Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

О химии по-английски

Действительностью современного российского профессионального образования становится углубленное изучение иностранных языков, которое основывается не только на овладении в совершенстве разговорным стилем, но и на освоении языка в направлении выбранной студентом специальности. Томский политехнический университет, всегда активно поддерживающий новаторские идеи, оказался пионером и в языковой подготовке.

Достижением вуза в данной области можно считать ежегодные конференции различного уровня, проводящиеся под флагами всевозможных дисциплин на иностранных языках и встречающие активное содействие и помощь. Недавно во втором корпусе ТПУ в очередной раз собрались студенты химико-технологического факультета, чтобы обсудить предложенную им тему \"Химия в нашей жизни\". Встреча проходила под руководством доцентов кафедры английского языка №2 ИЯК Матвеенко И.А., Олейник А.Н. и при активной финансовой поддержке декана ХТФ Погребенкова В.М.

Благодаря всеобщим усилиям и позитивному настроению организаторам удалось устроить по-настоящему торжественное мероприятие.

Прозвучало немало тем, вызвавших неподдельно живой интерес со стороны зрителей и поглотивших все их внимание. При этом правило обязательного владения химическим английским не стало для выступавших барьером, а, скорее, наоборот, было приятной возможностью проявить свои навыки владения языком. Попова Мария (группа 5А41), выбрав темой \"Историю алхимии\", всем присутствующим доказала огромное значение этой науки в рождении новой, которую впоследствии стали называть химией.

Несколько работ непосредственно касались общей тематики конференции. Например, Козлова Светлана (группа 5А44) свою презентацию \"Значение химии\" посвятила содержательному описанию увеличивающейся роли химии в современной жизни и необходимого ее развития в будущем. А в работе \"Связь химии с другими науками\" Недопекиной Татьяны (группа 5А45) было ярко отмечено огромное влияние химии в исследованиях физики и геологии, в экспериментах биологии и минералогии, а также в последних открытиях астрономии и медицины, что лишний раз подчеркнуло многогранность и важность этой науки. Малышева Светлана (группа 5А45) внимание уделила непосредственно химии, сделав акцент на большом числе ее направлений, их теснейшем переплетении и, как следствие, на значении каждого из них.

На конференции прозвучали как малоизученные проблемы, так и те, которые уже давно заставляют задумываться весь мир. Фосфор и его роль в организме человека стал предметом изучения Мешкова Александра (группа 5А45). А вот Выходцев Алексей (группа 5А41) отдал предпочтение новаторским исследованиям в области структурного строения воды: было интересно узнать, что привычная всем субстанция обладает памятью. Конечно, о глобальном потеплении мы слышали уже не раз, но все-таки Колупаев Александр (группа 5А41) смог заинтересовать зрителя тем, что посмотрел на проблему сквозь призму химии, а также с позиции активного участия каждого государства в решении этого наболевшего вопроса. Свои творческие таланты участники конференции применили не только к выбору и наиболее углубленному раскрытию тем, но и к способу изложения, преподнесения информации слушателю, и, конечно же, к оформлению своих презентаций, благодаря чему однообразие было полностью исключено. Каждый воспользовался возможностью проявить наиболее яркие стороны своей личности, что содействовало здоровому духу соперничества. Однако, несмотря на всю серьезность обстановки, обусловленную борьбой за лидерство, участники вели себя довольно непринужденно, даже раскованно и с удовольствием отвечали на возникающие вопросы. Этот факт вполне подтвердил мнение Ирины Алексеевны Матвеенко о том, что данные виды креативной деятельности способствуют неформальному общению студентов одной специальности на иностранном языке, вовлекая в свои круги с каждым годом все больше студентов и закладывая первоосновы столь необходимого на сегодняшний день опыта публичного выступления и установления контакта с аудиторией.

Стоит отметить, что шанс отличиться был предоставлен и зрителям: никто не остался в стороне благодаря общей увлеченности химией и английским языком. После каждой презентации аудитория свободно вступала в диалог с участниками, в течение которого уточнялись непонятные вопросы или же предлагалось обсудить интересующие проблемы. Слушатели были серьезно поглощены происходящим, о чем говорит то обстоятельство, что иногда спокойно протекающие беседы перерастали в жаркие дискуссии, порой даже очень эмоциональные. При этом ничто не нарушило атмосферы дружелюбия, поскольку все аргументы были подкреплены уверенностью в собственных знаниях, а человеческие отношения - взаимным уважением.

Также каждый сидящий в аудитории смог оценить всех участников по пятибалльной шкале по следующим критериям: актуальность темы, форма презентации, сообщение новых интересных фактов и реакция на неожиданные вопросы публики. Именно это голосование позже выявило победителя: члены жюри оказались беспристрастными и справедливыми.

Чтобы отвлечься и отдохнуть от серьезных научных прений, слушателям было предложено поучаствовать в аналоге телепередачи \"Кто хочет стать миллионером?\", которая тесно перекликалась с общей идеей конференции, ведь в основе игры лежали вопросы из области химии, задавались они на английском языке и, конечно же, располагались по увеличению их сложности. Все с огромным удовольствием переключились на неформальную волну и легко организовали процесс. Нестандартное мышление игроков преподнесло немало неожиданностей: такая подсказка, как \"звонок другу\", хотя и не предусматривалась правилами, но все-таки была легко сымпровизирована одним из них. Таким образом, как это ни парадоксально, нарушая правила, можно оставаться в их рамках!

Закономерным итогом конференции стало оглашение списка имен победителей, которое не вызвало особого удивления у присутствующих, поскольку всех лидеров ярко выделяли глубокое знание своей темы и отличное владение английским языком.

Выходцев Алексей, Мешков Александр и Колупаев Александр заняли соответственно первое, второе и третье призовые места и были награждены ценными подарками. Остальные участники встречи были отмечены почетными грамотами и сувенирами. Попова Мария, неоднократно вызывая многих своих соперников на обсуждение порой самых волнующих вопросов, проявила себя как особо активный зритель, чем и заслужила поощрительный приз.

По окончании мероприятия Выходцев Алексей, занявший первое место, откровенно признался, что волнение в его случае полностью исключалось, так как он имеет огромный опыт подобных встреч. Победитель заметил, что данные виды работ и научного общения тренируют у студентов такие личностные качества, как психологическую стойкость и умение держаться на публике, примером чего послужило его собственное хладнокровное, но вместе с тем эффектное выступление.

В общем, конференция \"Химия в нашей жизни\" послужила очередным доказательством того, что гранит науки приятнее не грызть хрупкими зубами ненадежных предположений, а откалывать от него прекрасные формы знаний специальными инструментами - интеллектуальной дискуссией, свободным выражением индивидуальности, поиском истины, - чтобы уже из них создавать шедевры научной архитектуры. Таким образом, Томский политехнический университет, уделяя большое внимание проведению учебных исследовательских конференций среди студентов различных факультетов, уже сейчас формирует в своих стенах грамотных профессионалов и просто всесторонне развитых, многогранных личностей, что, безусловно, имеет принципиальное значение для подготовки в России квалифицированных инженерных кадров.

Ольга БУЦЫК, студентка гр.5А44.