Для всех очевидно, что цель, которую политехники поставили перед собой на 2006-2010 годы, качественно иного порядка, чем в Комплексных программах развития университета предыдущих периодов.
Понятно, что она потребует адекватного настроя всех университетских коллективов. В противном случае, (и, по мнению скептиков, читавших IV КПР) довольно высока вероятность отнести выполнение намеченного на неопределённо-отдалённый период…
Та же фундаментальная цель, обозначенная IV Комплексной программой развития, заставляет каждого политехника внимательно просматривать те ресурсы, которые я - как часть большого высокоорганизованного сообщества, каким по сути и является Томский политехнический - моя кафедра, мой факультет или институт (то есть, в конечном счёте, УНИВЕРСИТЕТ) способен задействовать, чтобы достичь желаемого.
Отсюда сугубо исследовательский интерес к модели научно-педагогического коллектива, который способен решить некую идеальную - по уровню постановки - задачу. Для объективности обращённого на себя взгляда (а значит, по определению субъективного) необходима некая представительная выборка из подразделений университета. И она, безусловно, есть. Иначе ни о каких общеуниверситетских достижениях прошлых пяти лет не было бы и речи...
Итак. Первой в выборке, которую мы формируем, предстанет кафедра высшей математики и математической физики ТПУ и Международная лаборатория математической физики ТПУ (поскольку связаны они неразрывно).
Начнём с факта. Не так давно на конкурс грантов Президента РФ лабораторией были поданы три заявки (одна - от доктора физико-математических наук, две - от кандидатов физико-математических наук). И вот стали известны результаты: все три заявки получили поддержку от совета, рычаги влияния на который есть разве что у… Президента РФ.
Иными словами, в конкурсе, в котором традиционно участвуют сильнейшие научные школы России, в котором невозможно продвинуть \"своих\" (и в котором для докторов наук, например, на всю страну по номинации \"Физика и астрономия\" всего 6(!) грантов), научный коллектив из \"провинциального\" университета из трёх заявленных тем выигрывает три (100 %). К слову, три года назад в таком же конкурсе лаборатория выиграла 2 гранта из 8.
Впрочем, в данном случае нас интересует сама технология успешности научных изысканий, если хотите. В каких-то элементах она известна с создания \"Томскаго Технологическаго Института Императора Николая II\". Так было со всеми ведущими научными школами ТПУ: всё начиналось, образно говоря, с добротных семян, благоприятной почвы и необходимых теплично-благоприятных условий на этапе зарождения и становления.
Что касается условий, то на момент создания лаборатория получила очень нужную и существенную поддержку на уровне проректоров и ректора университета: помещение, штаты, оборудование и т.д. Итог: за крайне короткий срок в три с половиной года была создана первая в университете Международная лаборатория математической физики, стремительно поднялась и, что называется, встала на крыло.
Если говорить о \"почве\", то по сути её подготовили собственно два молодых профессора, доктора физико-математических наук: заведующий кафедрой высшей математики и математической физики А.Ю. Трифонов и заведующий МЛМФ А.В. Галажинский. Кстати, первые два гранта, о которых упоминалось выше, были выиграны ими же…
На тот момент оба - состоявшиеся в квантовой теории поля специалисты (эксперты). По сути, представляют одну известную школу, пусть и развивается она силами двух разных университетов (профессор В.Г. Багров и профессор И.Л. Бухбиндер). Вероятно, тогда же на хорошо подготовленную почву пали первые семена… И есть твёрдая уверенность в том, что созданный молодыми профессорами научно-педагогический коллектив будет и впредь побивать маститых своих конкурентов в высоких открытых конкурсах.
Почему? Во-первых, потому что тематика научных исследований максимально отвечает тем направлениям, которые активно развиваются в мире. Во-вторых, здесь грамотно подбирают кадры, созданы локальные условия и стройная система стимулов (больше поддерживают именно того, кто лучше работает и более перспективен). В-третьих, на кафедре и в лаборатории осознано много, не считаясь со временем и выгодами сегодняшнего дня, работают с молодежью, полагая её главным средством от застоя научной мысли. Именно это обстоятельство заставляет замечать потенциал студентов с 1-2 курса; подтягивать их на индивидуальных занятиях; приглашать на факультатив; научный семинар; вовлекать в НИРС и так далее, и тому подобное.
