Прочла в газете заметку о золотом юбилее МКЦ и захотелось вспомнить о предшественниках юбиляра. А их только на моей памяти было три.
Первым был клуб индустриального института, куда нас, тогда десятиклассников, пригласили весной 1940 г. Неказистый полутораэтажный деревянный домик, на месте которого теперь стоит один из корпусов электоролампового завода, нас несколько обескуражил. Но это впечатление сменилось истинным восхищением, как только мы оказались внутри здания. Прекрасный зрительный зал, просторное помещение для танцев, множество комнат для занятий различных кружков (последнее мы обнаружили позже, уже став студентами). А сам вечер встречи с выпускниками школ был организован, что называется, на высшем уровне. Нам очень интересно рассказали о факультетах и специальностях и порадовали замечательным концертом студенческой самодеятельности, продемонстрировав таким образом некоторые итоги работы клуба. До чего же хороши были и струнный ансамбль, исполнявший «Синусоидальный вальс» Юрия Батранина, и великолепный тенор Борис Лишутин, и монолог Незнамова в исполнении Павла Чиненова и еще множество самых разных выступлений, которые заслуженно награждались дружными аплодисментами зала. Позже, став студентами, мы прилагали немало усилий, чтобы достать билеты на вечера в свой замечательный клуб.
С началом Великой Отечественной войны институту пришлось временно расстаться с большей частью учебных корпусов, студгородком и клубом: они нужны были для размещения госпиталей, эвакуированных с Запада военных училищ и завода. К слову, клуб оказался единственным зданием, которое институту так и не вернули. Роль клуба в те суровые годы играла Большая химическая аудитория, где сценой служил большущий преподавательский стол, за который вдвигался такой же массивный лабораторный.
Эти дубовые столы, стоявшие со дня основания института, выдерживали любую нагрузку, вплоть до чечетки, лихо отбиваемой курсантами ЛАТУЗы (училище, занявшее наш главный корпус). Несмотря на все трудности тех лет, самодеятельные артисты радовали зрителей своими талантами и разнообразием репертуара.
В победном 1945 году, когда главный корпус снова стал «нашим», его пришлось отремонтировать, а затем в северном крыле первого этажа, где сейчас находится бухгалтерия, создали клуб. От основной части корпуса его отгородили, а для входа одно из окон кассового зала превратили в дверь, к которой снаружи вела высокая деревянная лестница. Забираться по ней было не слишком удобно, но ни доморощенных актеров, ни зрителей это не смущало. Празднование 50-летнего юбилея ТПИ в июне 1946 г. было отмечено большим концертом, на котором впервые выступил и только что созданный джаз. Мне довелось для него на заданную музыку написать «Марш политехников», который имел неплохой успех.
Прошел год, и клуб переселился в более просторное помещение. Теперь он занял всё южное крыло первого этажа главного корпуса. Условия для репетиций стали гораздо лучше, и это не замедлило сказаться на качестве и многообразии художественной самодеятельности. Достаточно вспомнить, что на ежегодных смотрах каждому факультету отводилось два вечера: один на концерт, второй - на просмотр драматического спектакля. Были и институтские коллективы - драматический и оркестр народных инструментов. Ректорат не скупился на оплату профессиональных руководителей (актеры драмтеатра Г.Лесников, В.Воронин, В.Семенов и др.), но многими коллективами руководили сами студенты. С оглушительным успехом прошли такие спектакли, как «Два капитана», «Разлом» (они даже успешно были повторены в снятом для этой цели помещении драмтеатра), «Опасный спутник». Факультетские коллективы успешно поставили «Вас вызывает Таймыр», «Честь смолоду», «Люди в белых халатах» и др. А уж разнообразие остальных жанров искусства было просто беспредельным.
