Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

От иголки - до космического корабля

В последнее воскресенье сентября свой профессиональный праздник отмечают машиностроители - работники важнейшей отрасли промышленности, а также те, кто обеспечивает её молодыми специалистами - преподаватели и сотрудники машиностроительного факультета ТПУ. О том, с какими результатами и планами на будущее встретят очередную праздничную дату политехники, рассказал заведующий кафедрой технологии автоматизированного машиностроительного производства (ТАМП) Владимир Федорович Скворцов.

- Насколько востребованы сегодня на рынке труда выпускники кафедры?

- Наша кафедра выпускает инженеров по специальности \"Технология машиностроения\", а также бакалавров и магистров по направлению \"Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств\".

Именно инженерам специальности \"Технология машиностроения\" принадлежит ведущая и определяющая роль на машиностроительных предприятиях. Выпускники кафедры занимаются разработкой технологий производства изделий, отвечают за организацию и функционирование производства, привлекая для решения отдельных вопросов инженеров других машиностроительных специальностей. Спрос на специалистов, подготовленных на кафедре технологии автоматизированного машиностроительного производства, очень большой, распределение выпускников - стопроцентное, причем и у парней, и у девушек, оплата труда молодых специалистов - достойная. Многие студенты получают несколько предложений и могут выбирать, куда пойти работать. Тем, кто уезжает в другие города, как правило, предоставляется жилье и другие преимущества.

По словам заведующего, у кафедры достаточно большой круг предприятий-партнеров, которые ежегодно присылают запросы на молодых специалистов. Выпускники получают предложения о трудоустройстве от ФГУП \"Сибирский химический комбинат\", ОАО \"Томский электромеханический завод\", ОАО \"Сибэлектромотор\", ОАО \"Манотомь\", ООО \"Томский подшипник\", группы компаний \"Томский инструмент\", НПЦ \"Полюс\", а также от таких крупных российский предприятий, как ОАО \"Машиностроительный завод \"ЗиО-Подольск\" (Подольск), ПК \"СибЭнергомаш\" (Барнаул), \"Россельмаш\" (Ростов-на-Дону), от федеральных ядерных центров в Снежинске (Челябинская область) и Сарове (Нижегородская область). Помимо этого, кафедра активно сотрудничает с предприятиями нового типа и не только машиностроительного комплекса: компаниями \"Томлесдрев, ЗАО \"Технотрон\", НПО \"Сибирский машиностроитель\" и другими.

- Владимир Федорович, расскажите, в чем особенность подготовки специалистов-технологов машиностроения?

- На кафедре технологии автоматизированного машиностроительного производства основной традицией обучения и по сей день являются очень жесткие требования к студентам в плане освоения программы и успеваемости. Поэтому и до финиша - диплома - доходят далеко не все. Только 30 - 40% поступивших на первый курс становятся инженерами. Еще одна традиция - тесная связь учебного процесса с научными исследованиями. Без научной деятельности хороший специалист не получится.

На сегодняшний день на кафедре развиваются два основных научных направления: совершенствование процессов резания и режущих инструментов и разработка и исследование технологий обработки деталей чистовым пластическим деформированием.

Дружный коллектив кафедры активно трудится над написанием научных и учебно-методических материалов: за последние пять лет на кафедре подготовлено к изданию 7 монографий, 4 учебника, 2 из которых - в издательстве \"Машиностроение\", 6 учебных пособий. Ежегодно преподаватели кафедры публикуют 20 - 30 научных статей, получают 3-4 патента на изобретение.

- Скажите, насколько активно идет молодежь в науку?

- К нам в аспирантуру идут романтики и энтузиасты, - улыбается Владимир Федорович. - Какая может быть привлекательность для выпускника вуза в аспирантуре, если на производстве предлагают в разы больше. Конечно, человека, который имеет склонность к науке, не останавливает зарплата, но и его надо поддерживать материально. Поэтому в аспирантуру мы отбираем лучших из лучших, тех, кто видит свое призвание в науке и преподавательской деятельности, кто получает профессиональное удовлетворение от научного поиска. На кафедре обычно обучаются 3-4 аспиранта. Для машиностроителей это хороший показатель, поскольку процесс обучения требует значительных финансовых затрат.

- Владимир Федорович, как же кафедре удается решать проблемы подготовки специалистов, владеющих самыми современными технологиями?

