Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Планета ИМОЯК

Изменение политической ситуации в России, включение ее в мировые глобализационные и интеграционные процессы определили роль университетов в новых условиях, которые заключаются в возможности самостоятельного ведения международной деятельности и включения их в международную академическую среду. Теперь двери современного высшего учебного заведения, идущего в ногу со временем и новыми тенденциями, настежь открыты для гостей из дружественных государств. Иностранные студенты со всего мира имеют возможность получить высшее образование в российском вузе, в свою очередь и студенты из России могут расширить свой опыт и знания, благодаря международной базе своего университета.

Томский политехнический университет является одним из первых вузов, принявших именно этот курс - налаживание диалога между народами, национальностями, культурами всего мира. Стартовавшая в 90-е годы Комплексная программа развития университета внесла новый и, безусловно, важный смысл в понятие \"молодой специалист\". Отныне это не только человек с фундаментальными знаниями в определенной области, но и человек с высшим образованием, признанным как в России, так и за рубежом, соединяющий знание и опыт родной культуры с опытом за границами своего отечества и менталитета.

Давайте заглянем в историю развития международного сотрудничества в ТПУ и становление сегодняшнего Института международного образования и языковой коммуникации с точки зрения зарождения жизни на планете или даже создания этой самой планеты от истоков и до \"нашей эры\".

Формирование планеты ИМОЯК

Почему планета? Потому что, проводя аналогию с тем, как растет население Земли, увеличивается география в ИМОЯК. Каждый новый учебный год к уже освоившимся здесь представителям Китая, Вьетнама, Германии, Франции, Турции и других стран прибавляются новые и новые студенты из разных точек нашей планеты. Не в три дня, но в три основных этапа можно описать становление нового сложного многонационального организма. Параллельно происходило развитие двух институтов на базе Томского политехнического университета:

Период первый - 1996-1999 гг. - разрабатываются стратегии \"экспорта-импорта\" образовательных услуг, создается отдел международных образовательных программ. Также формируются концепция и организационная структура программы языковой подготовки - создание факультета языковых коммуникаций. В это время налаживается работа по координации обучения иностранных студентов, привлечение преподавателей к новой сфере профессиональной деятельности, повышение квалификации преподавательского состава по овладению иностранными языками. У истоков ОМОП стоят О.В. Боев, Т.С. Петровская и В.А. Килин. Факультет языковых коммуникаций развивается под руководством Н.А. Качалова. В этот же период первая группа иностранных студентов с Кипра приступает к занятиям.

Период второй - 2000-2006 гг. - создается и развивается новая организационная модель международного образования в ТПУ - Институт международного образования, возглавляемый В.М. Кассировым (с мая 2001 года директором института назначена Т.С. Петровская). В это же время происходит формирование университетской мультиязыковой среды - факультет языковой коммуникации преобразуется в институт. На этой основе расширяется спектр образовательных программ для иностранных студентов, развивается совместная образовательная деятельность с университетами-партнерами.

Увеличивались потребности, становились более масштабными цели, усложнялись задачи по развитию и укреплению международного сотрудничества.

И как результат, период третий- 2007 -2009 гг. - интеграция программы Международного образования и программы Языковой подготовки - рождение ИМОЯК.

На протяжении шести лет ТПУ удалось прочно закрепиться и зарекомендовать себя с лучшей стороны на рынке международных образовательных услуг. В ряду первоочередных задач - повышение эффективности обучения и увеличение количества учащихся, социально-культурная, академическая, физиологическая, психологическая адаптация иностранных студентов плюс социальная и паспортно-визовая поддержка, здесь же - продвижение образовательных программ университета на МРОУ и развитие академических обменов с зарубежными университетами.

В результате были организованы три основных отдела института - учебно-методический (начальник отдела О.Б. Шамина, с 2007 г. - Л.Н. Ларина), отдел внеучебной и социальной работы (начальник В.И. Обносов, с 2008 г. - А.Н. Баловнева), отдел информационных технологий (начальник В.В. Середа). Кроме того, создан ряд учебных подразделений: подготовительное отделение (заведующая Н.И. Гузарова); отделение неполного высшего образования (заместитель зав. отделением Е.Г. Бреусова); кафедра РКИ (с 2002 г. - заведующий кафедрой В.Г. Наумов, с июня 2004 г. и по настоящее время - Е.В. Михалёва).

Существенным преимуществом стали методические группы-секции по обучению иностранных граждан. В их состав вошли преподаватели, обеспечившие учебный процесс по профильным дисциплинам, среди которых химия, высшая математика, физика, инженерная графика, социально-экономические и гуманитарные науки, информатика. Большая часть педагогов прошла переподготовку в ведущих центрах международного образования (МГУ, МАДИ и др.). Были составлены первые пособия для иностранных студентов.

Эти подразделения успешно функционируют и развиваются по сей день, принимая на обучение всё больше новых иностранных студентов.

