Города как люди…. И если человек с человеком не сходится, то город с городом судьба однажды сведёт обязательно.
Казалось бы, что общего у Томска и Санкт-Петербурга кроме географической широты... Но вот поди ж ты! В жизни Дмитрия Викторовича Зарывалова оказались единой линий связаны и легендарное Ленинградское артиллерийско-техническое училище зенитной артиллерии, и военная кафедра ТПУ, и бывший Ленинград, и нынешний Томск.
Всё начиналось с отца, Виктора Степановича Зарывалова. В своё время выбрал военную артиллерийскую специальность, поступив в то самое Ленинградское артиллерийское училище зенитной артиллерии (ЛАТУЗА), которое в годы войны располагалось в главном корпусе Томского технологического института, а после Великой Отечественной вернулось в Ленинград по месту довоенной прописки.
По окончании училища вчерашнего курсанта В.С. Зарывалова оставили на кафедре. Родом из Рощино, он там же встретил свою любовь. И сын, Дмитрий, родившийся в семье молодого офицера, тоже - рощинский. Первенец уже успел пойти в первый класс, когда в конце второй четверти отец получил приказ о переводе в Группу советских войск в Германии - под Магдебург.
В школе гарнизона было два параллельных потока с 3-го по 10-й класс, вот между ними-то каждый год накануне летних каникул и происходило военно-спортивное противостояние с известным некогда названием \"Зарница\".
Всё было крайне серьёзно: вплоть до рукопашного столкновения с условным противником: группировка классов \"А\" - на группировку \"Б\". Но сначала, как положено, строевой смотр на плацу: слаженность подразделения, песня боевая и т.д. Затем - марш-бросок. И танки выходили на боевые позиции, и вели поддержку огнём. И в разведку доводилось ходить, и встречный бой вести, и \"брать языка\".
А ещё можно было сбегать к отцу на работу и облазить всю боевую технику (по сию пору - лучшую в мире, если принять во внимание то, как недавно в Югославии с аналогичной установки был сбит самолёт-невидимка F-117…).
Одним словом, в первом приближении, но романтика военной профессии имела место быть, не говоря уже собственно об отцовском примере, который всегда перед глазами. К слову, у отца с юношеских лет два первых разряда - по боксу и лыжам, а с курсантских времён постоянно участвовал в соревнованиях по офицерскому многоборью: стрельба из пистолета Макарова, гимнастика и бег (зимой - 10 км; летом - 3).
Так что и годами позже оставался в отличной спортивной форме. Равно как и мама - Софья Любимова: в своё время со знаменитой Галиной Кулаковой входила в сборную Союза по лыжам. И ныне - Годам вопреки! - на лыжне идёт так ходко, что двадцатилетний внук даже не пробует за ней угнаться.
Родом из СССР
У офицера вся жизнь - из пятилеток, так что свой отрезок в составе ГСВГ прожили успешно. Через пять лет вернулись в Ленинградский военный округ: отец - начальник ПВО полка одной из войсковых частей. А поскольку у cына - целых два призёра и победителя различных соревнований в семье, то ученик шестого класса 345-й Ленинградской школы Дмитрий Зарывалов записывается на секцию вольной борьбы.
По абонементу раз в неделю ходил в бассейн во Дворец спорта общества \"Локомотив\", увидел объявление о наборе, ну и записался. Позже перешёл на самбо, секцией руководил довольно известный тренер: в числе воспитанников - мастера и КМС, не считая перворазрядников.
Идти всякий раз нужно было мимо конфетной фабрики имени Крупской, а ведь на тренировку - \"на голодный желудок\". И сто этих метров по улице Марата, по сладко-приторным запахам, так откровенно дразнили и раздражали...
К восьмому классу выполнил 1-й взрослый, плюс учился неплохо и с этим багажом пробовал поступить в Калининское (Тверское) суворовское училище. Со знаниями и здоровьем - всё в порядке, но было строгое правило: на 1 сентября курсанту - больше или ровно 15 лет, и никак не меньше. А наш - декабрьский, и в школу шестилеткой пошёл. Ну, и, в конце концов, метрики ведь не исправишь.
Короче говоря, суворовцем не стал, окончил 10 классов, дорос до кандидата в мастера спорта по самбо. А пример отца и его авторитет были так сильны, что вопроса, куда поступать, не было и не могло быть. Конечно, в Ленинградское высшее зенитно-ракетное командное училище (бывшее ЛАТУЗА) имени 60-летия Великого Октября. Здесь и стал изучать зенитно-ракетный комплекс \"КУБ\", на котором опять же в своё время учился отец.
В училище стал чемпионом по самбо. Всё, чему научила самооборона без оружия, позже пригодилось в войсках, когда вместе с вверенным подразделением сдавал нормы ВСК, например, или подтверждал спортивный разряд. В Заполярье даже был инструктором полка по рукопашному бою. И навыки \"рукопашника\" по сию пору пригождаются - на тех же сборах курсантов военной кафедры ТПУ при постановке рукопашного боя.
Присягу принял под знаменем ЛВЗРКУ в Артиллерийском музее. Торжественное построение, как всегда, в расположении училища. И с улицы Мира (напротив \"Ленфильма\"), как в художественной киноленте, издалека заметной, чёткой колонной, в парадном, с оркестром и юношеским волнением выдвигались в сторону Петропавловских бастионов.