В-четвёртых, здесь принято поддерживать молодёжь материально: в 2006 году лаборатория в рамках государственного финансирования приняла трёх магистрантов, вопреки соблазну пустить эти деньги на острые нужды. В-пятых, весь свой научный вес, который заведующий кафедрой и заведующий лабораторией имеют среди зарубежных коллег, направлен на продвижение магистрантов, аспирантов и докторантов в международную научно-исследовательскую среду.
Опыт трёх лет действия Международной лаборатории математической физики, научные результаты, международные контакты, достижения (например, склонившие выбор одной весьма известной Ассоциации университетов Европы в сторону ТПУ), говорят в пользу того, что подобная расстановка приоритетов в отдельно взятом научно-исследовательском коллективе, с одной стороны, действенна, а с другой - эффективна.
Чтобы это утверждение не выглядело голословным, приведём выдержку из отчёта о работе Международной лаборатории математической физики при кафедре ВММФ ТПУ за период с 11.06.2002 по 01.02.2006:
\"За 3 года работы сотрудниками лаборатории опубликовано более 50 работ в реферируемых научных изданиях, из которых 80% публикаций выполнены в ведущих научных журналах США и Европы, имеющих высокий импакт-фактор. Об актуальности и высоком уровне проводимых исследований свидетельствуют победы в 16 конкурсах грантов, среди которых 3 гранта Президента РФ для молодых докторов наук и 2 гранта Президента РФ для молодых кандидатов наук, гранты Минобрнауки, НАТО, Немецкого научного фонда, Немецкой службы академических обменов, некоммерческого фонда \"Династия\" и другие.
Научная тематика лаборатории отмечена премией Европейской академии, премией Государственной думы Томской области, премиями Томской области в сфере образования и науки, стипендией мэра г. Томска. Научные проекты, реализуемые на базе лаборатории, одерживали неоднократные победы в конкурсах на лучшую научную работу ТПУ (дипломы I и II степеней) и в конкурсах грантов НУ ТПУ.
Результаты деятельности лаборатории регулярно включаются в отчёты о научной деятельности ТПУ. Направление \"Теоретическая и математическая физика\" включено в тематический план вуза по фундаментальным наукам на 2006-2007 годы.
Среднегодовой объем привлекаемого дополнительного финансирования составляет около 1 млн рублей …\"
Возвращаясь к цели, заявленной IV Комплексной программой развития ТПУ в качестве ГЕНЕРАЛЬНОЙ на ближайшее пятилетие: после целого ряда разговоров с аспирантами, магистрантами и докторантом кафедры ВММФ и лаборатории математической физики стало ясно, что у второго и третьего лабораторно-кафедрального поколения есть единое и чёткое видение того, как и что нужно делать для её реализации.
Вот что, к примеру, сказал инженер кафедры, младший научный МЛМФ Фёдор Литвинец (специальность \"Физика\", за плечами – диплом бакалавра с отличием):
- На сегодня, насколько я понимаю, Томский политехнический университет ещё не входит в рейтинги лучших мировых университетов. Поставлена цель попасть в \"десятку\". В пределе задача сводится к постоянному всестороннему повышению уровня университета и последовательному движению в этом направлении. Понятно, что это тяжёло, но сама постановка и стремление к решению - полезны хотя бы потому, что происходит наработка методов реализации, подходов, механизмов. И при этом всем понятно, что нужно делать уже сейчас.
Надо повышать свой уровень, уровень научных исследований, научно-исследовательских групп; создавать условия для кристаллизации научных школ, причём не только в плане публикаций в журналах с высоким импакт-фактором, новых разработок и т.д., но и в смысле подготовки новых кадров для университета. То есть надо поддерживать не только тех, кто уже достиг определённых величин в науке и способен выдавать результаты соответствующего уровня, но и растить новое поколение учёных. Конечно, при этом надо совершенствоваться в преподавании и повышать уровень подготовки студентов так, чтобы каждый выпускник Томского политехнического университета был отмечен знаком особого качества.
Если эту многогранную и многоуровневую задачу постепенно решать, то, соответственно, можно достичь цели…
Записал О.Н. Плотников.