Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Я привыкла жить на волне «высокой настроенности ума»…

Женщина-руководитель в нашем мужском техническом вузе – всё-таки явление. И явление пока ещё необычное. Обаятельная Лариса Смышляева чуть меньше двух месяцев руководит Институтом дополнительного непрерывного образования, но со свойственным ей интересом к освоению всего нового и присущей системностью мышления уже представляет, какие задачи стоят перед институтом в будущем.

Наша героиня привыкла к освоению новых вершин. И, что неоднократно «бросалось в глаза» во время разговора, Лариса Германовна из тех людей, что благодарны любому этапу своей жизни, в каждом периоде находя «плюсы». А это свойство счастливого характера.

ПО ПУТИ В ТПУ…

Выпускница биолого-химического факультета ТГПУ после окончания вуза стала трудиться на кафедре психологии человека. Впрочем, химию не забрасывала, пять лет отработала учителем в школе, успешно совмещая это с деятельностью в педвузе. Второе высшее образование получила по специальности «Психология», параллельно выполняя кандидатскую диссертацию, тематика которой была связана с использованием возможностей учебного предмета «химия» для формирования здорового образа жизни школьников. Вообще, где бы Лариса Германовна не работала, одно прослеживается чётко – она человек образовательной среды, нашедший в педагогике своё призвание.

Кстати, за 12 лет работы в педуниверситете Лариса Германовна поступательно прошла ступени карьерной лестницы – от ассистента до зав. кафедрой социальной педагогики.

Однако жизнь повернулась так, что следующие шесть с половиной лет Лариса Смышляева прослужила в Томском филиале Сибирской академии госслужбы (ныне Томский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ) – заместителем директора по науке.

«Много полезных уроков тогда извлекла из этого опыта, – говорит Л. Смышляева. – Именно в этот период своей профессиональной жизни я глубоко прониклась философией компетентностного подхода. Работая в сфере профессионализации чиновников, освоила методические тонкости реализации практико-ориентированных образовательных программ. Такие программы осуществляются на основе активного взаимодействия между специалистами образовательного учреждения и специалистами реального сектора экономики – заказчиками образовательных услуг, – говорит Лариса Германовна. – Исследование особенностей проектирования практико-ориентированных программ ДПО связано с предметом моей научной работы в рамках выполнения докторской диссертации».

Докторская была успешно защищена в мае этого года в Алтайской педагогической академии. «Защита была радостным моментом. Ведь она позволила представить авторитетному научному сообществу результаты моей многолетней исследовательской работы по проблеме компетентностного обновления ДПО муниципальных служащих. Большую роль в моём научном взрослении сыграл Михаил Григорьевич Минин, зав. кафедрой инженерной педагогики ТПУ, мой Учитель со студенческих лет. Мы дружим и сотрудничаем на протяжении жизни».

НОВЫЕ СМЫСЛЫ…

А в конце лета было получено предложение от Томского политехнического университета возглавить ИДНО.

Впрочем, с Политехом Лариса Германовна сотрудничает с 2005 года, преподавая в последнее время аспирантам курс «Методология и методы научных исследований» на кафедре иностранных языков ЭНИНа. Новый директор ИДНО раздумывала месяц, но в итоге решила, что это новая полоса в жизни, новые смыслы. «И как любое новое – это интересно, хотя и трудно… Одним из самых серьёзных факторов для согласия на предложение новой должности стало то, что ТПУ – это глубоко уважаемая мной образовательная система.

Среди друзей, людей, которых я люблю, много выпускников ТПУ. Мне, в силу педагогической направленности ума, неоднократно приходилось наблюдать, как качественно меняется сознание взрослеющего человека за годы студенчества в ТПУ. И второе – для меня это просто огромный плюс. ТПУ – профессиональная среда, которая требует высочайшей настроенности ума и высочайшей самоотдачи. Я привыкла жить и работать на такой волне.

О ЗАДАЧАХ, СТОЯЩИХ ПЕРЕД ИНСТИТУТОМ…

Как рассказала нам Лариса Германовна, в ИДНО есть давно заданные направления работы: профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов, подготовка по рабочим профессиям, языковая подготовка, повышение квалификации педагогических кадров. На сегодняшний день институт осуществляет, прежде всего, организационную функцию в реализации всех этих направлений. Посмотреть по-новому на сложившуюся практику ДПО в ТПУ помогает осмысление опыта участия вуза в первом этапе президентской программы повышения квалификации инженерных кадров в России в 2012–2014 годы. Это масштабный государственный проект, нацеленный на развитие кадрового потенциала в инженерно-технических отраслях. Право стать участником этого проекта по подготовке инженерной элиты российские вузы получают на конкурсной основе. На первом этапе конкурса (2012 г.) ТПУ выиграл право на реализацию четырёх образовательных программ. Но совершенно очевидно, что потенциала у политехнического значительно больше. Поэтому накануне второго этапа конкурса президентской программы у института появляются новые задачи, связанные с достижением цели по существенному увеличению количества выигранных программ. Для этого ИДНО совместно с другими Институтами ТПУ надо активизировать работу в направлении усиления международной компоненты в содержании программ повышения квалификации (зарубежные стажировки, привлечение зарубежных специалистов к участию в программах). Требуется оптимизация системы работы по детальному изучению образовательных потребностей специалистов предприятий и активному привлечению успешных практиков в качестве преподавателей. Представляется также необходимым более масштабное использование ресурсов дистанционного обучения для решения задач ДПО, что позволит реализовывать персональные программы повышения квалификации. А это одна из актуальных тенденций развития практики образования взрослых. «Задачи непростые, но решаемые. По моим наблюдениям, персонал Института отличает открытость новому опыту и готовность развиваться», – говорит директор ИДНО.

О КАЧЕСТВАХ РУКОВОДИТЕЛЯ…

Не могли мы не затронуть вопрос, какие же качества должны быть присущи руководителю. «Думаю, – говорит Лариса Германовна, – что руководителю просто необходимы: ориентация на лучшие образцы профессионального опыта, умение принимать эффективные решения, целеустремленность, ответственность, чувство долга, приверженность своему делу, стрессоустойчивость. И обязательно – направленность на людей, коммуникабельность». Мне показалось, что всеми качествами новый директор ИДНО обладает.

Удивительно, с Ларисой Германовной всегда томик А. Ахматовой. В текстах Анны Андреевны она находит ответы на самые разные вопросы. Несмотря на столь насыщенную жизнь, нашей героине хватает времени на серьёзную литературу и хорошие стихи.

Так, в завершение нашей беседы Лариса Германовна вспомнила строки ещё одной любимой поэтессы – М. Цветаевой. Они в некотором смысле выступают психологической установкой для женщины-руководителя: «Быть как стебель и быть как сталь в жизни, где мы так мало можем. …Шоколадом лечить печаль и смеяться в лицо прохожим!»

Елена ЕФСТИФЕЕВА