Так начиналось курсантское братство, а с ним и всё: дружба, которой дорожит каждый выпускник ЛАТУЗА-ЛВЗРКУ-СПВЗРКУ; танцы во Дворце имени Ленинского комсомола (пусть даже поёт Риккардо Фольи, но прибыть в расположение части ты должен не позднее 23.00); любовь и вся жизнь.
Женился на следующий день после выпуска. С сокурсником и закадычным другом в один и тот же день и час играли сразу две свадьбы. Взвод по-братски разделился пополам. И друг за друга свой бокал поднял заочно.
Прощание славян
По окончании училища лейтенант, командир зенитно-ракетного взвода Дмитрий Зарывалов получил назначение в Закавказский военный округ (Ленинакан). Через год - Южная группа войск (Венгрия): зенитно-ракетный полк, прикрывавший танковую дивизию. Офицерский городок в двух часах езды от Будапешта в сторону границы с Австрией. Сюда приехал с женой - Любовью и дочерью Марией. В подчинении - три расчёта, 9 человек.
Места красивейшие, природа благодатная, и местное население вроде бы к советскому солдату относилось по-доброму (на дворе - вторая половина 80-х). Но кровь и смерть осени 1956-го, когда повстанцы вырезали целые советские гарнизоны, включая женщин и детей, забыть невозможно. Поэтому в праздничные (особенно на \"ноябрьские\") дни командир взвода Дмитрий Зарывалов, как правило, проводил в БРДМе: с одним из своих расчётов патрулировал улицы.
Там же в Венгрии родился сын в городе Комаром. За 4 года Дмитрий успел послужить в двух гарнизонах, увидеть берега Дуная и знаменитое озеро Балатон. Между тем, наступала эра однополярного мира: Варшавский договор практически прекратил существование. Это был переломный 1989-й.
К месту будущей дислокации - в посёлок Заслоново Лепельского района Витебской области (БССР) - первыми отправились квартирьеры: надо было подготовить давно не жилые помещения к приёму людей. В двухэтажной казарме первый этаж оборудовали под штаб, второй отдали под общежитие офицеров.
Помнится, было голодновато. Но службу тянули по-прежнему: не за страх, а за совесть. Вскоре были сданы сборно-щитовые дома, в которых поселились офицерские семьи. Ещё через полгода госкомиссия приняла панельные пятиэтажки, в одной из которых получили квартиру Зарываловы.
В 1992 году из штаба округа приехала комиссия проверять боеготовность. Так проверяющие признавались, что техника у заместителя командира батареи Зарывалова, несмотря на то, что уже 20 лет в строю (по-хорошему, списывать пора), в прекрасном состоянии. Правда, от распада Союза это не спасло. В Беловежской пуще СССР был подписан окончательный приговор.
Командир собрал офицеров части, сказал, что братская Белорусская Советская Социалистическая больше не является союзной республикой, и в связи с этим часть будет расформирована. И что каждый должен выбрать себе новое место службы, если, конечно, собирается носить офицерские погоны дальше. Капитан Зарывалов решил вернуться в Ленинградский военный округ: всё-таки отец здесь служил, и вообще.
Неоконченная глава
Наступил Новый, 1993-й, взял отпуск на 30 суток - отдохнуть и семью перевезти. То ли после всего, что произошло, когда в буквальном смысле земля уходила из-под ног, то ли появившееся чувство уверенности от того, что всё по-настоящему родное, но офицерский коллектив в заполярном посёлке Луостари, выполнявший боевую задачу на границе с Норвегией, за все годы службы, казалось, был на редкость дружным. Здесь, в Луостари, \"вырос\" от заместителя до командира батареи и заместителя начальника штаба.
В 1995-м поступил в Смоленскую Академию войсковой ПВО Министерства обороны РФ. По окончании год отслужил на полигоне Тоцкое. А в апреле 1999-го круг судьбы, наконец-то, замкнулся: прибыл в Томск, в распоряжение начальника военной кафедры Томского политехнического университета. С этого времени готовит офицеров запаса для войсковой ПВО: сначала на должности старшего преподавателя, с 2006 года - в качестве начальника цикла.
Сын, Сергей Дмитриевич Зарывалов - студент 4-го курса ЭФФ ТПУ, из всех видов, как ни странно, предпочитает самбо, выступает за сборную ТПУ. Военно-учётная специальность всё того же войскового противовоздушного профиля - командир ЗСУ-23-4 \"ШИЛКА\", на которой когда-то служил дед и ныне преподаёт отец. В июле - полевые сборы, а там, глядишь, и выпускной, и лейтенантские погоны.
Дед - Виктор Степанович Зарывалов в своё время окончил Академию в Киеве, затем преподавал на военной кафедре Ленинградского горного института, ныне - подполковник запаса, живёт в Санкт-Петербурге.
Так что на поверку получается, пока это сугубо семейное \"военное дело\" от отца к сыну в семье Зарываловых передаётся (между прочим, уже на протяжении 60 лет без малого), за воздушные границы Родины можно не беспокоиться.
Записал О.Н. Плотников