Были и свои кумиры: лирический тенор Юрий Кузнецов (ныне московский профессор, лауреат Ленинской премии), обладавшие поистине серебряными голосами Лиза Мазур, Тамара Данилова и Оля Кононова, танцевальная группа геологов, руководимая Таей Курашкиной. Всех просто трудно перечислить, но это было настоящее искусство. Поклонников этого искусства было так много, что маленький зрительный зал не мог их вместить. И хотя заключительные концерты смотра проходили в Актовом зале или в каком-то арендованном помещении, но явно назрела необходимость в новом клубе, который и начали строить на ул. Усова, между построенными и строящимися новыми общежитиями. Строился новый клуб достаточно долго. Недаром ведущие парный конферанс Евгений Старожилов и Владимир Ямпольский грустно пели со сцены:
И на крышу недостроенного зданья
Днем и ночью моросит.
Дождик, дождик, дождик, дождик...
Снег.
Но пока долгожданного нового клуба не было, самодеятельная жизнь продолжала кипеть. Именно в ту пору появились первые ростки будущей оперной студии. По просьбе ректора Александра Акимовича Воробьева я через киевских знакомых добыла клавир оперы «Запорожец за Дунаем», и начались первые репетиции, проходившие вечерами в Актовом зале. Неугомонная Мария Ивановна Иванова сумела сплотить замечательный коллектив. Хоть она сама и не пела, но была изумительным организатором, и ее энергия заражала и солистов, и танцоров, и хор, и костюмеров, и вообще всех, кто так или иначе был причастен к оперной студии.
И вот наконец осенью 1956 г. свершилось: новый клуб ТПИ распахнул свои двери. Какая же это была радость! Ведь мы получили большой зрительный и танцевальный залы, множество помещений для репетиций, новые инструменты, - словом, все условия для творчества. Помню первый концерт в новом клубе. Все коллективы нашли, чем блеснуть в этот вечер. Как вдохновенно говорил Ямпольский о том что «в моей судьбе ты стала главной, родная Усовка моя».
С начала работы клуба художественная жизнь института буквально расцвела. Ведь появилось столько новых возможностей для репетиций, выступлений, воплощения в жизнь самых смелых фантазий. Теперь это был настоящий Дом культуры. Успешно работала и нашла благодарного зрителя оперная студия. Родился и снискал громкую славу театр миниатюры и песни - наш замечательный МИП, участники которого, уже поседевшие и обретшие множество степеней, званий и наград, до сих пор по большим праздникам радуют нас своими выступлениями. Отсюда, из Дома культуры, пошла слава Валентина Шушарина, чьи песни пели и еще будут петь многие поколения студентов ТПУ. Здесь же был создан в 70-е годы ТССС - театр «Сегодня студент смеется». Возникший вначале как подобие МИПа, он вскоре стал отличным драматическим театром, успешно поставившим на сцене ДК такие красочные спектакли как «Мы строим дом», «Убить дракона», «Тот самый Мюнхгаузен». Один из ведущих артистов ТССС Владимир Козлов стал известным в Томске профессиональным актером.
Шли годы. В наш Дом культуры приходили новые артисты и новые зрители, но одно оставалось неизменным: на любые мероприятия стремилось попасть столько зрителей, что зал, как правило, был переполнен. Наиболее предприимчивые, не достав вожделенных билетов, находили самые невероятные способы проникнуть на желанное зрелище. Одной из таких лазеек порой служило окно в туалете. Хоть говорят, что зал не резиновый, но все проникшие как-то умещались и находили свое «место под солнцем». После капитального ремонта сказочно преобразившийся Дом культуры стал именоваться Международным культурным центром - МКЦ. Теперь это настоящий дворец: мрамор, зеркальные стены, сияние люстр…И все-таки в нем живет тот же дух политехнического братства, который влечет в эти стены всех бывших, настоящих и будущих студентов. Ведь говорят, что политехник - это понятие вневременное. Один из вальсов Валентина Шушарина стал гимном ТПУ. Несколько лет назад, по просьбе коллег, я осмелилась написать к нему дополнение, которым и хочу закончить свои воспоминания:
Пусть мы с тобой не студенты давно.
Кто-то и сгорблен и сед.
В сердце упрямо живет все равно
Память студенческих лет.
Встретив сокурсника, каждый из нас
Станет опять молодым.
Вот от того-то шушаринский вальс
Все мы считаем своим.
Т. МОГИЛЕВСКАЯ,
ветеран политехнического.