Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Встреча в аэропорту

Мы продолжаем публикацию зарисовок о Томском политехническом выпускника радиотехнического факультета Владимира Дмитриевича Топоркова, кандидата технических наук, главного конструктора в 1967-90 годах НИИ электронных приборов госкомитета по оборонной технике СМ СССР.

В осенне-зимнюю непогоду 1964 года я застрял в аэропорту Толмачёво. Надо было, как всегда, срочно лететь в Москву. Вылет рейса всё откладывался и откладывался, пока, наконец, не объявили: “Граждане пассажиры! По метеоусловиям Толмачёва вылет всех рейсов откладывается до 6 часов утра. Желающие отдохнуть могут пройти в гостиницу”.

Сказочные были времена: аэрофлот предоставлял бесплатно место в гостинице, если вылет рейса задерживался надолго. Делать нечего. С испорченным настроением пошёл в гостиницу. Зол был на весь мир. Видите ли, из-за дурной погоды отложили рейс, и я решу свои вопросы на несколько часов позже. Молод был, эмоционален и нетерпелив.

Номер оказался на двоих. На автомате поздоровался с соседом по койке и лёг в постель, но заснуть не удалось. Мой компаньон, мужчина лет под сорок, явно был человеком общительным и всё пытался меня разговорить. Я молчал, как партизан на допросе, отделываясь односложными “да” и “нет”.

Вот, думаю, привязался. Сейчас спрашивать начнёт, где работаю и чем занимаюсь. Такие вопросы ставили нас, работников оборонки, в неловкое положение. Правду сказать нельзя, язык запечатан подпиской о неразглашении секретов, а говорить что-то надо. Приходилось на ходу сочинять легенды, мол, разрабатываем радиодатчики для подрыва мыльных пузырей, чтобы не лопались, где попало, а только в нужном месте и в расчётное время.

- А где Вы работаете? – последовал вопрос, подтверждая мои мысли.

- В НИИ, где директором Афонский, последовал суконный ответ.

- Его Николаем зовут?

- Да, Николаем Николаевичем.

Так я его знаю. Мы вместе учились в ТПИ на одном факультете. Упоминание о Томском политехническом институте снимало все проблемы общения.

Плотину прорвало, и настроение поднялось. Владлен Александрович Москалёв, так звали моего нового знакомого, был доктором технических наук и возвращался в Томск из Индии. Владлен Александрович был знатоком физики и всяких там ускорителей, свободно владел английским языком и поэтому был направлен по линии ЮНЕСКО читать лекции в Делийском университете. У нас оказалось много общего. Главное - мы выпускники ТПИ. К тому же мы оказались почти что земляками: он родился в Забайкалье и мои родители тоже. Конечно, мы знали многих преподавателей и выпускников и нам были близки те события, которые происходили в наши студенческие годы.

Москалёв уже успел повидать мир и ему было о чём рассказать. Свою служебную командировку он использовал на все 100%. Как эксперт ЮНЕСКО он имел право находиться два дня без визы в любой стране-члене ООН. Этим он и воспользовался, когда возвращался домой. А маршрут он избрал такой: Дели - Тегеран - Каир - Рим - Париж - Москва. О том, что он видел в этих городах и странах, и поведал мне Москалёв, доброй души человек.

Время пролетело незаметно, погода улучшилась, и нас пригласили на посадку в самолет. Расставаясь, Владлен Александрович взял с меня слово, что я навещу его при первой же возможности.

Прошло несколько месяцев, и я оказался в Томске в командировке. Естественно, навестил Москалёва. Он встретил меня как старого знакомого. Водил по своим владениям, показывал свои разработки и гордость коллективного творчества - новый мощный ускоритель элементарных частиц. Потом пригласил на квартиру. Угостил чаем и показал заграничные вещицы и сувениры. Особый восторг вызвал у меня портативный четырёхдорожечный магнитофон. Магнитофон имел несколько скоростей записи и воспроизведения.

Плёнка была тоньше нашей в два раза, так что на одну катушку можно было записать песен на 24 часа непрерывного звучания. У нас ничего подобного не было.

Говорили о возможном сотрудничестве. Москалёв настоятельно рекомендовал мне поступить в аспирантуру и обещал всяческое содействие. В следующий раз мы встретились с Владленом Александровичем летом 1968 года, когда в Томске отмечали 10-летие окончания института. Мы с женой зашли в кабинет Москалёва, который уже работал проректором ТПИ. Он принял нас как своих давних приятелей. Расставаясь, договорились поддерживать контакты.

Однако \"мы полагаем, а Бог располагает\". В моей лаборатории сменилась тематика, в которую я окунулся с головой. Обязанности главного конструктора забирали все силы и время.

Вновь встретились через 35 лет (в 2003 году). Владлену Александровичу шёл 76-й год, но он был таким же энергичным и приветливым человеком и работал на кафедре физики в ТПИ. Вспоминали \"минувшие дни\" и говорили о быстротекущем времени…

Владимир Дмитриевич ТОПОРКОВ, выпускник ТПУ.