Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Планета ТПУ

Национальный исследовательский Томский политехнический университет становится все более привлекательным для иностранных студентов

Удивительно, но факт. Вуз из, казалось бы, холодной и далекой Сибири, демонстрирует в последние годы впечатляющую динамику роста количества студентов-иностранцев. За пять лет, с 2008 года, число представителей стран дальнего зарубежья, обучающихся в ТПУ, выросло с 328 до 939 человек, стран СНГ – с 1 150 до 2 224. Почти 15 процентов студентов-очников в Томском политехническом университете – граждане других государств, географически охватывающих все континенты нашей планеты. Флаги 53 стран можно вывесить на фасаде главного корпуса ТПУ, в том числе таких, прямо скажем, не близких к Томску, как Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Камерун, Нигерия, Зимбабве, Индонезия, Индия, Иран, Ирак, Малайзия, Вьетнам… Даже Австралия была представлена вплоть до недавнего времени. Справедливости ради надо отметить, что наибольшее количественное представительство принадлежит все же российским «соседям»: Китаю, Монголии, Казахстану.

Как и за счет чего сибирский вуз, несмотря на климатические и географические «отягощающие» факторы, добивается успехов в работе по привлечению иностранных студентов?

– На самом деле климат и географическая отдаленность не играют сегодня существенной роли, – говорит заместитель проректора по образовательной и международной деятельности ТПУ Татьяна Петровская. – Холодно? Американцы говорят: нет плохой погоды, есть неправильная одежда. Нынешнее поколение молодых людей во всем мире растет мобильным, готовым к переездам и путешествиям. А Интернет, социальные сети стирают этнические и культурные границы, молодежь не боится «чужих».

По ее словам, главными критериями при выборе места учебы молодыми людьми из зарубежья в настоящее время являются качество образовательных программ вуза, уровень преподавательского состава, техническая оснащенность учебного процесса, бытовые условия и качество среды, в которой находится университет (социально-культурная атмосфера городского сообщества, сервис, безопасность и т.д.).

Эти позиции Томский политехнический университет начал постепенно «подтягивать» примерно с конца 90-х годов прошлого столетия, когда в ТПУ появился первый студент-иностранец (это был гражданин Марокко Абдель Мосхен, защитивший диплом бакалавра в 1998-м), и руководство вуза взяло курс на расширение экспорта образовательных услуг. Университет создал Центр организации обучения иностранных студентов, затем Институт международного образования (ныне – Институт международного образования и языковой коммуникации). В 2002 году дипломы ТПУ получили первые выпускники-иностранцы. Ими стали представители Китая Ду Сю Пин и Южной Кореи Сео Джионг Хвен. В 2002 году дипломы ТПУ получили два выпускника-иностранца. В 2012 году выпускников из дальнего зарубежья насчитывалось уже 85.

– Мы изначально сделали ставку на системный профессиональный подход к работе по всем направлениям: от набора студентов-иностранцев до их торжественного выпуска, – говорит Татьяна Петровская.

Работа по привлечению иностранных студентов возложена на отдел рекламы и маркетинга. Задача его сотрудников – проведение рекламных акций и кампаний в зарубежных СМИ и в иностранном сегменте Интернета, участие в международных образовательных выставках и форумах, работа с аппликациями, переписка с поступающими.

Создан оригинальный англоязычный сайт, представляющий всю необходимую информацию о возможностях обучения в ТПУ иностранных граждан. Сайт, по оценкам специалистов, не уступает по дизайну и сервису лучшим мировым образцам. На него ежегодно поступает до 10 тысяч заявок и писем со всего света, и на каждое письмо сотрудники отдела рекламы и маркетинга дают ответ.

Большое значение имеет внеучебная, социокультурная, работа со студентами-иностранцами.

– Что такое образовательная услуга, которую мы предлагаем иностранным гражданам? – спрашивает Татьяна Петровская, и отвечает: – Пятьдесят процентов – это образовательная программа. А другие пятьдесят процентов – это то, что помогает образовательной программе состояться. Для студента из дальнего зарубежья – это среда, в которой он живет: бытовые условия, медицинская помощь, правовая защита…

Сегодня иностранные студенты проживают в достаточно комфортном общежитии ТПУ в двух- и трехместных комнатах, оснащенных всем необходимым. Решены вопросы медицинского страхования и оказания медицинской помощи.

