Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Что общего между Бараком Обамой, Елизаветой II и студентами ТПУ?

Ответ простой - все они играют в Scrabble! Эта невероятная по своей популярности игра теперь появилась и в Томском политехническом университете. Точнее сказать, появилась она четыре года назад благодаря старшему преподавателю кафедры европейских языков ИМОЯК Надежде Александровне Кобзевой. Именно она привезла широко известную в англоязычных и не только странах игру в наш сибирский город. Кстати сказать, в других вузах Томска в Scrabble до сих пор не играют, а зря.

Игра Scrabble (скаббл или скрэббл по-русски) была изобретена американским безработным архитектором Альфредом Батсом во времена Великой Депрессии (30-е годы XX века). Изначально она называлась Lexico и носила чисто развлекательный характер. Игра представляет из себя темно-зеленое поле в 225 клеток (15 на 15) и набор букв английского алфавита (100 штук), каждая из которых оценивается в очках. Количество тех или иных букв автор игры рассчитал, исходя из частоты их повторения на первой полосе газеты \"New York Times\". Суть игры заключается в том, что игроки должны складывать слова из выпавших им случайных букв и размещать эти слова на игровом поле как в кроссворде, то есть слова могут пересекаться между собой. На поле есть клетки разного цвета и достоинства. Если слово попадает на те или иные клетки, число заработанных очков может увеличиваться в несколько раз. Как правило, в Scrabble играют от 2 до 4 человек. Выигрывает тот игрок, который заработает больше всего баллов.

Шли годы. На первый взгляд, незатейливая настольная игра приобретала все большую популярность как среди детей, так и среди взрослых. В прошлом году Scrabble отметила свое шестидесятилетие. За это время во всем мире было продано более 100 миллионов комплектов этой игры. Сегодня существуют аналоги Scrabble на 30 языках мира (в России им стал \"Эрудит\"), образовались ассоциации игроков, начали проводить международные турниры. Игра стала по-настоящему национальной не только у себя на родине в США, но и в Великобритании, Австралии. Так, по данным статистики, 53 % английских семей играют в эту настольную игру. Не является исключением и королевское семейство - в Scrabble не прочь сыграть сама королева Елизавета II.

До недавнего времени в ТПУ поиграть в занимательную игру могли студенты ФТФ и АВТФ на базе языковых центров, однако после создания лингвистического клуба \"SCRABBLE CLUB\", чья презентация и торжественное открытие состоялись 5 марта, попробовать свои силы и знания английского языка смогут и другие студенты-политехники.

В рамках открытия клуба состоялись семинар и турнир по Scrabble. Они были посвящены людям необычной судьбы, любящим Россию: английскому инженеру Давиду Раттеру (David Rutter) и его жене, польке по национальности, Нине Раттер, которые и познакомили Надежду Александровну с их любимой игрой во время её пребывания в Лондоне.

На семинаре \"The benefits of Scrabble as an edutainment technique in forming professional and communicative mentality in engineering education\", посвященном новым методикам преподавания английского языка, старший преподаватель кафедры европейских языков Н. А. Кобзева познакомила присутствующих с понятием \"edutainment\", что означает обучение и развлечение в одном. Именно на технику edutainment, как новое веяние в образовательном процессе, последнее время обращается большое внимание. По мнению исследователей, отчасти развлекательный подход к подаче учебного материала способен побудить и мотивировать студентов (учеников) к его изучению и запоминанию.

Настольная игра Scrabble как раз является ярким примером методики edutainment. Она используется во многих странах мира как метод обучения английскому языку как иностранному. В Томском политехническом, где языковой подготовке студентов уделяют особое внимание, подобная практика весьма перспективна. Ведь будущие инженеры должны не только знать терминологию, но и свободно изъясняться в повседневной жизни, уметь интерпретировать информацию без перевода, бегло читать, писать научные статьи и переводить технические тексты.

- Студенты думают, что они играют, - говорит Надежда Александровна, - но на самом деле они учатся.

Игра на английском языке, безусловно, способствует пополнению словарного запаса студентов, помогает быстрее освоить правила правописания и произношения английских слов, учит работать со словарем. Благодаря Scrabble процесс обучения становится интересным и эффективным способом формирования творческого мышления, развития логических способностей, стимулирует командную работу и развивает личные навыки, учит вырабатывать тактику и принимать решения.

И это не просто слова. Четыре года практики показали, что студенты, играющие в Scrabble, становятся более общительными и социализированными. Сами студенты отмечают, что игра позволяет достичь более высоких результатов в изучении английского языка, чем традиционные методы. Это мощный метод обучения, сфокусированный на критическом мышлении, логике и аналитических способностях, так необходимых будущим инженерам. По результатам проведенного опроса, 85% студентов отметили улучшения в произношении слов, из них 87% связывают эти достижения с игрой Scrabble. 90% опрошенных согласились с тем, что игра сподвигла их на расширение словарного запаса, а 94% стараются запоминать слова, чтобы использовать их в следующих играх.

Вот что думают по поводу новой техники обучения преподаватели.

