26-летняя сотрудница кафедры культурологи и социальной коммуникации гуманитарного факультета ТПУ Кирьянова Лилия Геннадьевна стала победителем в конкурсе профессорско-преподавательского состава ТПУ на звание \"Преподаватель года\".
В 2004 году Лилия Геннадьевна окончила политехнический университет, получив два образования: по специальностям \"Связи с общественностью\" ГФ и \"Национальная экономика\" ИЭФ. На момент поступления Лилии данная специальность была мало распространена, это было достаточно новое направление - что и привлекло мою собеседницу. С другой стороны, она знала об этой сфере деятельности не понаслышке. Лилия всегда была очень активным человеком. Во времена ее школьной юности в городе активно работала организация школьного самоуправления \"Детско-юношеский парламент\". \"Мы с друзьями очень много времени проводили там, я возглавляла парламент областного уровня. Понимание того, что такое связи с общественностью на различных уровнях, в частности, PR как отношения с органами власти, было уже тогда. На второе высшее я пошла уже студенткой 4 курса. Экономическое образование мне понадобилось в связи с проводимыми исследованиями, а именно изучение аспектов имиджа российских регионов. Разрабатывать проблему имиджа региона без понимания того, как функционирует экономика региона, очень сложно, ведь говорить только о коммуникативных аспектах неправильно и узко. Я поняла, что мне не хватает знаний по экономике, появилось большое желание их получить. Что я и сделала. Признаюсь, тот период был достаточно напряженным - обучение параллельно на двух факультетах, затем аспирантура, совмещаемая с работой…\"
После окончания университета Лилия Геннадьевна устроилась работать в администрацию томской области специалистом по межрегиональному сотрудничеству. Работа нравилась, но ее невозможно было совмещать с написанием диссертации. Лилия сделала выбор в пользу политехнического университета. \"То, чем я стала заниматься, придя в ТПУ, было не менее интересно. Скажу больше - я благодарна судьбе, что приняла именно это решение. Моисеева Агнесса Петровна оказала мне необходимую поддержку в тот непростой для меня поворотный момент. В университете мне предложили педагогическую нагрузку и координацию международного сотрудничества кафедры, поэтому кардинальных изменений в моей профессиональной деятельности не произошло, просто график работы стал более свободным, позволяющим закончить научную диссертационную работу\". Сегодня Лилия курирует международное сотрудничество уже всего гуманитарного факультета и занимает должность заместителя декана.
- Вам нравится роль педагога?
- Да.. В этом есть большая доля удовольствия, хотя многое зависит от студентов, с которыми общаешься. К счастью, мне всегда везло со слушательской аудиторией. Те предметы, которые веду я - это гуманитарные дисциплины, прикладные исследования, предполагающие общение со студентами. Это не однонаправленная коммуникация, а непрерывный диалог. Иногда через общение со студентами, через дискуссии можно узнать то, что не узнаешь больше нигде - возникают новые креативные идеи, проектные предложения. Очень интересны образ мышления слушателей и их реакция на твои слова. Происходит взаимное обогащение. К тому же процесс подготовки к занятиям предполагает изучение всего возможного спектра литературы. Недаром говорят, что самый лучший способ обучения - это преподавание, это один из вернейших путей детально разобраться в каком-либо вопросе.
В прошлом году я досрочно защитила кандидатскую диссертацию по теме \"Отношения \"глобального\" и локального\", посвященную противоречивости современных глобализационных процессов. Данная работа представляет собой плавный переход от моей студенческой научной работы по имиджу регионов к более широким территориальным аспектам. Успешной досрочной защите способствовала полугодовая стажировка в Дании, в Докторской школе SPIRIT Ольборгского университета, который предоставил мне грант на проведение исследований на их базе. Множественные слова благодарности хотелось бы выразить моему научному руководителю Моисеевой Агнессе Петровне, которая всегда меня дисциплинирует и поддерживает. Сейчас я задумываюсь о докторской диссертации, ведь надо двигаться дальше.
Задумки уже есть, осталось оформить это в конкретную идею. На мой взгляд, самое сложное в научном процессе - найти для себя ту тему, которая захватит, прочувствовать ее, тогда впоследствии будет легко и интересно по ней работать\".
- Ваш возраст не создает вам трудностей в работе педагога?
- Для меня важно, чтобы во время семинаров и лекций я слышала ответную реакцию, а не разговаривала в пустоту. На мой взгляд, возраст в этом деле не имеет значения, наоборот, я очень хорошо понимаю студентов, они могут мне сказать все, что они думают по какому-либо вопросу. Уважение и интерес зависят не от возраста, а от умения найти общий язык. Нельзя читать лекцию \"на автомате\", необходимо чувствовать ребят, угадывать, что будет интересно им. Студентам нравится не пассивно слушать информацию, а принимать активное участие в процессе. Если это обеспечить, то, по моему мнению, обучение будет намного эффективнее.
Победа в конкурсе \"Преподаватель года\" была присвоена Кирьяновой Л.Г. за следующие достижения: изданные учебные и методические пособия, присуждение научной степени кандидата философских наук, разработка новых лекционных курсов и практических занятий, в том числе на английском языке, опубликованные монографии и научные статьи, выигранный грант Ольборгского университета (Дания) для прохождения научной стажировки в Докторской школе SPIRIT, повышение квалификации в Венском техническом университете, участие в подготовке и проведении Международных научных конференций ТПУ, организация международного сотрудничества кафедры культурологии и социальной коммуникации и т.д.
- Вы ожидали, что одержите победу? Как отнеслись к этому ваши коллеги?
- Победы я не ожидала. Это очень приятное событие, но надо работать еще лучше. Я уже видела приказ, но официального поздравления пока не было, хотя коллеги отнеслись к этому тепло.
Могу сказать, что для нашего университета победа молодого специалиста - это неудивительно, у нас созданы все условия, чтобы уже на ранней стадии он мог получить все возможное, достичь максимальных результатов. Университет предоставляет каждому колоссальные возможности, вопрос в том, как ими воспользоваться. Я - из тех людей, которые пользуются каждым шансом.
- Каковы ваши дальнейшие планы?
- В будущем я бы также хотела продолжать работать в ТПУ. По крайне мере, четко понимаю, что я здесь делаю и зачем, я нашла здесь себя. В моем случае совпадают три важнейших для меня фактора: во-первых, это преподавание, которое мне искренне нравится, во-вторых, это международная деятельность, также крайне интересная для меня и, в-третьих, это научная работа для собственного развития. Таким образом, от всех трех составляющих моей работы я получаю большое удовольствие. О чем еще может мечтать человек? Только о том, чтобы совершенствовать все названное, стремиться к еще большему.
- Примите искренние поздравления с Вашей победой и дальнейших Вам свершений!
Елена ПАЛАМАРЧУК.