Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Как заработать на НИРСе?

Все, кто поступает в политех, хотят зарабатывать. Абсолютное большинство уверенно, что так, вероятно, и будет, но позже: возможно, с бакалавриата или на старших курсах, ну и уж совершенно точно – после университета. А можно ли заработать на ниве студенческих научно-исследовательских работ. Иные начинают с первого курса ТПУ. Оно и правда, раннее начало – старт обещает хороший и сулит много.

Вот что по поводу \"старта\" говорит доцент Юрмазова Т.А. , и ей стоит верить, не зря ж из года в год Татьяна Александровна даёт вузовской науке юных лидеров:

– В школе – это интерес и самоутверждение, о деньгах никто не думает. Но, к примеру, Евгения Францина ещё в 10-м классе заняла I место по России, и представитель ИНТЕЛ тогда передал ей «победный» компьютер. И каждый молодой исследователь должен знать вкус победы.

В первые недели сентября прихожу на занятие в школу естественных наук и математики, которая в нашем университете действует который год. Спрашиваю: кто хочет освоить физико-химические методы анализа? Приходят 15 человек, 10-11 класс, но до Нового года останутся 6, потому что не каждому дано. А кто-то понимает, что это не его.

Из этих шести только один-два могут работать головой, другие – руками. Или такой вариант: кто-то талантлив, но не артистичен, теряется на публике, в итоге не может подать результат. Вот где педагогу голову поломать: как не потерять такого человечка, нивелируя слабые стороны, дать возможность показаться с лучшей.

***

Стало быть, если интересует физика, приходи в ШМФ, химия – в лабораторию кафедры ОНХ, или выбирай, что-то ещё. Этого хватит, чтобы удачно стартовать в науку. При этом совершено точно радость побед будет редко, в основном – мегатонны труда и «мозголома».

Но далеко не все приходят по схеме. Александр Пак – победитель городских, областных олимпиад по физике и математике, аттестат «Золотое Знание» (http://za-kadry.tpu.ru/article/3317/5640.htm) – прибыл из Республики Казахстан. Поступил в ЭЛТИ без курсов, специализированной школы и лицея. К науке предрасположен. Кажется, ну и приступай к научно-исследовательской работе, студент. Но…

– На первом курсе это редкость, – уточняет магистрант Пак, – я, например, не смог, и на потоке только одна девушка сумела организоваться для НИРСа. Но, по-моему, первокурснику лучше плотно впитывать. Со второго можно на олимпиады: завоевывать победные сертификаты, грамоты, дипломы. Эти формальные вещи – тоже нужны. И потом та же стипендия губернатора – хорошая прибавка к «основному заработку» в ТПУ.

Но главное, на третьем курсе повезло с научным руководителем: у него к науке – особо трепетное отношение. Так что серьёзная наука началась в связи с подготовкой магистерской диссертации. В параллели веду хоздоговор. Сейчас – учусь, работаю и зарабатываю на конкретной исследовательской работе.

***

На деле Томскому политехническому есть что сказать в части постановки научно-исследовательских работ студентов и научно-технического творчества молодёжи. Не случайно в 2009 году вышла в свет монография «Организация и развитие молодёжной науки в политехническом университете» в 2 томах.

Один из соавторов – начальник отдела магистратуры Борис Мойзес (http://www.tpu.ru/html/om.htm):

– Наука для меня началась спонтанно, на 5-м курсе. Руководитель по дипломному проекту П.Я. Крауиньш сказал: «Не помешает!..». Но, честно говоря, раньше и сам не был готов. В порядке иллюстрации: в школе учился без троек, поступил в ТПУ – появились. Не по итогам сессий, конечно, но тем не менее. И ответственные за организацию НИРС на кафедре мимо прошли. И машиностроительная отрасль оказалась в загоне. И до поры о том, что на МСФ студентам можно заниматься научными исследованиями, я не знал.

Так что не вытяни меня Петр Янович, ничего и не было бы.

