпы и портеры с помощью яков. Когда мы закончили путь, перед нами амфитеатром в небольшом ущелье раскинулся поселок Намче-Базар. Пройдя местный рынок, основной товар которого - колокольцы для яков, обереги от злых сил, различные амулеты, мы остановились в Гималаи-лодже.
В качестве акклиматизации решили провести день в прогулках по берегам реки, выяснить расположение порогов и их сложность. Разделившись на группы, начали разведку участков каньона под Намче-Базаром. Получилась тяжелая и утомительная прогулка. Постоянно преодолевали небольшие ручьи, вдоль которых тянулись настоящие джунгли с лианами и деревьями, сплошь поросшими колючками. Однажды вышли на лежку какого-то животного, вокруг валялись кости, почувствовали желание убраться из этого места поскорее. В конце разведки вышли к реке и после этого набрали 800 м высоты до Намче-Базара. На удивление, подъем дался легко - вот что значит привычка.
Разведка каньона показала, что есть несколько больших непроходимых водопадов, но выходная его часть содержит всего 2-3 сложных порога и может быть пройдена. Однако спуск к реке в этом месте очень трудный.
За следующий день набрали всего 500-600 м высоты. К обеду вышли к небольшому поселку Тенг-Боче, на территории которого располагался буддистский монастырь. Часть группы отправилась на разведку очередного каньона, остальные - заниматься отснятым фото- и видео-материалом: отсылали его на Родину. Нам повезло: пока мы были в монастыре, монахи провели обряд очищения от зла. На улицу вышла процессия монахов, в центре которой шел лама. Под звуки труб, бубнов и тарелок лама запустил из пращи несколько вещей, символизировавших зло, в мусорную кучу и затем поджег её. После этого процессия удалилась в храм продолжать обряды.
Так, двигаясь вверх, к 11 октября подошли к поселку Пхериче, где устроили день отдыха. Каякеры с группой поддержки вышли на близлежащее озеро Чола Тсо и начали экспедиционный сплав. Я и Татьяна Чуйкова отправились на разведку реки - решили начать сплав на катамаране в месте слияния речки, вытекающей из озера Чола Тсо и реки Имджа-Кхола, на высоте ~4300 м. Весь следующий день провели в дороге. Громады гор гималайских хребтов были уже совсем рядом, перед нами красовалась снежная вершина Лхотзе.
Одним из самых тяжелых дней для нашей группы стал 13 октября. Рано утром выйдя в дорогу, я, Эдуард Меркер и Женя Карпицкий за два часа дошли до высокогорного поселка Горак Шеп (~4900). Решили не ждать вторую часть группы и рванули в базовый лагерь под Эверстом. Часть дороги до базового лагеря идет по спускающемуся со склонов Эвереста леднику Кхумбу. Днем он подтаивает, и дорога становится довольно скользкой. Базовый лагерь находится на высоте ~5300 м. Шли довольно быстро и через два часа были на месте. Когда мы спустились в Горак Шеп (4900 м), у нас слегка шумело в голове, но желание увидеть Эверест своими глазами взяло верх над усталостью, и вся группа начала подъем на гору Кала-Патар (5600 м). Путь был очень тяжелым, сказывалась усталость, постоянно дул ветер. Мы взобрались на вершину к закату. Громада Эвереста возвышалась над окружающими горами. Солнце окрасило склоны в оттенки желтого, оранжевого и красного. На языке коренных жителей Непала эта гора называется \"Сагарматха\", что означает \"Богиня неба\". Посмотрев Эверест в закате, спускались уже по темноте. После такой прогулки на Кала-Патар спишь, как убитый...