Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Русский Паганини

13 февраля в Международном культурном центре состоялся единственный в Томске концерт одного из лучших домристов современности - Сергея Лукина. Партию фортепиано исполнила Наталья Богданова.

СЕРГЕЙ ЛУКИН - народный артист РФ, лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, солист Российского Национального Академического оркестра русских народных инструментов имени Осипова, педагог Московского Государственного института музыки имени А.Шнитке. Ведет активную концертную деятельность в России, Европе, Америке.

НАТАЛЬЯ БОГДАНОВА – лауреат Всероссийских конкурсов, солистка Московского концертного объединения \"Москонцерт\".

\"Русский Паганини\" - так \"за глаза\" и в глаза называет Сергея Лукина весь современный музыкальный мир. Звание высокое и заслуженное: его игра вызывает удивление, восхищение, восторг. Блеск, мастерство, волшебный звук его домры покоряет знатоков и любителей музыки. В его репертуаре - вся палитра мировой классики и современности.

В томском концерте были представлены авторские транскрипции Сергея Лукина \"по поводу \" сочинений Д.Паизиелло, Э.Грига, Э.-Л.Уэббера, А.Пьяццоллы, Н.Паганини, А.Алябьева. Концерт продолжился \"закулисной\" беседой с дорогим музыкальным гостем.

- Сергей Федорович, в музыкальном мире необычайно популярен ваш музыкальный учебник - \"Уроки мастерства домриста\". Давно создали?

- Выпустил в марте прошлого года. А сам играл это всю жизнь. По сути - вышло в свет первое профессиональное пособие для домристов, созданное в 7-ми разделах, с учетом всех подробностей исполнительского мастерства. Я считаю - то, что я умел в 30 лет, молодые исполнители должны уметь в 18-20 лет.

- А сами Вы давно с домрой дружите?

- Лет с 8-ми, наверное. Наша встреча с ней - \"почти смешная история\". Мой отец мечтал всю жизнь о баяне, и меня отдали в музыкальную школу. Но класс баяна оказался в те годы переполнен - предложили играть на виолончели! При переводе в школу поближе к дому, в ней виолончельного класса не было. Директор школы запросто подвел меня к \"складу\" с инструментами - и я сразу выбрал инструмент \"поменьше\" - им оказалась домра!...

- Сергей Федорович, звук вашей домры удивительный, колдовской. Он не поддается словесному определению - то звучит как \"малиновый колокольчик\", то - как набат… Есть у современных исполнителей \"идеал звука\"?

- Звук - такая категория, которая не передается \"с молоком матери\". Звук - воспитывается. И человек обладает таким звуком, который он слышит. Нельзя одним звуком лепить все музыкальные произведения. Я могу играть на домре в полную силу, могу чуть касаться струн - исходя из художественного образа.

- Струны выдерживают?

- Пока - да…

- Сегодня в вашем исполнении звучало \"все\" - классика, современность, Россия, Запад. Но согласитесь - красивей русской музыки в звучании домры трудно что-то придумать!

- Вся русская музыка - теплая, душевная. Чайковский, Рахманинов, Алябьев…

- А чего нельзя сыграть на домре?

- На ней звучит все - Куперен, Бах, Гендель… Пожалуй, трудно представить на домре Бетховена, Скрябина - настоящую развернутую симфоническую музыку. Да и не нужно, наверное.

- Почему возникает потребность переложений, многочисленных транскрипций?

- Этим композиторы занимались испокон веков. Бах, Моцарт, Лист стремились показать возможности того или иного инструмента (фортепиано, органа и т.д.), искали новые приемы, выразительные средства. Это развивает инструмент, создает оригинальный репертуар. Сейчас подобная \"обязанность \" перешла к нашему поколению. Нужно стараться…

- Сергей Федорович, Вы много раз были в Америке…

- И не только в Америке…

- Как за рубежом относятся к русской домре: как к экзотике?

- В Америке, есть Домрово - балалаечное общество: оно занимается народным русским музыкальным искусством. Появился \"Балалайка - simfoni - оркестр\", который играет любой стиль, любые классические и современные произведения. Известно - не инструмент украшает человека, а человек \"украшает\" инструмент. Можно и на \"Стейнвее\" играть очень плохо. Когда человек общается с инструментом - сразу видны интеллект, культура. За рубежом это сразу чувствуют и ценят.

- Как сейчас поживает оркестр имени Осипова? Все ли благополучно? Государство понимает ценность оркестра?

- По-сути, все народные оркестры, которые созданы в России - это ее национальное достояние. И Томский оркестр, и в других городах - это ценность. В любой другой стране подобное поддерживается. Там вы никогда не увидите, чтобы кто-то на свадьбе играл на электрогитарах! Близко не допускают! Турки, греки, югославы - дорожат своим искусством. Все играют \"на своем\". Поэтому - не только Осиповский оркестр - ценность. Все исполнители на народных инструментах - ценность государственная. Я думаю - государство начинает \"поворачиваться\" к народному исполнительству. В оркестре нашем – приличное финансирование, мы ездим на хорошие фестивали. Работа интересная, но очень ответственная. Приходится много играть различной музыки, с очень качественным исполнением.

- Как молодежь относится к русским народным инструментам - продолжает ваши традиции?

- В разных городах - по-разному. Москва - \"собирает\" таланты со всей России, где-то \"переизбыток\" народников, где-то - недостаток. Я думаю, все должно нормализоваться. Не зря сейчас Президент России поддерживает народное исполнительство, народные инструменты. \"Прорвемся\"!

- Спасибо за приезд, за чудный концерт! Это был настоящий Мастер-класс для наших исполнителей и слушателей!

- У вас замечательные люди! Обязательно приедем еще - поиграем!

Материалы подготовила Вера Тимофеева.