Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Жизнь студентов в начале прошлого века

В год больших юбилеев политехнического, в день рождения вуза хочется посмотреть на далекое прошлое взглядом нашего современника и поговорить не о важных вехах истории, не о выдающихся профессорах и выпускниках, а о том, какими были обычные дни студентов ТТИ.

Источник сведений о жизни вуза в первые годы его деятельности - годовые отчеты ТТИ, разного рода инструкции. Именно официальные документы позволяют непредвзято, не опираясь на субъективные мнения очевидцев, взглянуть на события прошедшего времени.

Эти документы не так скучны, как может показаться читателю. Особенно современному студенту было бы любопытно представить себя на месте студента начала прошлого века. Неоценимую помощь в таком временном путешествии окажет отдел редких книг и рукописей Научно-технической библиотеки - в нем бережно хранятся издания, выходящие в институте, начиная с первых лет его деятельности.

Одна из таких книг - сборник документов, регламентирующих жизнь ТТИ, издания 1912 года - \"Положение, инструкции и правила\". Среди прочих можно найти \"Правила для студентов Томскаго Технологическаго Института Императора Николая II\".

Современного студента некоторые извлечения из них позабавят, а возможно, даже шокируют. Но, тем не менее, некоторые положения этих правил звучат сегодня весьма актуально.

Преимущество при зачислении имели лица с высшим образованием, затем уроженцы азиатской части России, имеющие в аттестате не менее 4-х баллов в среднем. Между остальными кандидатами открывался \"состязательный экзамен из математики, физики и русского языка\".

К прошению о приеме в студенты прилагались следующие документы: аттестат об образовании, свидетельство о рождении, документ о принадлежности к определенному общественному сословию, свидетельство о приписке к призывному участку, 4 фотокарточки, свидетельство от губернатора о благонадежности в нравственном и политическом отношении. Особо требовался вид на жительство для предъявления его местной полиции.

Лица священного сана и женщины в институт не допускались. Для лиц иудейского вероисповедания была определена квота в 5 процентов.

Плата за один год обучения равнялась 50 рублям. Из года в год в отчетах института имелась такая запись: \"В материальном отношении студенты обеспечены недостаточно\". 50 студентов получали казенные стипендии и еще 50 были освобождены от взноса платы за слушание лекций. Студенты могли получать \"стипендии от городов, учреждений, из пожертвований частных лиц, а также из сумм, собираемых с вечеров, устраиваемых в различных местах в пользу недостаточных студентов\". Преподавательский персонал делал ежемесячные отчисления из своего жалования по 99 рублей в пользу беднейших студентов. Но это не решало проблемы, и очень многим приходилось работать иногда просто за обед или ужин.

\"Студенты обязаны повиноваться институтскому начальству\"... Это первый параграф \"Правил для студентов во время прохождения учебного курса\". Студенты обязаны отдавать честь: особам монаршего дома, министру народного просвещения, попечителю учебного округа, губернатору, местному архиерею и всем своим начальникам.

\"Ко времени прихода преподавателя на лекцию студенты должны быть в аудитории на своих местах, и после начала лекций никому из слушателей не дозволяется входить в аудиторию. Выражение одобрения или неодобрения преподавания не допускается\".

\"Все студенты пользуются бесплатно советами институтского врача, а стипендиаты получают бесплатно лекарства по его рецептам и, в случае необходимости и возможности, помещаются в клиники или больницу за счет института\". В годовых отчетах ТТИ сохранились перечни болезней студентов, наблюдавшихся у врача института. Например, в 1914 г. наиболее часто студенты болели неврастенией, гриппом, бронхитом и малокровием. Нередки были кожные и сердечные болезни, ревматизм, туберкулез, конъюнктивит.

\"Студентам воспрещается вступать в брак без разрешения директора\". Во многих вузах России, например в ТГУ, это было запрещено вообще.

Для того, чтобы уехать из города на каникулы, требовалось подать прошение, а к нему \"удостоверение о том, что за просителем не числится никаких книг, а так же и других принадлежностей учебно-вспомогательных учреждений\" и получить увольнительный билет. \"Студенты, отлучившиеся из города без должного разрешения, предаются профессорскому дисциплинарному суду. Правило это не относится к кратковременным отлучкам в подгородные места\".

Особо были прописаны \"Правила о студенческих организациях и устройств в стенах высших учебных заведений собраний\". Были запрещены любые собрания, не преследующие учебные цели. Руководство вуза небезосновательно опасалось студенческих волнений и уже на втором учебном году студентам было не до учебы - регулярно устраивались массовые сходки и уличные демонстрации с лозунгами о свержении царя.

Проступки студентов, совершенные в помещении института, рассматривались директором, инспектором или дисциплинарным судом профессоров. Ведению суда подлежали дела, касательно: нарушения порядка учащимися; столкновений между учащимися и преподавателями; проступков, имеющих предосудительный, противный правилам чести и нравственности характер; отлучек из города без разрешения.

Взыскания судом налагались от замечания до исключения из института без права поступления в вузы страны. Например, в 1905 г. профессорский суд работал только один раз, разбирая дело о студентах, обвинявшихся в участии в \"недозволенных сходках и обструкции\", выразившейся в срыве лекций. 32 студента были приговорены к удалению из института, остальным объявлен выговор.

Некоторые параграфы этих правил, которые, кстати, были типовыми и с некоторыми изменениями применялись во всех вузах дореволюционной России, могут показаться нам непонятными, неправильными, ущемляющими права и вольности студенчества. Но может быть, заглянув в прошлое, мы научимся ценить некоторые вещи, которые сейчас кажутся совершенно естественными и более чем обычными, и лучше поймем, чего же нам действительно не хватает.

Татьяна ИВАНОВА,
зав. сектором маркетинговой деятельности НТБ.