Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Равнодушных к проблемам учёбы в вузе нет

Уже традиционно по итогам сессии состоялось собрание кураторов академических групп первого и второго курсов. Встреча была расширенной: в ней приняли участие представители Управления по социальной и воспитательной работе, Управления по образовательной и международной деятельности, старосты учебных подразделений.

С информацией по итогам сессии выступил заместитель проректора по образовательной и международной деятельности Егор Григорьевич Язиков. С его слов стало ясно, что зимнюю сессию студенты сдали хуже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и касается это как первого, так и второго курса. Было подчеркнуто, что проблема успеваемости является сегодня насущной, т.к. это напрямую связано с качеством освоения специальных предметов на старших курсах и влияет на качество подготовки специалистов в целом.

Итоги зимней сессии вызвали серьёзное обсуждение. Свою точку зрения на причины снижения качества успеваемости высказывали как кураторы – преподаватели с солидным стажем работы, так и молодые наставники. Активное участие в обсуждении приняли и присутствующие на встрече студенты. Стоит подчеркнуть, что равнодушных к проблемам учёбы в вузе нет. В результате продолжительного и жаркого разговора было названо несколько основных причин сложившейся ситуации.

Одна из первых – низкий уровень подготовки поступающих в ТПУ абитуриентов. Несмотря на все усилия, прилагаемые профессорско-преподавательским составом университета посредством проведения выравнивающих курсов для ликвидации пробелов в школьных знаниях, ситуация остается крайне неутешительной. Ведь ни для кого не секрет, что по итогам входного контроля, который проводят преподаватели на первом занятии для выявления уровня подготовки студентов первого курса, на нововведение – выравнивающие курсы, как правило, рекомендуют идти всей группе.

Вторая причина – не всегда ответственное отношение преподавателей к своим обязанностям, а именно нежелание, а порой и прямой отказ проводить консультации со студентами. Кураторы, приходящие к преподавателю-предметнику с просьбой объяснить отсутствие в расписании консультаций, слышат в ответ, что на это не выделяются аудиторные часы, а даром своё личное время преподаватель тратить отказывается. Поэтому студенты, пропустившие занятия даже по уважительной причине, или студенты, не до конца разобравшиеся в какой-либо теме во время занятий, лишаются возможности освоить материал с помощью преподавателя. Что, естественно, не может не сказаться отрицательно на качестве получаемых знаний.

Кураторы-преподаватели считают не менее важной причиной «перегибы» в расписании. Например, до ломки практика по высшей математике у студентов была один раз в неделю. А после ломки количество практик увеличилось до четырёх раз. Освоить такой объём знаний, закрепить навыки решения за столь короткий промежуток времени довольно сложно.

Неоднозначно отзывались кураторы и о возможности оставлять два долга с зимней сессии на сентябрь. Может показаться странным, но отрицательно к этому отнеслись и старосты подразделений. Они считают, что студенты младших курсов (особенно первого) в сложившейся ситуации не мотивированы на получение знаний и зачастую переоценивают свои силы. Думают, что если не сдадут сейчас, то это у них обязательно получится в сентябре. Старосты подразделений внесли конструктивное предложение разрешать оставлять студентам долги, начиная с третьего курса, но лишь после выяснения сложившихся у студента обстоятельств и уважительных причин.

В процессе обсуждения кураторами была озвучена не менее важная проблема: в случае несдачи долгов осенью студент, отчисленный в сентябре, теряет возможность поступить летом в ТПУ на другую специальность (либо в другой вуз), т.к. результаты ЕГЭ действительны только два года.

Не менее важной причиной снижения успеваемости студентов второго курса кураторы обозначили введение рейтинговой системы в середине осеннего семестра, по правилам которой студент может набрать 60 баллов в течение семестра и 40 – на экзамене. Часть студентов второго курса не привыкла ровно работать в течение всего семестра, есть и такие, кто появляется в конце семестра, набирая минимально необходимые до допуска баллы, выполняя ИДЗ и решая контрольные работы, но сдаёт при этом экзамен на «отлично». Новая система направлена на равномерную работу студента в течение всего семестра, и тот, кто сдаёт долги в последний момент, на получение положительной оценки уже рассчитывать не может, даже если сдаст экзамен на максимальный балл.

Положительный отзыв кураторов получило введение конференц-недели: у студентов появилась возможность получить навыки публичных выступлений, начиная с первого курса. Положительно кураторы отозвались и о введении курса академической адаптации, без которой сложно представить проведение конференц-недель. В конце встречи начальник учебно-методического управления М.А. Соловьёв призвал всех собравшихся к постоянному диалогу, сказав, что он готов выслушать предложения кураторов по исправлению ситуации с успеваемостью.

По словам руководителя ЦСР О.А. Никифоровой, встреча прошла в хорошем конструктивном диалоге и получила хорошие отзывы со стороны и кураторов, и студенческого актива. Все участники совещания настроены на улучшение ситуации.