Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Когда куратор наСтоящий...

Первокурсник, нахватавшись стрессов за время сдачи экзаменов сначала в школе, а затем и в вузе, особенно если он хотя бы немного не уверен в себе или впервые оторвался от родительского очага, просто обречен на процесс не всегда адекватной адаптации на новом месте. И если не окажется рядом взрослого человека, способного хоть частично заменить родных или просто заинтересованных в его судьбе людей, частенько, к сожалению, теряется и теряет с таким трудом завоеванное место под вузовским солнцем.

И как же повезло в этом отношении первокурсникам электрофизического факультета из группы 1Б53 - ведь они с первых дней пребывания в политехническом обрели настоящего друга и верного помощника, который по итогам конкурса признан лучшим куратором ТПУ.

Что может быть лучше, чем молодость, красота, лучезарный взгляд, любовь к людям и жизни, воплощение самого светлого и радостного? Все это - о ней. Ксения Мертинс.

В 2005 году защитила магистерскую диссертацию, поступила в аспирантуру. Немного неожиданно молодому специалисту поступило предложение заняться работой куратора. Еще и года не прошло, а она уже стала лучшей в политехническом, примером для тех, кто не первый год работает со студентами, решая их внеучебные проблемы. Неожиданный успех? Вряд ли. Скорее, закономерность.

В 1999 году Ксения окончила российскую классическую гимназию №59 г. Улан - Удэ с золотой медалью. В школе особенно нравилась математика, может быть, потому, что мама преподает этот предмет, считается сильным педагогом, соросовский стипендиат.

Когда в город приехала приемная комиссия из Томского политехнического университета, и будущая абитуриентка решила подать документы для поступления в неблизкий, но достаточно известный своими традициями и новациями сибирский вуз, выяснилось, что сдавать придется, в связи с наличием золотой медали, только один предмет - математику. Её девочка знала великолепно, так что “сюрпризов” не боялась. Даже немного расстроилась, потому как вторым предметом шло сочинение, а написать опус, к примеру, по “Войне и миру” на двадцать страниц могла совершенно свободно. Одним словом, зачислена в ТПУ была без проблем.

Они начались позже, когда приехала в Томск без родителей, друзей, в новую для себя обстановку взрослой жизни. Не враз и не просто было поначалу. Месяца два ушло на то, чтобы почувствовать себя комфортно. Помогло то, что была не одинока: в силу общительности характера сразу нашлись и друзья, и любимые преподаватели, и хорошие наставники. Да и быт в одном из лучших общежитий политехников -на Вершинина, 33 располагал к тому, что “вить гнездо” пришлось недолго.

Новая жизнь понесла, как в круговороте, так любимых Ксенией горных рек Бурятии - бурных, непредсказуемых, но всегда освежающих. А бороться со “стихией” ей было не привыкать – в школьные годы получила II-й взрослый разряд по спортивному ориентированию, II-й взрослый по туризму. Отстаивала честь республики Бурятия на первенстве Сибири и Дальнего Востока и была награждена грамотой Министерства образования республики за выдающиеся успехи в спорте.

С первых дней в политехническом стала активной общественницей: сначала кафедры, затем факультета, а потом и университета. Входила в состав студенческого совета общежития, которое и тогда, и сейчас занимает в смотрах-конкурсах только призовые места. На последних курсах Виталий Михайлович Сосновенко – заместитель декана по воспитательной работе, предложил заняться организацией на ЭФФ культурно-массовой работы.

Всё это занимало, несомненно, достаточно много времени, но зато день намечался так, чтобы спланировать учебу как можно продуктивнее - к красному диплому не стремилась, но занималась всегда ровно, без срывов. Главным для Ксении всегда было желание досконально разобраться в предмете, чтобы разговаривать с преподавателем на одном, общем, языке.

Параллельно с магистратурой К.Мертинс окончила Институт инженерной педагогики по специальности \"Преподаватель высшей школы\", понимая, что это важно, и пригодится для дальнейшего карьерного роста молодого научного и педагогического работника вуза.

По окончании ТПУ Ксении Викторовне поступило предложение стать заместителем декана по коммерческому отделению.

Но вернемся к кураторству. Ознакомившись с характеристикой, представленной Ксенией Мертинс для рассмотрения ее кандидатуры на конкус кураторов, чуть не поперхнулась от обилия перечисленных достоинств. Чего только стоит такой абзац: “...зарекомендовала себя как куратор университета инновационного типа. Основная работа направлена на развитие личностных мотиваций студентов к обучению, профессиональных компетенций, а также на умение работать в команде (коллективе). К.В.Мертинс за полгода удалось создать из группы сплоченный коллектив, который не только обучается, но и совместно проводит досуг, участвует в жизни факультета, в университетских мероприятиях. Ксения Викторовна проводит часы куратора на темы, охватывающие аспекты, как общечеловеческой, так и профессионально-нравственной культуры по разработанному заранее плану занятий, с соблюдением основных принципов и законов педагогики. Практически все часы куратора включают различные психологические тренинги, направленные на развитие взаимоотношений в коллективе и познание самих себя”.

Да уж! Чего только стоят такие темы, как: “Я и моя группа. Формирование внутригрупповых правил и норм\", “История моей семьи. Интересные факты из моей биографии. Проблемы современной семьи”, “Основы гуманности”, “Планирование на успешность. Я - личность, мы - коллектив” и так далее, и так далее...

С начала прошлого учебного года ЭФФ вошел в эксперимент по кураторской деятельности с введением дисциплины “Человек культурный”, в котором принимали активное участие не только кураторы, но и их подопечные. Начинание было поддержано и показало свою необходимость и злободневность.