- Машиностроение, особенно технология, развивается очень высокими темпами. Мы сами не заметили, когда произошла, по сути, революция в машиностроении - были созданы станки с числовым программным управлением, обладающие исключительно высокими возможностями, в помощь человеку пришел компьютер, были разработаны системы автоматизированного проектирования изделий и т.п. И кафедра старается не отстать от времени, делает все для того, чтобы студенты знали современные технологии проектирования и производства изделий. Например, если вручную проектировать новый легковой автомобиль, то потребуется около семи лет, а с использованием автоматизированных систем это можно сделать меньше чем за год. Студенты знакомятся с этими системами в рамках нескольких дисциплин, начиная с первого курса.

К сожалению, все вопросы технического обеспечения учебного процесса самостоятельно кафедра решить не может. Здесь на помощь приходят предприятия-партнеры.

- Так, например, с ТЭМЗом, по инициативе его генерального директора И.И. Пушкарева, заключено соглашение о совместной подготовке инженеров. Наши студенты уже не один год проходят практику на заводе, в планах - проведение лабораторных работ на заводском оборудовании. На заводе для обучения студентов созданы специальный компьютерный класс и лекционный зал. Лабораторные занятия на самом современном немецком и швейцарском оборудовании с участием ведущих инженеров завода начнутся в октябре. Недавно завод приобрел для обучения студентов САПР \"Pro-Engineer\".

Помимо уникального оборудования Томского электромеханического завода в распоряжение студентов скоро поступит новейший учебный комплекс немецкой фирмы Siemens, приобретенный в рамках реализации ИОП и КПР.

- Оборудование уже получено и начнет использоваться в учебном процессе в октябре. Это самое современное оборудование - два станка (токарный и фрезерный) с числовым программным управлением и специальный учебный класс, что позволит с высокой производительностью обучать сразу группу студентов. Каждое учебное место оснащено компьютером и клавиатурой станка с ЧПУ, с помощью которой студенты смогут набирать управляющие программы обработки деталей на этих станках. Преподаватель со своего компьютера сможет отслеживать ход работы и вносить свои коррективы. Результаты программирования визуализируются на мониторе.

Таким образом, каждый студент получит возможность работать самостоятельно с новейшим оборудованием. Кстати, полученные нами станки не только учебные, но и производственные. Подобное оборудование имеют лишь несколько вузов России, поэтому мы в этом направлении тоже впереди.

Планы на будущее у заведующего кафедрой технологии автоматизированного машиностроительного производства Владимира Федоровича Скворцова оптимистичные:

- Не сомневаюсь, что рано или поздно машиностроение будет развиваться гораздо более высокими темпами, чем сейчас, и ему будет уделяться большое внимание. Руководство страны постепенно осознает необходимость развития машиностроения. Другой альтернативы для России нет. Ведь машиностроители делают всё: от иголки до космического корабля. На кафедре нужно продолжать начатое: обновлять кадры, воспитывать молодежь и привлекать ее в аспирантуру и к преподавательской работе. Будем продолжать развивать научно-исследовательскую работу, а, следовательно, и материально-техническую базу. Без науки нет кафедры.

Для справки:

Кафедра технологии автоматизированного машиностроительного производства (ТАМП) ведет свою историю с основания машиностроительного факультета (1900 год), тогда отделения, возглавляемого экстраординарным профессором Т.И. Тихоновым. Изначально кафедра готовила специалистов фабрично-заводской специальности.

Официальной датой создания кафедры считается 1931 год, когда ее возглавил профессор А.М. Розенберг. В последующие годы кафедрой заведовали доцент В.Д. Варлаков, доцент Э.Г. Франк, профессор М.Ф. Полетика, доцент А.В. Водопьянов. Все они внесли неоценимый вклад в развитие кафедры, при них была создана хорошая материально-техническая база, качественно организован учебный процесс, интенсивно велись научные исследования, было защищено много кандидатских и докторских диссертаций. За время существования кафедры было подготовлено более 4500 инженеров. Среди выпускников много выдающихся инженеров, директоров предприятий, ученых, общественных деятелей. Например, президент Бурятии В.В. Наговицын, генеральный директор ФГУП \"Комбинат \"Электрохимприбор\" С.В. Настин, директор ТОО \"Казцинкмаш\" В.А. Цхе, генеральный директор ОАО \"Манотомь\" А.Ю. Гетц, д.т.н., профессор, президент компании \"Арт Лайф\" А.Н. Австриевских. Сегодня кафедра технологии автоматизированного машиностроительного производства - вторая в вузе по количеству принимаемых для обучения студентов. В этом году сюда поступили 68 студентов на дневную форму обучения и 30 на заочную. Учебный процесс обеспечивают 20 преподавателей: два профессора, 11 доцентов и 7 старших преподавателей и ассистентов.

С профессиональным праздником!

Лариса БОГОМАЗОВА.