Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Добро пожаловать в Россию!

В рамках Всероссийской молодёжной научной школы «Актуальные социальные проблемы молодёжи и образования» в ТПУ состоялась on-line дискуссия «Адаптация иностранных студентов к жизни и учёбе в России».

Светлана Дементьева (ТПУ, Томск) представила предварительные итоги поддержанного вузом исследовательского проекта «Разработка механизма адаптации иностранных студентов в системе профессионального образования российских вузов (на примере Томска, Красноярска, Москвы)». Хорошее качество образования, комфортные условия жизни в городе и вузе, организация досуга и социальная поддержка иностранных студентов – основа лидерских позиций ТПУ на региональном рынке экспорта международного образования.

Дмитрий Полетаев (РАН, Москва), эксперт в области трудовой, учебной, нелегальной миграции, рассказал об уникальном опыте офиса НИУ-ВШЭ в работе с иностранными учащимися, отметил, что в большинст-ве своём иностранцы исключены из процесса общевузовского общения, и именно международные отделы могут стать связующим звеном между иностранными и местными студентами. ВШЭ, по его мнению, может служить позитивным примером того, как можно выстраивать свою работу, ориентируясь на самые высокие международные образовательные стандарты и успешно конкурируя за студентов с ведущими зарубежными вузами.

Татьяна Петровская (заместитель проректора по образовательной и международной деятельности ТПУ), эксперт в области международного образования, отметила, что проблема адаптации иностранных студентов крайне сложная, требует системного подхода в решении. Иностранные студенты появились в Томске относительно недавно, так как город был закрыт для иностранцев. Сначала городское сообщество встречало их с осторожностью и даже ощущаемым негативом. Поэтому задача вуза, в том числе, – формировать положительный имидж иностранного учащегося в российском обществе. При этом важно уловить грань между адаптацией и дезадаптацией иностранных студентов, когда при нарастании потока учебных мигрантов в вузе формируется феномен так называемого «закрытого» общения со студентами своей национальности, что отрицательно сказывается на владении русским языком и в итоге не способствует быстрой и комфортной адаптации.

После заслушивания докладов, участники интерактивно обсудили наиболее острые проблемы адаптации иностранных студентов.

Сергей Градировский (зав. лабораторией социально-демографической политики НИУ–ВШЭ) выделил два направления потоков учебных мигрантов, для которых следует создавать и особенные направления регулирования и воздействия. Первое направление работы – с миграционным потоком, который ориентирован на натурализацию в России, и второй поток – тот, который нацелен на возвращение на родину после завершения учебы в вузе.

Наталья Колодий (заведующая кафедрой культурологии и социальной коммуникации ТПУ) отметила, что тема городского ландшафта очень проблематична, и в первую очередь, для самих горожан. Проведенные социологические исследования констатировали совершенно разный уровень восприятия городского пространства у разных социальных групп.

Это выразилось, например, в следующем: нет однозначного понимания, что относить к памятникам архитектурного наследия. Поэтому для начала необходимо сформировать тот ценностный образ городского пространства, который мы бы транслировали во вне – и в том числе для иностранных студентов.

Лилия Кирьянова (руководитель проекта, г. Томск) подвела итоги дискуссии и маркировала перспективы развития международного образования для отечественных вузов: благодаря развитию учебной миграции, Россия получает реальный механизм международного влияния, а следовательно, укрепляет собственный геокультурный потенциал развития; получает новых граждан, которые входят в российское гражданство наилучшим способом, через систему образования; к тому же, они молоды, овладели нужными специальностями, знают язык и уже погружены в социокультурный контекст страны; повышает степень управляемости иммиграционными потоками.

Итоги работы выражены в разработке комплексной декларации по ключевым аспектам развития и стимулирования учебной миграции в России.

Научная школа проведена в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009–2013 гг.