Во многом помогла молодому куратору в работе школа-семинар “Курируем студенческую группу”, который Ксения Викторовна посещала с удовольствием, чувствуя его нужность и актуальность. Всегда можно найти взаимопонимание со старшим куратором - Вероникой Сергеевной Ивановой.

Хотя, как ни крути, если человеку не дана любовь к людям, тем более, младшим по возрасту, вряд ли принесут реальную пользу разговоры пусть и на красиво названные темы.

Как говорит Ксения, когда предложили стать куратором, вспомнилось собственное ощущение начала жизни вдали от родителей. И поэтому очень захотелось помочь вчерашним школьникам поскорее стать самостоятельными и самодостаточными. Ведь без этого в вузе - никуда. Конечно можно, по мнению К.В.Мертинс, всю студенческую жизнь провести за учебниками, но ведь надо сделать так, чтобы лучшие годы запомнились навсегда, научили дружбе, общению, развили организаторские способности.

Поначалу некоторые её подопечные пытались отстраниться от общественных поручений, от подготовки совместных мероприятий. Но Ксения Викторовна проявила недюженную настойчивость, и за этот их первый учебный год многое изменилось - практически все сейчас заняты - кто-то ходит в спортивные секции, кто-то на репетиции КВНа, кто-то - пробует себя в конкурсе красавиц факультета.

Как в свое время самому куратору, напряженная общественная жизнь помогает студентам группы 1Б53 в учебе - большинство преодолели первую сессию достаточно успешно.

Ксения Викторовна стремится привлечь своих студентов не только к общественной жизни, но и к научной: студенты группы 1Б53 определяются по представленным ей рекомендациям в области научных интересов, принимают участие в школе лидерства, организованной старостатом ТПУ, получают положительные отзывы от организаторов.

Молодой куратор регулярно приходит в комнаты к своим подопечным, помогает им налаживать быт, делится собственным опытом, ведь шесть лет, проведенных в общежитии, не прошли даром: существуют житейские мелочи, поделиться которыми со вчерашними школьниками очень полезно. Да и ребята не стесняются делиться с куратором своими проблемами, зная, что без внимания они не останутся.

Ксения Викторовна поддерживает связь с родителями своих первокурсников, и это вовсе не заигрывание с элементами “закладушничества”, а нормальная, дружеская забота, диалог с одной только целью - сделать жизнь детей комфортной.

Говоря языком характеристики, в работе К.В.Мертинс использует методы, направленные на формирование профессионально-нравственной культуры студентов в соответствии с личностно-ориентированным подходом в образовании. Успешно сочетает в кураторской деятельности как традиционные методы обучения: демонстрация фильмов, упражнения, беседы по темам, диспуты и т.д., так и инновационные - решение проблемных ситуаций, предложенных куратором, использование новаторских элементов.

При подготовке к часам куратора Ксения Викторовна самостоятельно занимается подбором специализированной литературы, поэтому все её занятия интересны и неординарны. А еще ненавязчивое общение не оканчивается в определенно отведенное время, остается неформальным, с ответами на любые вопросы, порой и неожиданные.

Во избежание неприятных ситуаций молодой куратор частенько посещает занятия своей группы, разговаривает с преподавателями об успеваемости ребят, вовремя решает неизбежные проблемы с успеваемостью. В первую сессию она помогла правильно определить порядок сдачи экзаменов, более того, чтобы морально поддержать ребят, ходила на экзамены вместе с ними.

Тем, кто не смог с первого раза справиться с сессией, Ксения Викторовна помогла выбрать дату пересдачи экзамена, объяснила, когда это лучше делать, так что учебные удачи группы наполовину и её успех.

Интересно, подавая кандидатуру для участия в конкурсе, рассчитывала ли Ксения на победу?

И да, и нет. Да - потому что у заместителя декана К.В.Мертинс есть великолепная возможность отслеживать жизнь группы 1Б53, что называется, не отходя далеко: и в деканате, и в общежитии она рядом со своими подопечными практически постоянно.

Чувствует ли в себе способности воспитателя? Видимо, да: с улыбкой вспоминает, как еще в первом классе учительница просила заменить её, когда отлучалась, и “пигалица” строжилась на собратьев, если те нарушали дисциплину, пыталась занять их внимание.

Нельзя не отметить, что пять лет разницы с первокурсниками не дают им права на панибратство. Ксения не понаслышке знает, как в других группах ребята не воспринимают ее ровесников-кураторов всерьез, могут позволить себе вольности в общении. В её случае всё совсем иначе - дружба, понимание, часто восторг и радость за своего, пусть и ненамного старшего товарища. Можно представить, как радовались ребята известию о том, что их любимая Ксения Викторовна признана лучшим в политехническом куратором.

Она не только успешна, но и очень привлекательна, буквально искрящаяся изнутри неповторимым светом молодости и счастья. Любовь к родным местам, к Байкалу, к окружающей его природе, с которой она с детства сливалась в походах и туристских маршрутах научила ценить красивое, неповторимое и живое. Не случайно Ксения любит фотографировать, даже занимала в конкурсах призовые места.

А еще она совершенно не боится трудностей, смело идет им навстречу, будь то ледяной водопад или ускользающая из-под ног глыба на высоте сотни метров. Осознает, что это характер - непростой, неординарный, но Характер! Его наличие особенно ценит в других. А в своей кураторской работе - радость общения, положительную энергетику, желание самосовершенствоваться. Быть лучше.

Что хочет пожелать лучший куратор года, недавняя выпускница электрофизического факультета родному вузу в дни его праздников?

- Достойного места среди ведущих вузов не только страны, но и мира. Больших научных достижений, грамотных и увлеченных учебой и открытиями студентов - ведь это главное, потому что в них - будущее родного вуза.

И настоящих, заинтересованных кураторов - добавила бы я.

Галина ВЕНДЕЛЕВА.