Третий этап развития международного сотрудничества в ТПУ - слияние двух институтов в единый инструмент налаживания межкультурных и образовательных отношений. Институт международного образования и языковой коммуникации, образованный путем объединения ИМО и ИЯК, начал свою работу в 2007 году. За основу деятельности был принят ряд безоговорочных принципов - высокая эффективность и качество образования, профессионализм, специализация и функциональность подразделений института, высокая степень адаптивности и со временные информационные технологии.

Именно на этих трех мощных китах базируется и разрастается новая планета во Вселенной международного сотрудничества - ИМОЯК.

Здравствуй, гость долгожданный! Здравствуй, студент иностранный! Что конкретно сулит сегодня гостю из-за рубежа жизнь и обучение в ИМОЯК?

По прошествии десяти лет становления и развития ИМОЯК готов предложить своим студентам полный спектр образовательных и социально-бытовых услуг.

И на первом месте - на 100% укомплектованный квалифицированными кадрами преподавательский состав, прошедший повышение квалификации в ведущих Международных центрах. Образовательный процесс подкрепляет усовершенствованная многолетним опытом пятиуровневая модель обучения и адаптации иностранных студентов: от довузовской до аспирантской подготовки, кроме того, программы академического обмена и дополнительного образования. Для комфортной учебы студентов сегодня в ИМОЯК предусмотрены 3 языковых центра, компьютерные классы, библиотека, специализированные аудитории РКИ, оснащенные современным оборудованием (от диктофонов до DVD-проигрывателей и компьютеров).

Отдел внеучебной и социальной работы с успехом справляется с поставленными задачами: вопросы проживания, регистрации, медицинского страхования и обслуживания решает именно это подразделение. Для иностранных студентов выделено около двухсот комнат в общежитии, паспортно-визовые вопросы решает институт. Он также берет на себя проблемы адаптации (программа адаптации \"7 дней\", экскурсии и т.д. ) и организацию досуга: в ИМОЯК работают кружки по интересам, спортивные секции (студенты участвуют в международных, российских и городских спортивных соревнованиях по мини-футболу, в соревнованиях по зимнему футболу), введено студенческое самоуправление.

У иностранных студентов в России к родным праздникам прибавляются и русские, а также появляются университетские традиции. К этому приурочены декады языков и культур ТПУ.

Жизнь учащихся ИМОЯК помимо занятий полна событиями. Международные праздники, такие как европейский Новый год, 8 Марта и др., дополняют национальные - Науруз, Новый год по лунному календарю, День объединения Германии и др. Они позволяют познакомиться с традициями и ментальностью различных народов, существенно обогащают культурный уровень студентов и делают и без того интересную студенческую жизнь незабываемой. С традициями русского народа учащиеся знакомятся как в кругу новых друзей, так и во время занятий. Они с удовольствием принимают участие в подготовке и праздновании Рождества Христова, Пасхи, 1 и 9 мая, что позволяет студентам с особым удовольствием погрузиться в культурную среду изучаемого языка. Яркости учебным будням добавляют университетские традиции и праздники: Посвящение в студенты, конкурсы ИМОЯК, а также ежегодные научно-исследовательские конференции, круглые столы, Интерклуб, клуб русского языка \"Жар-птица\" и клуб английского языка \"Феникс\", а также презентации культур народов мира. Каждый студент может попробовать себя в качестве журналиста и сделать материал для газеты \"МОС(S)Т\", выпускаемой при институте.

В рамках погружения в жизнь города иностранные студенты принимают участие в благотворительных акциях в школах и детских домах (в реабилитационном детском центре \"Надежда\", концерты и выступления для детей-инвалидов и сирот, совместные акции с общественной организацией \"Мультикультурный Томск\").

Однако самым масштабным событием, демонстрирующим успешность деятельности ИМОЯК, является ежегодный Всероссийский Смотр научных и творческих работ иностранных студентов и аспирантов вузов России, который проводится в Томске с 2006 года. Ежегодно число участников этого уникального фестиваля растет. Каждый Смотр становится праздником международного образования, подлинным фестивалем иностранных студентов, добившихся признания их научных и творческих достижений. В рамках программы проводится несколько крупных культурно-коммуникативных мероприятий: Научно-практическая конференция студентов и аспирантов вузов РФ,”круглый стол” по гуманитарной проблематике, гала-концерт, многочисленные встречи иностранных студентов с представителями российского студенчества и общественности.

Планета ИМОЯК живет и развивается, измеряя свой юный возраст пока десятилетием. Первый рубеж уже позади! И если для мировой истории разнообразие языков и культур - это разъединяющий фактор и результат Вавилонского столпотворения, то для нашей планеты ИМОЯК - это разноцветье и многоязычность стали прочным фундаментом для создания мультикультурной среды внутри уютного сибирского города, где студенческое население говорит на общем языке - на языке образования.