Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

ТПУ – лучший университет России за пределами столиц по версии «Эксперт РА»

Национальный исследовательский Томский политехнический университет вошёл в топ-100 рейтинга сильнейших вузов страны, составленного рейтинговым агентством «Эксперт РА». Он занимает в этом рейтинге лидирующую позицию среди всех нестоличных, в том числе и томских вузов, и восьмое место среди российских.

Интерес к справедливой оценке российских вузов оказался настолько высок, что в сжатые сроки в онлайн-опросах приняли участие около четырёх тысяч человек. Такой отклик научного сообщества, работодателей, студентов и выпускников можно считать очень высоким, ­если не беспрецедентным. Как сообщает журнал «Русский репортер», новый рейтинг университетов «Эксперт РА» составил по инициативе и при поддержке фонда Олега Дерипаска «Вольное дело».

Если учитывать только рубли и квадратные метры, то оценка получается очень однобокой. По формальным показателям какой-нибудь полуживой вуз, куда поступают лишь для получения корочки, может оказаться эквивалентным настоящему «месту силы», чьи стены уже ­сами по себе становятся источником образования. Опрос помогает отделить зёрна от плевел...

Как рейтинг ни составляй, всё равно в лидерах окажутся МГУ, СПбГУ и ещё несколько столичных вузов. Тут ничего не поделаешь, Россия – государство централизованное. Главная интрига заключается в том, кто окажется лидером среди региональных вузов. В списке «Эксперт РА» больше всех баллов набрал Томский политехнический университет, который чуть-чуть опередил Новосибирский государственный университет...

«Scientia. Libertatem. Prosperitatem – Знание. Свобода. Процветание» написано на входе в главный корпус ТПУ. Эти же слова выбиты на университетском гербе. ­Золотые львы сторожат вход в корпус № 3 через дорогу от главного. Лошади гарцуют на крыше корпуса № 10, почти как на Большом театре. Понтовой атрибутики у ТПУ ничуть не меньше, чем у его главного местного соперника – ТГУ.

Рядом с физическим и химическим корпусами ТПУ стоит памятник Сергею Кирову. Вообще-то он весь в белом. Но уже много-много лет подряд кто-то периодически красит его белые сапоги то черной, то красной краской. Поймать нарушителей порядка ни разу не удалось. Говорят, это делают выпускники ТПУ после защиты ­дипломов. Они же пишут неподалеку от памятника на стене The Wall, намекая на название альбома группы Pink Floyd. Традиция – это тоже часть хорошего университета.

ПРОСТО ЭТО КРУТО

На крыше Института кибернетики ТПУ возвышается четырёхметровая антенна спутниковой связи. Она относится к единственному в России Учебному центру спутниковых технологий Hughes. Для политеха это очень важно. Потому что Hughes – это как Microsoft, только на другом рынке. На самом деле первый российский проект был создан на базе Томского государственного университета. Но центр получился всё равно в ТПУ.

– Если бы Михаил Сонькин работал в другом месте, этот центр тоже был бы в другом месте, – говорит руководитель центра Владимир Литвинов. – У Михаила Аркадьевича всегда миллион идей. Если бы не он, ничего бы этого не было.

Михаил Сонькин – руководитель группы компаний «Инком», которая занимается спутниковыми технологиями. «Инком» организовали сотрудники ТПУ ещё в 1990 году. Теперь у этой группы и политеха взаимовыгодный симбиоз. Например, Сонькин подыскивает и воспитывает себе кадры из студентов ТПУ. И Hughes они тоже учредили вместе...

Системы Hughes настолько сложные, что обучать обращению с ними студентов, возможно, не имеет смысла. Пока здесь учат тех, кто постоянно работает с хьюзовским оборудованием. Деньги за обучение платят не очень великие – примерно 50 тысяч рублей с человека. Непонятно тогда, в чём выгода для университета.

Просто это круто. Это всё делается, я считаю, для статуса. Hughes – это мощнейший мировой бренд. Вам, ­может быть, всё равно, а я, как специалист, понимаю, насколько это высокий уровень, – говорит Литвинов. – Есть разработчик спутникового оборудования «Истар» в Москве. Он в принципе не уступает Hughes. Где-то даже его превосходит. Но это для нас не бренд. Ведь у них нет половины мирового рынка.

ЗДЕСЬ ОТЛИЧНАЯ СРЕДА…

– Эффективность ТПУ начинается на стадии зачисления в студенты. С большой долей вероятности в вуз попадают наиболее достойные кандидаты на получение высшего образования. Остальные стадии и составляющие формируются как следствие, – считает выпускник Энергетического института ТПУ, а ныне магистрант Института социально-гуманитарных технологий этого же вуза ­Антон Клокгаммер. Я поступил сюда по совету близких друзей, не имея собственного представления о положении дел. Официальным источникам информации о ­вузах я не доверял.

Большую часть жизни Антон прожил в Германии, и ­эффективный университет, по его мнению, удалось сформировать именно там.

– Эффективный университет – это университет, который выпускает хороших специалистов в своей области. Не просто людей с дипломом, а на деле способных решить поставленную задачу, – считает другая студентка ТПУ, Мария Карпенко.

Увы, на вопрос «А является ли ТПУ эффективным ­вузом?» Мария отвечает фразой из рекламного проспекта для абитуриентов: «Всем известно, что ТПУ является ­одним из лучших технических вузов по подготовке квалифицированных инженеров».