И тем не менее. Если говорить о том, как должно быть, так сказать, по науке, а не как бывает, то самый продуктивный путь к результатам и успешности, утверждает начальник отдела организации научно-исследовательской работы студентов и молодых учёных Людмила Зольникова (http://www.tpu.ru/html/onir.htm):

– … когда молодой человек как можно раньше начинает заниматься научными исследованиями. И когда он приходит в университет – уже есть некий задел. Такие люди подготовлены и психологически, и организационно, и нацелены на результат. Правда, молодых, успешно занимающихся наукой на первых-вторых курсах у нас мало. Тем не менее, это очень хороший опыт. Многое зависит от тех, кто работает с молодёжью.

Не каждый готов и способен эффективно осуществлять научное руководство. Пусть даже это уважаемый профессор и пр. Но в любом случае должны совпасть желание работать, работоспособность, целеустремлённость и ряд других «мелочей». Когда это происходит, всё суммируется в сотрудничество студента и руководителя.

Вместо послесловия: Роман Резаев (http://tpu.ru/html/mat-lab.htm), сотрудник Международной лаборатории математической физики только что вернулся с научной стажировки из Германии, посмотрел, как работают там, и приехал, во-первых, уверенный в том, что кое-какие вещи не мешало бы перенять, а во-вторых, с твёрдой установкой, что через развитие научной мысли надо возрождать, всё ж-таки, Россию, а не страны, которые в этом не нуждаются:

– Идея заниматься физикой – со школы, но пришлось проделать большой путь: познакомиться с различными научными коллективами; сделать несколько работ под научным руководством; защитить кандидатскую диссертацию, а после этого понял, что в состоянии что-то делать сам.

Что касается «зарабатывать», то в фундаментальной науке деньги вообще мотивировать не могут. Если исследователь ставит первой задачей деньги, то это не учёный, а делец от науки…

О Германии. В любой научной группе здесь умеют расставить приоритеты и распределить задачи. Иными словами – КОМАНДНАЯ РАБОТА. Планка научных результатов так высока, что индивидуальных учёных практически нет. Может быть, только в «совсем» теоретической физике… Но в той области, где я работаю, теоретические задачи эксперимента, это – команда. Каждый берёт локальную задачу, называет время (2-3 месяца), и работает с утра – до вечера, обычная рутинная работа.

А если делаешь это спустя рукава, то тебе дадут понять, и второго предупрежденья просто не будет. Попасть на стажировку можно через фонды DFG, Гумбольдта, Общество Макса Планка. Но просто по заявке из России – вряд ли получится, нужен контакт с немецким учёным и упрямая настойчивость. Например, в моем случае, немецкий профессор сдался только после шестого моего письма и согласился сотрудничать. После этого стипендию мне дали (DAAD, по версии кандидатов).

Вообще это достаточно простая траектория, требуется только контакт: надо искать, общаться. Ждать приглашения – нет смысла: никто, никогда не пригласит. Нужны инициатива и научные идеи. Если из России приезжает молодой учёный с идеями, то этот человек будет принят на ура. Потом предложат какие-либо варианты для продолжения работы и т.д. Стандартная сумма стипендии для аспирантов в Европе – 1000 евро, для кандидатов – 2000.

Тысячи евро вполне хватает, чтобы снять квартиру: цены сопоставимы с нашими в России, в Томске. За 400-500 евро можно снять двухкомнатную квартиру. Есть медицинская страховка, которая покрывает расходы по болезни. В общем, стипендии аспиранта, чтобы создать комфортные условия для работы, более чем достаточно.

Но главное: не бывает так, чтобы очнувшись на 5-м курсе, сказать себе, всё – я готов для исследований. Без школьного интереса к науке, без НИРСа, постоянных больших и малых побед в течение 5-7 лет – ничего не получится. Так что чем раньше – тем лучше.

И ещё: слишком поздно проснуться, значит, опоздать к завтраку.

Олег ПЛОТНИКОВ