Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Система менеджмента качества ТПУ: мнение профессорско-преподавательского состава

В июне 2012 года отделом социально-психологических исследований информационно-исследовательского центра информационно-аналитического управления был проведён экспресс-опрос об эффективности функционирования в ТПУ системы менеджмента качества.

Для начала выявили степень информированности по данному вопросу профессорско-преподавательского состава, определили отношение ППС к различным сторонам функционирования СМК, выяснили оценку работы системы менеджмента качества за последние два-три года, а также динамику показателей по сравнению с данными аналогичных социологических опросов 2006 и 2007 годов.

Опрос показал, что степень информированности ППС о системе менеджмента качества ТПУ находится на среднем уровне: чуть менее половины преподавателей обладают полной информацией о целях и задачах СМК ТПУ (42,1%) и о политике качества своего института (45,3%), уровень же осведомлённости о результатах функционирования СМК ещё ниже (25,3%).

Сопоставление результатов нынешнего экспресс-опроса с данными аналогичного исследования в 2006 году выявило тенденцию увеличения степени информированности преподавателей о политике качества своего подразделения («обладаю полной информацией» – 45,3% в 2012 г. против 37% – в 2006 г.; «вообще не имею информации» – 9,5% в 2012 г. против 12% – в 2006 г.). Но обнаружено некоторое снижение осведомленности ППС о результатах функционирования СМК в подразделениях («обладаю полной информацией» – 25,3% в 2012 г. против 30% – в 2006 г.; «вообще не имею информации» – 17,9% в 2012 г. против 14% – в 2006 г.), что, возможно, в некоторой степени объясняется существенной реорганизацией структурных подразделений ТПУ за последние годы.

В ходе опроса преподавателям предлагалось выразить своё согласие или несогласие с рядом высказываний о функционировании СМК в ТПУ.

Как показали результаты исследования, большинство опрошенных преподавателей согласны с наличием положительных моментов функционирования СМК в вузе. Так, значительное большинство респондентов признают, что СМК позволяет упорядочить документы на рабочем месте (суммарный показатель – 71,3%) и улучшить организационно-методическое обеспечение дисциплин (суммарный показатель – 69,3%,). Кроме этого, более половины опрошенных преподавателей согласились с тем, что внедрение СМК повышает мотивацию и ответственность преподавателей за качество образовательных услуг, а также авторитет университета на российском и международном рынке (суммарные показатели – 55,3% и 56,8 % соответственно).

Однако преподаватели, принявшие участие в анкетировании, отметили и наличие отрицательных моментов функционирования СМК. К примеру, значительное большинство из них указали на существенные временные затраты при заполнение документации и на формальный характер функционирования Системы (суммарные показатели – 85% и 62,7% соответственно). Обращает на себя внимание выявленное неоднозначное мнение в преподавательской среде ТПУ относительно влияния СМК на качество образовательных услуг: практически равнозначны доли тех, кто считает, что эта система не способствует повышению качества образовательных услуг (суммарный показатель – 44,7%) и тех, кто придерживается противоположного мнения (суммарный показатель – 43,6%).

Сопоставление результатов опросов ППС 2012 и 2007 годов в целом позволяет отметить преобладание положительной динамики суждений ППС о системе менеджмента качества в нашем университете, причем наиболее заметно это проявилось в отношении мнений респондентов о влиянии СМК на мотивацию и ответственность преподавателей за качество предоставляемых образовательных услуг и о характере её функционирования в университете в целом. Кроме этого, выявлен некоторый положительный сдвиг мнения профессорско-преподавательского состава относительно влияния СМК на качество подготовки специалистов. Однако исследование показало некоторое увеличение доли респондентов, указывающих на трудоемкость заполнения необходимой документации в рамках системы менеджмента качества.

Проведённое исследование также ставило своей задачей выявление оценки ППС работы системы менеджмента качества за последние два-три года. Судя по полученным результатам, в преподавательской среде ТПУ по–прежнему наиболее распространенным является мнение, что в работе СМК за последние 2–3 года ничего не изменилось (47,4%). Кроме этого, вновь выявлена довольно значительная доля респондентов, затруднившихся с оценкой работы этой системы (28,4%), что, вероятно, является следствием выявленной недостаточной информированности ППС о результатах функционировании СМК в их подразделении. Резюмируя всё вышесказанное, можно констатировать, что, безусловно, система менеджмента качества в нашем вузе прижилась и стала неотъемлемой составляющей деятельности ТПУ. Но необходимость дальнейшего улучшения организации работ по функционированию СМК в университете также очевидна.