Заведующая языковым центром АВТФ Татьяна Ивановна Бутакова:

- Всех наших преподавателей со Scrabble познакомила Надежда Александровна. Это было около трех лет назад. Мы впервые играли с преподавателями в настольную игру на английском - было очень интересно. Что касается использования игры в учебном процессе, то почему бы нет. Ведь это, по сути, слова, которые можно привязать к определенной теме и т.д. Единственное, я бы сделала Scrabble частью внеаудиторной работы. Студенты могли бы играть в игру в свободное время в нашем центре. Во время пар тоже можно, но в качестве \"раскачки\" после каникул, праздников, чтобы подготовить ребят к серьезной работе. А вообще, Scrabble, на мой взгляд, это нечто мотивирующее, побуждающее и развивающее интерес к языку через игру.

Заведующая кафедрой европейских языков Марина Валерьевна Куимова:

- С игрой Scrabble я познакомилась в прошлом году на мастер-классе Надежды Александровны Кобзевой в рамках конференции \"Коммуникативные аспекты языка и культуры\". Мы с преподавателями играли против студентов ФТФ, и они у нас выиграли. Когда играешь, вспоминаются какие-то слова, кроме того, можно пользоваться словарем, где порой находишь такие слова, которые мы (преподаватели) не знаем. Мы подбираем буквы интуитивно, смотрим в словарь, а оказывается, такое слово есть. Конечно, оно после этого запоминается. Scrabble, безусловно, расширяет словарный запас, начинает работать креативное мышление. Эту игру можно использовать и в процессе обучения как элемент отвлечения и развлечения студентов.

Студент Мусах Абдул Мумуни (Гана):

- Хочу выразить благодарность преподавателю, который познакомил меня с такой замечательной игрой. Несмотря на то, что мой родной язык английский, о существовании такой замечательной игры, как Scrabble, я узнал только здесь, в Томском политехническом университете, на парах у Надежды Александровны. Ее начинания, бесспорно, заслуживают аплодисментов!

Инициатор создания \"SCRABBLE CLUB\", старший преподаватель кафедры европейских языков Надежда Александровна Кобзева:

- Я очень рада, что игра Scrabble получила такие положительные отзывы как среди студентов, так и среди преподавателей. Пусть играют на здоровье! Отдельное искреннее спасибо за помощь в подготовке и организации семинара и турнира сотрудникам языкового центра АВТФ Татьяне Ивановне Бутаковой, Анне Владимировне Логиновой. Без их поддержки и участия открытие как клуба, так и его дальнейшая работа не осуществимы. Приятно, что преподаватели Наталья Валерьевна Аксёнова и Ксения Сергеевна Карбышева уже активно практикуют методику \"edutainment\" в своих группах. В дальнейшем я планирую наладить контакт с ассоциациями игроков Scrabble за рубежом, мы сможем проводить турниры и у нас в университете, и с участием других вузов. В американских школах есть специальная программа (Scrabble programm), входящая в процесс обучения. Будем знакомиться и с ней. Scrabble - это многогранный источник знаний и умений.

После семинара и знакомства с игрой состоялось торжественное вручение нового комплекта игры Scrabble. Она будет храниться в языковом центре АВТФ, где все желающие смогут взять ее поиграть.

Преподаватели выразили отдельную благодарность студенту ФТФ Евгению Кунгкрову, который помог приобрести игру. В России купить Scrabble невозможно, поэтому новый комплект стал настоящим подарком к открытию \"SCRABBLE CLUB\". И стартом к первому в ТПУ турниру по игре в Scrabble. В нем приняли участие студенты АВТФ и ФТФ, преподаватели кафедры европейских языков, иностранные студенты - представители США, Ганы, Вьетнама. К сожалению, не смог принять участие в турнире любимой игры Барака Обамы Джейсон Сипли (США), но он обязательно это сделает в следующий раз.

В первой подгруппе состязались команды \"69\" (5 курс ФТФ), \"Снежинки\" (1 курс АВТФ) и \"Машенька и медведи\" (4 курс ФТФ+преподаватели). Победили последние, набрав 178 очков. Во второй подгруппе играли \"Super ladies\" (преподаватели), \"Brain evolutions\" (3 курс АВТФ), \"Rainbow\" (Мусах Абдул Мумуни за команду Ганы вместе с Надеждой Левиной, представителем отдела внеучебной и социальной работы ИМОЯК) и \"Dream team\" (Ву Тхи Тхань Чук и Нгуен Минх Туан - команда Вьетнама).

Победили хоть и с небольшим отрывом преподаватели кафедры европейских языков. Особенно азартно играли игроки со стажем - студенты 4 и 5 курса ФТФ: Е. Зеленцов, А. Волков, Р. Алнагиев, Д. Заварзин, Н. Троценко, А. Беляков, Е. Цепенко, К. Панов, Е. Савкина. Без пяти минут инженеры пришли поддержать своего педагога Н.А. Кобзеву и еще раз сыграть в полюбившуюся игру.

Лариса БОГОМАЗОВА.