Именно так называется \"пилотная\" программа для руководителей и топ-менеджеров высших учебных заведений России, которую в середине сентября реализовал Томский политехнический университет совместно с University of London. Проект выполнен при непосредственном участии Institute of Education, который по праву считается одним из самых авторитетных образовательных центров Европы, занимающихся подготовкой как менеджеров, так и преподавателей в образовании (начальном, среднем и высшем).
Сотрудничество Томского политехнического с Institute of Education началось два года назад. За это время наши преподаватели выезжали в Великобританию, знакомились с программами, которые реализуются в Англии, привносили опыт передовых университетов России и мира… В итоге был синтезирован совместный проект BRIDGE, который курирует Британский Совет.
В продолжение этой работы был организован семинар, который проходил на базе бизнес-центра \"Кедровый\" компании \"Томсктрансгаз\". Участникам были созданы все условия для освоения насыщенных материалом 48 часов. По итогам самостоятельной выпускной работы слушателям будут вручены сразу два сертификата. Один - о краткосрочном повышении квалификации государственного образца, который выдаёт Томский политехнический университет. И другой - University of London.
Треть \"семинаристов\" составили деканы Томского политехнического. И две трети пришлось на наших гостей. География семинара охватила всю Россию: Санкт-Петербург, Таганрог, Челябинск, Екатеринбург, Красноярск, Иркутск, Владивосток и т.д.
Приехали представители наших партнёров из Великобритании. В качестве основных докладчиков выступили менеджеры Томского политехнического университета.
Что касается содержательной стороны, то работа шла по всему спектру деятельности современного вуза. Был дан сравнительный анализ систем высшего образования Англии и России. Оценены мировые тенденции развития высшего образования. Шёл разговор об оценке деятельности вузов - \"как надо оценивать результаты деятельности вуза\", \"как определить рейтинг\" и др. Состоялась деловая игра по формированию критериев объективной оценки деятельности вуза и формированию адекватной модели рейтинга вузов. И многое другое.
Вот что о работе семинара говорит организатор и один из основных докладчиков, проректор по учебной работе - первый проректор Александр Иванович Чучалин:
- Томский политехнический университет стал головным вузом по разработке и адаптации типовой системы управления качеством высшей школы России. Если для центральной части страны аналогичную работу ведёт Московский государственный институт стали и сплавов (технологический университет), для Северо-Запада – Санкт-Петербургский электротехнический университет; то за нами (вновь, как столетие тому назад) огромная территория - от Урала до Дальнего Востока…
В этой связи на семинаре достаточно много внимания было отведено вопросам качества. Была рассмотрена инновационная деятельность в университете, вопросы, связанные с Болонским процессом в российских вузах, инновации в высшем образовании.
Рассмотрели такую важную тему, как \"Финансовый менеджмент в вузе\": управление консолидированным бюджетом, фандрайзинг в вузе. Уделили достаточно внимания менеджменту человеческих ресурсов в рамках темы \"Управление персоналом в вузе\".
Программа получилась весьма насыщенной. И участникам пришлось потрудиться, чтобы освоить те 48 часов, которые были нами запланированы. Остальное время, о чём было известно заранее, слушатели семинара дорабатывают индивидуально с использованием материалов, доступ к которым у них есть через Internet, то есть, выполняют индивидуальное \"домашнее задание\".
Но самое главное это - все знания, которые участники впитывали в течение семинара, они должны внедрить в практику управления. И каждый менеджер должен сделать это на своём рабочем месте, в своём родном вузе.
Что касается уровня, то и программа семинара в целом, и сделанные на нём доклады получили высокую оценку британских профессоров. Они откровенно признали, что \"не ожидали найти в российской провинции такой университет, достижениям которого в инновационной сфере могут поучиться западные(!) университеты\".
В ходе переговоров между представителями Томского политехнического и Лондонского университетов было достигнуто соглашение о разработке в рамках проекта BRIDGE следующей совместной образовательной программы - \"МВА в высшем образовании\", нацеленной на подготовку менеджеров для системы высшего образования. Кроме того, представители британской стороны решили выступить с совместным предложением к соответствующим организациям Еврокомиссии о разработке проекта по тиражированию \"опыта вуза из Сибири\" по изучению и формированию корпоративной культуры в европейских университетах и проведении соответствующих исследований в этом направлении.
Записал О.Н. Плотников