Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Перенимая датский опыт

Сегодня академические обмены стали для Томского политехнического повседневной практикой. Наш университет продолжает развивать сотрудничество с Европой не только в рамках студенческих обменов и поездок в европейские университеты, студенты ТПУ имеют великолепную возможность посещать курсы иностранных преподавателей в стенах родного вуза.

В течение двух недель студенты 4 курса АВТФ специальности \"Вычислительные машины, комплексы системы и сети\" слушали лекции и выполняли лабораторные работы под руководством преподавателя из Дании Хеннинга Харгарда. Он приехал из Инженерного колледжа города Орхус (Дания), где готовят бакалавров по различным направлениям. Орхус – второй по величине город в Дании после Копенгагена, сравнимый по размеру с Томском.

Сотрудничество ТПУ с Инженерным колледжем г. Орхус началось около двух лет назад. Датчане целенаправленно искали партнера в России, изучали возможности разных университетов. Неудивительно, что после знакомства с Томским политехническим вопрос о партнерстве сразу решился. Тогда же было подписано соглашение об академических обменах студентов между Инженерным колледжем г. Орхус и ТПУ. На сегодняшний день наши студенты уже прошли ряд стажировок в Дании, в Томске учится один датский студент.

Через некоторое время датская сторона в лице профессора Хеннинга Харгарда изъявила желание провести обмен преподавателями. Было решено, что он прочитает нашим студентам курс \"Микропроцессорные системы\" (Microcontrollers).

После этого двое сотрудников АВТФ - доцент кафедры \"Информатики и проектирования систем\" Антон Юрьевич Демин и старший научный сотрудник Вячеслав Викторович Гринимаер отправились на стажировку в Германию, в ходе которой они два дня провели в Дании. Там представители АВТФ познакомились с Инженерным колледжем г. Орхус.

- Мы высоко оцениваем подготовку по специальным дисциплинам в Дании, - рассказывает Антон Дёмин, - и я считаю, что в этой области нашим учебным заведениям необходимо сотрудничать. То, что сделано у нас за последний год, можно оценивать как прорыв в направлении подготовки специалистов проектирующих микропроцессорные системы. Закуплены современные микропроцессорные системы для обучения студентов, оборудованы новые лаборатории, полным ходом идет подготовка методических материалов с учетом этих нововведений. Поэтому приезд профессора Хеннинга Харгарда стал еще одним шагом в этом направлении. Ведь эти занятия дают возможность нам познакомиться с методикой преподавания в Дании. Интересно, что он привез с собой микропроцессорные устройства для проведения лабораторных работ. Но то, что мы получили благодаря инновационной программе, можно сказать, еще более отвечает современному развитию микропроцессорной техники. Также, благодаря Хеннингу, мы вышли на контакты с компанией \"Atmel\", которая предоставляет вузам бесплатные микропроцессорные наборы для обучения студентов.

Гость из Дании совершенно не говорит по-русски, английский для него - второй, однако и преподаватели, и студенты отметили, что проблем при общении с Хеннингом ни у них, ни у него не возникло. Он прекрасный преподаватель, который не только читает лекции, но и вдумчиво отвечает на вопросы, разъясняет трудные моменты. Стоит отдать должное и студентам, которые показали высокий уровень владения английским языком: отвечали на вопросы лектора и сами не стеснялись спросить о том, чего не понимают. Для них занятия по профессиональному языку не прошли даром.

Альфия Фазлутдинова, 4 курс АВТФ:

- Я просто в восторге, потому что мы ожидали, что будет непонятно. Предмет непростой, да еще и на английском языке, но Хеннинг все очень хорошо объясняет. Его курс оказался не таким сложным, как нам казалось. Нам всем понравились занятия, а мне еще больше, чем прежде, захотелось поехать учиться по обмену.

Дмитрий Коваленко, 4 курс АВТФ:

- Было интересно, потому что мы работали на современном оборудовании. То, что нам давали на предыдущих лекциях, относительно устарело, а Хеннинг показал то, что сейчас используется - программное обеспечение и микропроцессоры. С этой точки зрения было очень интересно. Я думал, что будет труднее, потому что я не очень хорошо владею английским, но мне было практически все понятно и на лекциях, и на лабораторных.

Своими впечатлениями от Томска и нашего университета поделился и Хеннинг Харгард:

- В Томск я приехал с супругой. Нас очень хорошо приняли. Томск - прекрасный и гостеприимный город с уникальной архитектурой. От ТПУ у меня только положительные впечатления. Ваши лаборатории хорошо оснащены, и я убедился, что ваш технический уровень очень высок. У политехников сильная мотивация: они задают вопросы, активно участвуют в дискуссиях. Мне это нравится. То, как вы обучаете студентов, отличается от модели, которую мы используем в Дании. Поэтому мне было интересно познакомиться с вашей системой, и если честно, я нашел, чему у вас поучиться.

- Есть ли у Вас планы по дальнейшему взаимодействию с ТПУ?

- Сейчас мы обсуждаем перспективы сотрудничества с руководством факультета (АВТФ). Обе стороны согласны с тем, что в будущем необходимо более тесное сотрудничество в области обмена преподавателями и профессорами. Мы также продолжим студенческие обмены. Сейчас в Томске учится один наш студент, и ему здесь очень нравится. Надеюсь, я смогу прорекламировать ваш вуз, и датских студентов в ТПУ станет больше. В свою очередь, мы рады видеть студентов ТПУ в Дании. Несколько ваших студентов уже учатся у нас, и неплохо. Я думаю, им нравится жить в Дании, несмотря на то, что проживание для студентов у нас стоит гораздо дороже, чем здесь. Однако у студентов по обмену есть возможность найти подработку: пары часов в день будет вполне достаточно. Конечно, придется привыкать к другим методам преподавания и, особенно к культурным различиям, но мы заботимся, чтобы ребята, которые приехали к нам по обмену, чувствовали себя как дома. У каждого из студентов есть \"бади\" - студент-датчанин, который помогает приезжему адаптироваться к новой среде и знакомит его с порядками колледжа.

- Хотели бы Вы вернуться в Томск?

- Да, но я не знаю, когда смогу это сделать. Может быть, через несколько лет я вернусь, чтобы посмотреть, какие изменения произошли.

Будем надеяться, что сотрудничество между Томским политехническим и Инженерным колледжем г. Орхус будет и в дальнейшем протекать столь же плодотворно.

Сейчас уже планируется участие партнеров в заявках на европейские гранты. И кто знает, возможно, что следующим шагом станет совместная подготовка специалистов и аспирантов.

Лариса БОГОМАЗОВА.