Среди всех вузов города международная мобильность преподавателей и студентов Томского политехнического университете остаётся самой высокой. В прошлом году в программах академичес-кой мобильности, реализуемых вузом, приняли участие 440 студентов-политехников, в то время как количество «мобильных» студентов в других вузах Томска не превысило 150 человек.
«Знание иностранного языка для современного инженера и специалиста – профессиональная потребность. Расширение интеграционных процессов в мире, развитие технологий привело к тому, что профессия инженера сегодня всё более приобретает глобальный характер. Выполняя свою работу, инженеру необходимо хорошо понимать современное состояние и направления развития отрасли в глобальном масштабе, только так можно обеспечить технологическое развитие России и поднять уровень жизни россиян, – отметила заместитель проректора ТПУ по образовательной и международной деятельности Татьяна Петровская.
– С учётом того, что школьная подготовка в области иностранных языков остаётся невысокой, Томский политехнический уделяет большое внимание этому вопросу. Всё большее число вузов идут по такому пути, но мы знаем, что наш опыт в сфере обучения специалистов иностранным языкам можно назвать самым богатым».
По словам заместителя директора Центра международных образовательных программ ТПУ Марины Таюрской, развитие международной академической мобильности остаётся одной из главных задач вуза.<?P>
«Благодаря созданной в ТПУ системе организации и финансирования программ мобильности «нерегулируемая» академическая мобильность студентов составляет не более 5% от «организованной» и связана, главным образом, с языковыми стажировками. Важная особенность нашего вуза состоит в том, что программы обучения за рубежом являются частью учебного плана студента, в то время как в других вузах под программами академической мобильности студентов понимается участие студентов в конференциях и программах work&travel», – отметила Марина Таюрская.
По словам Татьяны Петровской, с 2010 года большинство кафедр, обеспечивающих подготовку по иностранным языкам в университете, переведены в состав профильных институтов. Цель такой перестройки состояла в том, чтобы языковой потенциал сотрудников и студентов способствовал качеству образования и развитию международной деятельности подразделений.
«В последние годы существенно выросла компетентность преподавателей кафедр. Мы значительно продвинулись в технологиях и методах обучения; получили развитие языковые центры, техническое оснащение, мультимедийные ресурсы, компьютерные обучающие программы – всё, что способствует эффективности освоения иностранного языка студентами», – сказала зам.проректора.
Преподаватели нелингвистических кафедр ТПУ также участвуют в программах языковой подготовки и ведут часть своих дисциплин на иностранном языке. По словам Татьяны Петровской, это даёт возможность студентам и преподавателям вуза развивать коммуникативный опыт в сфере иност-ранных языков и специальности одновременно.
На июньском ректорате был рассмотрен вопрос «О системе организации и мониторинга языковой подготовки студентов». Участники ректората обсудили итоги модернизации инфраструктуры и программ языковой подготовки в вузе. Ректорат отметил позитивные результаты прошедшей модернизации.
Напомним, что в ТПУ существует две ступени языковой подготовки: общая обязательная для всех (1-2 курсы обучения) и углубленная – для тех студентов, которые достигли хороших и отличных результатов по завершению первой ступени и желают свободно владеть иностранным языком в профессиональной сфере.
В числе преобразований последних трёх лет отмечен рост сотрудничества лингвистических и нелингвистических кафедр институтов. Это находит своё развитие в международной активности подразделений, в росте числа публикаций, учебных пособий и монографий, а также в повышении международной мобильности преподавателей и студентов.
В ТПУ обучаются 22 500 студентов. Более 1800 из них – иностранные студенты (17% контингента очной формы обучения), в их числе более 400 студентов из 31 страны дальнего зарубежья. В настоящее время в ТПУ действует более 70 договоров о реализации программ академической мобильности с вузами в 25 странах мира.