В Томском политехническом университете учится множество талантливых и целеустремленных студентов и аспирантов. Своими научными открытиями они продвигают науку и прославляют родной вуз. Среди них и ребята из лаборатории \"Автоматизация
испытаний электрических машин\" ЭЛТИ.
Эта лаборатория была создана благодаря стараниям молодых ученых и заведующего кафедрой электрических машин и аппаратов (ЭМА) Олега Лазаревича Рапопорта.
Именно он и научный руководитель лаборатории Анатолий Борисович Цукублин помогли организовать базу для проведения исследований и испытаний.
Сейчас в лаборатории \"Автоматизация испытаний электрических машин\" трудятся два аспиранта, два магистранта и студенты старших курсов, которые получают возможность собрать великолепный практический материал для написания выпускных квалификационных работ. В своей лаборатории Осадченко Александр, Бейерлейн Евгений и Шибаев Дмитрий занимаются интересной и перспективной темой - мониторингом и диагностикой состояния крупных электрических машин.
Как пояснили ребята, в настоящее время информация о работе и состоянии крупных коллекторных электрических машин, мощность которых более 100 кВт, в частности, тяговых электрических двигателей, которыми оснащены электровозы, практически отсутствует.
- Например, для оценки искрения на коллекторе двигателя не существует методов и, главное, аппаратуры, позволяющей осуществлять мониторинг в процессе эксплуатации. А этот параметр напрямую определяет коммутационный ресурс работы, - поясняет аспирант Александр Осадченко.
Молодые ученые взялись за изучение данной проблемы и на основе разработанного ими метода оценки искрения коллекторных электрических машин создали действующий прибор, включающий ряд устройств и персональный компьютер. Специальное программное обеспечение позволяет произвести анализ обрабатываемого сигнала и отображать состояния коммутационного процесса тягового двигателя. Этот прибор получил название УКИ – устройство контроля искрения коллекторных машин постоянного тока.
- Это устройство разработано и запатентовано нами. Оно позволяет проводить оценку искрения коллекторно-щеточного узла машин постоянного тока. Мы применяем УКИ для мониторинга и диагностики состояния тяговых электродвигателей электровозов, с целью прогнозирования ресурса работы двигателя и планирования ремонта по фактическому состоянию, - продолжает рассказ Александр.
Разработанное молодыми учеными ТПУ устройство уже получило широкое практическое применение.
Заключен крупный хоздоговор с ОАО \"Российские железные дороги\". Проведение экспериментов потребовало объездить практически всю страну: от Москвы до Владивостока. Предложенный ими метод был опробован в локомотивном ремонтном депо станции “Тайга”, Улан-Удэнском локомотивовагоноремонтном и Новосибирском локомотиворемонтном заводах, где были внедрены разработанные УКИ. Испытания прибора также проводились на электровозе ВЛ11 на участке Свердловской железной дороги, а также на испытательном кольце ВНИИЖТ под Москвой.
- Наш прибор позволяет проводить диагностику и современных электровозов, например, нового электровоза модели 2ЭС5К - \"Ермак\", - добавляет Александр.
В Томске сотрудники лаборатории \"Автоматизация испытаний электрических машин\" сотрудничают и по испытаниям машин переменного тока с такими крупными предприятиями, как ОАО \"Сибэлектромотор\".
- Сейчас мы участвуем в модернизации трех испытательных станций завода \"Сибэлектромотора\". С помощью наших разработок будет проводиться диагностика выпускаемых на заводе асинхронных двигателей, - говорит Дмитрий Шибаев.
Следует отметить, что устройство контроля искрения коллекторных машин постоянного тока не только широко применяется на практике, но и является инновационным изобретением, получившим множество наград и дипломов, в том числе, гранты Министерства образования РФ и Администрации города Томска.
Кроме того, проект политехников \"Мониторинг состояния крупных электрических машин - как эффективное средство ресурсосбережения\" признан победителем Всероссийского конкурсного отбора инновационных проектов студентов и аспирантов по направлению программы \"Энергетика и энергосбережение\" в сентябре 2006 года.
Этот же проект получил финансовую поддержку Программы \"Участник молодежного научно-инновационного конкурса\" (У.М.Н.И.К.) Фонда содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере в январе этого года.
По словам аспирантов, заниматься подобного рода исследованиями не только интересно, но и экономически выгодно. После защиты кандидатских диссертаций они планируют остаться работать в родном вузе.
- Необходимо довести эту тему до логического конца и можно изобрести что-нибудь еще. Кроме того, мне нравится работать со студентами. Во время практических занятий интересно наблюдать, как они пытаются хитрить и не доводить работу до конца. Сразу вспоминаешь себя в студенческие годы, - говорит Александр Осадченко.
Будем надеяться, что мои собеседники защитят свои работы в срок и пополнят ряды талантливых молодых ученых Томского политехнического.
Лариса ХВОРОВА