Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Педагог с большой буквы

15 мая 2009 г. исполнилось бы 85 лет со дня рождения нашего учителя, доктора химических наук, академика Академии Высшей школы РФ, профессора Томского политехнического университета Вадима Петровича Лопатинского.

Вадим Петрович родился 15 мая 1924 г. в семье землеустроителя. Среднее образование получил в г.Пензе. Сын не пошел по стопам отца в получении специальности и в 1942 г. стал студентом Томского политехнического института, который с отличием окончил в 1947 году по специальности \"Технология неорганических веществ\".

Научная и педагогическая деятельность В.П.Лопатинского началась в 1948 г. со времени поступления его в аспирантуру на кафедру технологии органического синтеза ТПИ, обучение в которой он проходил под руководством Лауреата Государственной премии, профессора Леонида Петровича Кулева. В 1951 г. Вадим Петрович успешно защитил кандидатскую диссертацию, посвященную выделению карбазола из сырого антрацена и синтезу из него новых красителей.

С октября 1951 г. В.П.Лопатинский последовательно избирался по конкурсу на должности ассистента, старшего преподавателя, доцента кафедры технологии основного органического синтеза (ТООС). Начиная с 1954 г. Вадим Петрович избирается заведующим кафедрой ТООС и возглавляет коллектив в течение последующих 40 лет, а с 1977 г. в качестве доктора химических наук, профессора.

Параллельно с заведованием кафедрой ТООС, Вадим Петрович был научным руководителем проблемной лаборатории синтеза полимеров (ПНИЛ), основным научным направлением которой являлись исследования в области утилизации отхода коксохимических производств - карбазола, имеющие целью синтез новых мономеров карбазольного ряда и превращение их в полимеры, обладающие особым комплексом свойств (пленкообразующих, диэлектрических, фоточувствительных). Докторская диссертация В.П.Лопатинского также посвящена исследованиям в области химии производных карбазола. Вадим Петрович обладал незаурядными организаторскими способностями, что и позволило ему создать коллектив единомышленников - как научный, так и педагогический. Его авторитет был высок благодаря широчайшей эрудиции, умению создать атмосферу дружеского взаимопонимания, творческой целеустремленности. В научные исследования были включены не только сотрудники ПНИЛ, но и все педагоги кафедры, а также студенты. Многие выпускники кафедры, получившие опыт проведения научных исследований на кафедре, впоследствии возглавили научные коллективы. А некоторые, являясь руководителями-производственниками, защищали кандидатские и докторские диссертации, причем В.П.Лопатинский выступал в роли консультанта.

Результатами деятельности возглавляемого В.П.Лопатинским коллектива являются защиты 61 кандидатской и 5 докторских диссертаций, получение 70 авторских свидетельств и 8 зарубежных патентов (США, Япония, ФРГ и Великобритания), более 250 публикаций и монография \"Полимеры на основе карбазола\". Коллективом выполнены многочисленные хоздоговорные работы, в том числе и с разработкой технических условий с последующим внедрением в производство. Внедрение ряда разработок сопровождалось значительным реальным экономическим эффектом (например, на ГПЗ-5).

Педагогическая работа В.П.Лопатинского, начатая еще в годы аспирантуры (1948 г.), посвящена подготовке инженерных кадров по специальностям \"Химическая технология органических веществ\", \"Химическая технология высокомолекулярных соединений\", а в 1995 г. на кафедре была открыта подготовка студентов по специальности \"Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов\". За время длительной работы педагога и заведующего кафедрой В.П.Лопатинский разработал и прочитал более 10 лекционных курсов, в том числе и по вновь открытой специальности. Вадим Петрович был очень хорошим лектором, многие поколения студентов помнят его лекции по \"Технологии основного органического синтеза\", \"Технологии пластических масс\", \"Теории технологических процессов\". По ряду лекционных курсов он выпустил оригинальные учебные пособия.

Более 3000 инженеров химиков-технологов являются учениками В.П.Лопатинского и многие ему обязаны в становлении своей практической деятельности. Он участвовал в разработке рабочих программ, учебных планов. Занимался воспитательной работой и не оставлял без внимания молодых педагогов, помогая их росту: регулярно посещал лекции молодых преподавателей, давая полезные советы и рекомендации, причем все его замечания и рекомендации были исключительно доброжелательны, тактичны и полезны.

Научно-организационная и обще ственная деятельность В.П.Лопатинского отличалась заметной активностью. С 50-х годов он - постоянный член специализированных Советов по защитам диссертаций, как в Томске, так и в других городах (Иркутск, Новосибирск). Много лет (1960-1980 гг.) Вадим Петрович являлся членом научно-технического совета по углехимии Государственного комитета по науке и технике СМ СССР, членом научно-технических советов по защите окружающей среды в г.Кемерово, г.Свердловске, г.Ленинграде. В 1963-1983 г. Лопатинский В.П. являлся членом химической секции УМО МВ и ССО РСФСР, занимавшейся разработкой и утверждением учебных планов и рабочих программ всех химических специальностей высшего технического образования РСФСР.

В Томском политехническом институте В.П.Лопатинский никогда не оставался в стороне от всех важных дел. Он был членом парткома института, многие годы (1961-1980 г.) редактировал научно-технический журнал \"Известия ТПИ\", был членом редколлегии межвузовских сборников научных работ \"Химия, технология и применение пластмасс\", заведовал отделом аспирантуры ТПИ, был деканом химико-технологического факультета.

В.П.Лопатинский лично поддерживал систематическую связь со многими химическими предприятиями СССР, для которых, начиная с 60-х г. прошлого века, велись хоздоговорные работы.

Великолепная память, широкая эрудиция позволяла Вадиму Петровичу не только великолепно читать лекции, но и общаться с людьми на разные темы, вести научные дискуссии на семинарах, быть оппонентом кандидатских и докторских диссертаций. Он был увлекающейся натурой, знал и любил музыку, сам музицировал; предметом его серьезного увлечения была филателия: Вадим Петрович мог интересно рассказывать о том, где и когда выпущена та или иная марка; он любил природу, был заядлым грибником; хорошо знал историю и литературу.

Вадим Петрович обладал удивительным даром располагать к себе людей. Все, кто с ним общался, отмечали его дружелюбие, внимательность к собеседнику, приветливость, демократичность в общении - будь-то студенты или коллеги.

Для нас Вадим Петрович остается Учителем и Педагогом с большой буквы, сделавшим много важного и полезного не только в науке, но и в жизни каждого из нас. В своих учениках он воспитал добросовестность, преданность делу, отзывчивость, интерес к жизни, профессии. Вадим Петрович во многом определил поступки и действия своих учеников и многих людей, кто с ним общался.