Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Моторное направление

Андрей Гусельников: окончил ФАЭМ, специальность – «Электрические машины». Научный руководитель профессор Г.А. Сипайлов, непосредственно работал под руководством доцента В.С. Баклина. Если Геннадия Антоновича знали как яркого электромеханика, то Валерий Сергеевич известен (по сию пору работает на кафедре ЭМА) качеством расчётов полей электрических машин. Сегодня Гусельников – член ГАКа по направлениям 140600 «Электротехника, электромеханика и электротехнология», 140601 «Электромеханика», эксперт Ассоциации инженерного образования России, кандидат технических наук, директор по технологии и качеству ОАО «Сибэлектромотор».

В Томский политехнический пришёл по стопам родителей, кандидатскую защитил в 1991 по модной тогда теме «Однофазные асинхронные двигатели с малоотходным магнитопроводом». Пять лет провёл на кафедре, включая аспирантуру, и как расчётчик сформировался в те же годы. Затем стал ведущим конструктором СКБ «Сибэлектромотор», тогда конструкторское бюро возглавлял родитель мой и ученик Сипайлова – Эдуард Митрофанович Гусельников.

– Взгляды косые не встречали, мол, «сынок» пришёл?

– Поначалу было, но я довольно быстро сделал расчёт одного двигателя, с которым конструкторы долго возились, после чего – никаких взглядов. На производстве ведь так: умеешь – значит, нормально. Ну и поучиться пришлось, много дал зав.лабораторией Эдуард Александрович Книппенберг, а из конструкторов – Владимир Дмитриевич Бородин.
В 96-ом перешёл главным конструктором на завод...

– Карьера в науке?

– До сих пор говорят – пиши докторскую, но нет времени, сил, да и стимула.

– Главное, чему научил Томский политехнический?

– Учиться. Даже если вопрос из несмежной области знания, найди информацию, осмысли, проработай, выдай оптимальное решение. Такой вот универсальный инженерно-технический подход.

Сейчас он немного другой: система «бакалавр-магистр», первые три года все учат практически одно и то же. По нашей специальности выпускаются бакалавры электротехники, электромеханики и электротехнологии. У нас в отделе сбыта продукции работает один бакалавр…

Но дело вот в чём: ещё год-два назад были и бакалавры, и инженеры, и магистры. Тогда 80-90 процентов из группы бакалавриата шли на ступень выше – в инженеры, доучивались, и только один-два из всех преодолевали потенциальный барьер, поступая в магистратуру.

Вот тогда разница между выпускной квалификационной работой инженера и диссертацией магистранта была очевидна. Сейчас же, на мой взгляд, в связи с массовым переходом на уровневую подготовку, если все бакалавры пойдут в магистры, это автоматически будет означать падение уровня подготовки магистров.

Но при этом политех даёт базовый уровень технической культуры абсолютно всем: и троечнику, и отличнику. Мой одногруппник, например, электромеханик по специальности, а работал главным бухгалтером в компании «Транснефть». И в лихие 90-е многие из наших бухгалтерами устраивались. Где-то надо было работать, получали второе экономическое образование и приступали. Другие пошли в бизнес, сейчас у них свои фирмы, и не маленькие.

– Чему сейчас надо учить?

– Гуманитарная составляющая должна быть, начиная с умения изложить мысль на бумаге, продолжая навыками написания того или иного документа (служебная записка, письмо) и не завершая умением находить общий язык с коллегами и подчинёнными. Это на самом деле очень важно.

Важно уметь работать с программами, позволяющими строить 3D-модели, а то приходят к нам механики и учатся у нас же на ПО, на котором мы работаем. Сейчас на большинстве предприятий строят именно 3D-модели объектов, которые потом пользуют для станков с ЧПУ. В той же «autocad» есть современные 3D-блоки, есть KOMPAS-3D…

Ну, и особенно важно, чтобы каждый, кто приходит на действующее предприятие, имел представление об экономике, мог применять экономический подход к изготовлению, проектированию любых изделий; в проектной, технологической деятельности и т.д. Не просто сделать, а так, чтобы это было и дешевле, и с определённым уровнем качества. Пока же в дипломных проектах экономической части как не было (ещё при нас), так и нет, будто за 20 лет ничего не изменилось.

– А другие примеры…

– Есть. Я был руководителем преддипломной практики: выпускница кафедры ЭМА завершала обучение, а через год получала второе высшее – экономическое. И вот, когда принесла согласовать экономическую часть своего дипломного проекта (в части электрических машин), я искренне восхитился её знаниями. И таких, кто хочет, может и готов учиться в полную силу, чтобы получить два диплома, довольно много. Ну и, конечно, в каждой группе есть два-три человека, уровень подготовки которых достаточно высок, но таких любая кафедра старается оставить.

И ещё чему надо учить, так это владению иностранным, сейчас, насколько я знаю, в ТПУ уменьшается объём языковой подготовки, но по себе могу сказать: был бы у меня сейчас профессиональный английский, как бы я хорошо себя чувствовал.

Практически все динамично развивающиеся предприятия взаимодействуют с иностранными партнёрами. Новое оборудование – в большинстве своём иностранного производства. И хорошо, если есть персональный контракт на поставку и там записано, что вся документация будет на русском и английском языках.

А если стандартная поставка, то вся сопроводительная документация – на английском. И заказывается на нём, и вся деловая переписка ведется… Так что язык нужен – однозначно.

Олег ПЛОТНИКОВ.