Айталина Неустроева в принципе согласна с Марией по поводу оценки эффективности:

– Это университет, выпускающий высококвалифицированных специалистов, готовых к работе. ТПУ даже очень эффективный. Я знаю много студентов, которые выпустились из ТПУ и нашли себе работу по своей специальности.

Сама Айталина поступила в политехнический, потому что училась в техническом лицее и потому что «в Томске отличная среда для обучения»…

ЭЛИТКА НА СКЛОНЕ ХОЛМА

Внутри ТПУ уже девятый год существует программа Элитного технического образования – «элитка», как называют её студенты. Обучение на «элитке» идет параллельно с основным. Отбор первокурсников проходит в несколько этапов: сначала результаты вступительных экзаменов, потом специальные тесты. На «элитке» студенты углублённо изучают основные предметы, и к ним добавляются разные дисциплины, в том числе и экономические, которых нет на обычном потоке.

– ТПУ хочет соответствовать понятию эффективного вуза. Создали бизнес-инкубатор, пытаются развивать так называемое инженерное предпринимательство, чтобы выпускники-инженеры могли не только работать по специальности, но и заниматься бизнесом, применяя свои технические знания, – рассуждает студент Физико-технического института ТПУ и «элитник» Юрий Эйхорн. – И уже с «элитниками» пытаются что-то делать, проводить различные эксперименты.

– Какие, например?

– Ну, сейчас, например, у нас идет на «элитке» проектный менеджмент, там мы делаем проекты инновационных предприятий. На базе инкубатора сейчас проходит трехнедельный конкурс, в результате которого должно быть организовано несколько небольших предприятий..

ПОЛИМЕРЫ НА ПАЛЬЦАХ

Томский политехнический завоевал лидерство в первую очередь благодаря мощной науке. По показателю «Научно-исследовательская активность» он занимает второе место в стране, уступая лишь МГУ и опережая СПбГУ, МИФИ, ЮФУ и Физтех.

Химический корпус ТПУ был построен больше ста лет назад. Здесь лестницы, парты и скамьи поскрипывают, потолки до неба, а в лабораториях сохранились громоздкие шкафы для хранения химических реактивов. Когда на базе ТПУ решили создавать центр подготовки специалистов для фармацевтической отрасли, часть старых ­аудиторий переделали под офисный стиль. Правда, в одной из них всё же оставили раковину с лепниной для промывки склянок. Теперь она соседствует с суперсовременным компьютером.

В химическом же корпусе находится Международная научно-образовательная лаборатория термоактивных полимеров. Ею руководит бельгиец Дирк Верваке. Кроме него в лаборатории работают два инженера, Саша и Дима, и ещё несколько студентов. Вообще-то Дирка очень трудно застать в лаборатории, он постоянно в разъездах, но нам повезло. Дирк встаёт к доске, где мелом начерчена какая-то умная схема, и начинает объяснять:

– Сначала мы понимаем химию процесса, потом переходим непосредственно к получению продукта, а проблема в том, что все фокусируются на самой химии и не знают, как довести разработку до потребителя… А материал, над которым мы сейчас работаем, на самом деле очень интересный, и из него много полезных вещей можно делать. Надо просто уйти от химии.

– Что это значит?

– Клиентам нужно что-то очень простое, без больших формул.

Дирк включает компьютер, на экране появляется трёхмерная модель какой-то детали. Её можно разглядеть со всех сторон. Это простой способ объяснить клиенту, как будет выглядеть, например, бампер машины, изготовленный из продаваемого Дирком материала.

– Я учусь рисовать такие вещи в специальной программе. Это всё, что интересно покупателям. Им неинтересно, что внутри, им надо потрогать готовый продукт.

Материал, о котором говорит Дирк, в очень жестких условиях не окисляется и не разрушается. Продать его вроде бы несложно. Дирк его много раз продавал. Но ­клиенты зачастую не имеют химического образования, и ­надо всё объяснять на пальцах.

– А в России работает эта схема – объяснение с помощью трёхмерных моделей?

– Везде работает. И здесь тоже должна.

Я БУДУ ОЧЕНЬ СКУЧАТЬ ПО ТПУ

Количество иностранных студентов – этот показатель обязательно учитывается во всех рейтингах. В ТПУ с иностранцами всё в порядке. Однажды на одном из политеховских мероприятий студенты-вьетнамцы очень трогательно спели «Отчего так в России берёзы шумят?..».

Это было года два назад, но русские берёзы для вьетнамцев по-прежнему актуальны. И по-прежнему в общаге для иностранцев, проходя по этажам, где живут представители этой солнечной страны, даже китайцы стараются не дышать: запах еды, которую обычно готовят ­вьетнамские студенты, очень специфичен и распространяется с невероятной силой.

ТПУ уже много лет сотрудничает с тамошними вузами. Например, в этом году была открыта программа подготовки специалистов для атомной отрасли Вьетнама.

– Это судьба, что я в этот вуз попал. Я живу в Томске уже восемь лет, – рассказывает аспирант Института международного образования и языковой коммуникации (ИМОЯК) Нгуен Минь Туан. – Сначала бакалавр, потом специалист, а сейчас оканчиваю аспирантуру. Скоро у меня защита дипломной работы. Сначала, когда после школы я поступил в технический университет, у меня были хорошие оценки, и мне предложили учиться в России. На самом деле я хотел изучить физику, математику и информатику. Поэтому я попал в ТПУ: здесь есть такие специальности, которые я хотел изучать…

Статья приводится с сокращениями. Полный текст, а также критерии рейтинга, таблицы и диаграммы – в журнале «Русский репортер» http://rusrep.ru/article/2012/11/12/vuzy/