Отлажено взаимодействие с миграционной службой, правоохранительными органами. Благодаря совместной работе политехников и «силовиков» каких-либо криминальных проявлений в отношении иностранцев давно уже не наблюдается. В Томске человек с любым цветом кожи и разрезом глаз чувствует себя достаточно спокойно. Этому способствует и работа по социализации и интеграции иностранцев в городскую общественную среду. Университет проводит множество мероприятий с национально-культурными организациями, участвует в программе «Мультикультурный Томск». Иностранные студенты не редкие гости в томских школах, участвуют в общегородских праздниках. С 2006 года Томский политехнический университет становится центром притяжения самых талантливых иностранцев, обучающихся в российских вузах. На базе вуза проводится ежегодный Всероссийский смотр-конкурс научных и творческих работ иностранных студентов и аспирантов, на который собираются свыше 300 представителей 30–35 университетов России. Не так давно, в апреле, прошел уже седьмой такой смотр. Сегодня в ТПУ действует полноценная инфраструктура по работе с иностранными студентами. Ее ядром является Институт международного образования и языковой коммуникации (ИМОЯК). В ИМОЯКе в рамках программы довузовской подготовки иностранные студенты изучают русский язык, вводные курсы по математике, физике и другим предметам, проходят школу адаптации к российской системе образования, усваивают основы русской культуры.

Последующие два года студенты обучаются на программе базового высшего образования по унифицированным учебным планам и адаптированным учебно-методическим материалам в ИМОЯКе, на отделении организации профессиональной подготовки. Достигнув уровня уверенного владения русским языком, они переходят на обучение в группы российских студентов других институтов.

Гибкость образовательной модели проявляется в том, что по желанию студентов и при достаточной языковой подготовке после окончания подготовительного отделения они имеют возможность перейти в другие институты университета для освоения основных образовательных программ. Международный вариант ступенчатой модели подготовки бакалавров нашел воплощение в совместных образовательных программах ТПУ (2+2) с двумя крупными китайскими университетами – Цзилиньским и Шеньянским политехническим.

ИМОЯК совместно с другими институтами ТПУ организует обучение по программам бакалавриата и магистратуры на английском языке. Кроме того, более 200 курсов на английском языке предлагаются студентам партнерских университетов, приезжающих в университет в рамках программ академического обмена и по собственному выбору.

ТПУ готов и в дальнейшем увеличивать набор иностранных студентов. Пока этот процесс ограничивает одно – количество мест в общежитии. Но уже в 2014 году вступит в строй новое современное общежитие на 650 мест, и это обстоятельство позволит Томскому политехническому университету совершить новый рывок в экспорте своих образовательных услуг.

Сергей ПАЛАДИН

МНЕНИЕ
В эти два года я активно участвовал во многих мероприятиях университета: в научных конференциях, культурных и спортивных мероприятиях, в музыкальном конкурсе, выступал на вечерах дружбы. Я познакомился и подружился со студентами из разных стран: России, Вьетнама, Монголии и других. И теперь лучше знаю культуру и жизнь не только в России, но и в других странах. В Томске я провёл самые интересные годы моей жизни. Я научился кататься на лыжах и сноуборде, играть на гитаре. Я очень счастлив!

Выпускник ТПУ (программа «2+2») 2012 г. Ван Фэй, Китай.

Образование здесь действительно качественное, преподаватели – настоящие профессионалы. Большинство из них очень добрые, отзывчивые люди, у которых приятно учиться. Во многом именно благодаря доброжелательному отношению преподавателей мне удавалось хорошо учиться и добиваться успехов.

Выпускник ТПУ 2012 г. Дао Ань Туан, Вьетнам.

Скоро я вернусь на родину, и планирую найти работу в сфере нефтегазовых разработок. А через несколько лет я хочу поступить в аспирантуру, потому что для хорошей карьеры нужно хорошее образование.

Выпускница ТПУ 2012 г. Фадхила Нурамалия, Индонезия.