В главном - единство. Этот девиз Санкт-Петербургского государственного университета можно с успехом адресовать и нашему политехническому университету, высокая Миссия которого предусматривает установление и развитие зарубежных контактов.
Наши контакты с известным во многих странах Интернациональным Институтом Рут Кон установлены уже давно. Ещё двенадцать лет назад профессор из Германии г-жа Хельга Модесто с успехом читала лекции и проводила психологические семинары на базе нашего вуза. И ещё в то время преподаватели иностранного языка и других гуманитарных дисциплин с удовольствием на них присутствовали.
Автор этих строк уже второй раз посещает психологические семинары, постоянно проводимые сотрудниками Института Рут Кон в Германии. В прошлом году – на озере Химзее в окрестностях Мюнхена, в году настоящем - в самом Берлине. В апреле этого года в Берлине прошёл Международный Конгресс специалистов по личностно-ориентированному взаимодействию (немцы называют эту область TZI-стратегиями).
Конгресс прошёл под девизом \"Уметь быть на плаву в современном, постоянно изменяющемся профессиональном мире\". В ходе Конгресса были прочитаны доклады именитых немецких и австрийских учёных, профессоров-докторов психологических и экономических наук г-на Фридмана Шульца фон Тун и г-жи Ортфрид Шефтер. Кроме того, лекции читали профессора из бомбейского университета Махатмы Ганди. Интересны были предложенные ими темы: \"Особенности коммуникации в профессиональном и человеческом аспектах\", \"Развитие индустрии и производственных отношений в Германии и других странах\", \"Возможности современного индустриального сообщества\".
Во время четырёхдневной работы Конгресса был проведён ряд мастер-классов и семинаров, в которых принимали участие приглашённые из разных федеральных земель Германии, целого ряда европейских стран, а также Индии и России. (Мне были предоставлены стипендия и бесплатное проживание у члена Конгресса, г-жи Р.-Л. Вальдшутц-Лейх).
На рабочих тренингах присутствовали социологи, психологи, педагоги, научные работники гуманитарного и технического профиля, инженеры, предприниматели, менеджеры. В работе Конгресса затрагивались вопросы корпоративной культуры больших и малых предприятий, супервизии, персонального развития сотрудников, конкуренции и интерактивности становления молодого специалиста в открытом информационном обществе, мотивации творческой составляющей молодого специалиста современного предприятия и многое другое.
В ходе Конгресса были снова провозглашены неумирающие традиции Гумбольд-университета, направленные на решение острых проблем открытого информационного общества. Последователи учения Рут Кон работают в разных странах. Представители Германии трудятся сегодня под девизом \"Работа как способ существования в обществе. Кто действует, тот достигает\". Их усилия всё больше направлены на умение работать в команде (вместо соперничества они призывают к сотрудничеству), делая акцент на интерактивность действий.
Идея открытого информационного общества была представлена в Германии \"Расмус-проектом\" и \"Шпагат-системой\", умением работать разнопланово, в разных коллективах, расширяя рамки своей профессиональной деятельности.
Томский политехнический университет - признанный лидер, сотрудничающий с ведущими университетами мира. В прямом соответствии с Комплексной программой развития в ТПУ сегодня проводится новая корпоративная стратегия развития университета нового типа и его интеграции в мировом научно-образовательном пространстве.
Одной из целей Комплексной программы развития ТПУ на 2006-2010 гг. является совершенствование инфраструктуры студенческого континента, поскольку психологическая составляющая университета нового типа имеет первостепенное значение в целях воспитания подрастающего поколения. Использование TZJ-стратегий и личностно-ориентированного взаимодействия (в рамках решения определённых проблем) имеет прямую связь с одним из важных подразделений Комплексной программы развития ТПУ - \"Социальным сервисом и здоровьем сотрудников и студентов\", в котором автор статьи работала несколько лет.
В связи с развитием новых технологий в результате профессиональной подготовки молодое поколение часто испытывает так называемый эмоциональный стресс, который рассматривается психологами как кризис. В результате этого могут произойти существенные изменения в ценностно-смысловой культуре студентов. Модель применения TZJ-стратегий (или личностно-ориентированного мотивационного взаимодействия) способна за короткий срок положительно изменить представление о себе и мире. В результате практических занятий можно легко перейти к деятельностному практико-оринтированному подходу к проблеме нахождения своего места в современном открытом обществе. Это и есть динамический баланс. Цель этого метода - системный анализ информации, выявление ключевых моментов и альтернативных решений профессиональных и индивидуальных проблем, формирование программы реальных действий, развитие навыков групповой и командной работы и многое другое.
Одним из важнейших условий интернационализации науки и образования является развитие мультикультурной среды в университете, а также создание условий для развития духовного и профессионального потенциала активности студентов в свете личностно-ориентированного подхода во время учебных занятий и нацеливания на научную работу. Использование TZJ-стратегий способно содействовать положительному изменению возможностей студенческого контингента в плане осознания своего места в открытом информационном пространстве, умению не только конкурировать, но и интегрировать в нём.
Сегодня немецкий язык по своей значимости занимает 2-е место в Европе. Инновационные процессы, происходящие в современном обществе и новые парадигмы образования, предполагают дальнейшее развитие новых международных контактов.
В рамках Международного проекта предусмотрено развитие партнёрских отношений России и Германии. Новые социальные реформы предполагают появление новых образовательных программ и их интернационализацию, поскольку это может быть направлено на гуманистическое решение острых проблем современности. На Конгрессе было особо отмечено, что присутствие представителей других стран (в частности, России) почётно и престижно для сотрудников Международного Института Рут Кон.
Метод индивидуального подхода к личности в современном, постоянно меняющимся универсуме, исключительно актуален. Современный человек, как никогда ранее, призван совершенствовать новый мир. Положительными качествами Человека Новой Эпохи, отмеченными на Берлинском Конгрессе, являются: интерсубъектность, толерантность, креативность и интегративность в действиях, творческое саморазвитие и установка на успех. Актуальны сегодня и вопросы супервизии – предвидения грядущих событий и умения ответственно и успешно участвовать в них, делая общее дело.
Автор статьи выражает искреннюю благодарность директору Института международного образования и языковой коммуникации Т.С.Петровской, коллективу кафедры немецкого языка, сотрудникам русско-немецкого центра во главе с А. А. Фрицлером, профессору кафедры культурологии и социальной коммуникации О.Т.Лойко и представителю оргкомитета Конгресса г-же Саре Хоффманн, а также Ренате Вальдшутц-Лейх за предоставленную возможность плодотворной поездки в Германию и надеется на продолжительные партнёрские отношения между нашими странами.
Л. Н. Антропянская, доцент кафедры НЯ,
кандидат психологических наук.