Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Молодое поколение интернациональных учёных

На протяжении пяти лет в ИМОЯК проводится Университетская научно-практическая конференция «Коммуникация иностранных студентов, магистрантов и аспирантов в учебно-профессиональной и научной сферах». Ну и что, скажете вы, ежегодно в ТПУ проводится более 70 различных научно-технических мероприятий, из них 27 – молодёжные различного статуса.

В чем же особенность упомянутого мероприятия? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить Ваше первое выступление перед аудиторией, причем неважно, делали Вы серьезный научный доклад или презентацию по теме реферата на уроке. А может быть, Вы делали доклад на «неродном» Вам языке, да и учить язык начали совсем недавно?

Особо хочется подчеркнуть, что в конференции ИМОЯК участвуют иностранные студенты всех уровней обучения: от слушателей подготовительного отделения, которые изучают русский язык к моменту конференции всего полгода, и до магистрантов и аспирантов, изучающих русский язык в течение всего периода обучения в ТПУ и владеющих им на довольно высоком уровне. Интересно, что иногда доклады студентов младших курсов по форме и уровню представления превосходят старшекурсников, но в основном, конечно, доклады студентов старших курсов являются примером для начинающих.

В рамках данной конференции русский язык становится языком межнационального общения, ведь участники конференции являются представителями более 35 стран. Организован «круглый стол» «Профессиональная коммуникация на английском языке», на котором с докладами выступают иностранные студенты, обучающиеся в ТПУ на английском языке, а также с докладами на английском языке выступают и русские студенты-политехники.

Для каждого иностранного студента участие в данной конференции – это, прежде всего победа и переход на качественно новый этап обучения и личного развития. Главная особенность данного мероприятия – результат, которого удалось достичь: создание многонациональной поликультурной среды для свободной коммуникации иностранных студентов, магистрантов и аспирантов в учебно-профессиональной и научной сферах.

Итак, в 2011 году конференция, ставшая традиционной в жизни интернационального поликультурного сообщества ТПУ и являющаяся стартовой площадкой для представления результатов своей работы на любом из этапов обучения иностранных студентов, будет проводиться уже в пятый раз. И можно с уверенностью утверждать, что с каждой конференцией результаты участников улучшаются: иностранные студенты чувствуют себя более уверенными, они активнее начинают участвовать в других конференциях более высокого уровня наравне с русскими товарищами.

Практика проведения конференции показала, что иностранные студенты, обучающиеся по инженерным специальностям, проявляют высокий интерес к гуманитарной тематике. Так, например, в 2010-м году был представлен проект «Электронный словарь по истории России как образовательный ресурс иностранного студента», который был выполнен первокурсниками ИМОЯК и факультета автоматики и вычислительной техники под руководством Н.И. Гузаровой. Этот междисциплинарный проект смог объединить гуманитарное, инженерное и лингвистическое знание, имел большую практическую значимость и вызвал большой интерес слушателей.

Вот что говорят сами студенты о роли конференции для процесса их обучения:

Нгуен Тиен Тхак (магистрант, участник конференции 2007, 2008, 2009, 2010 гг.):

– Прекрасно помню свои чувства, когда первый раз принял участие в конференции в 2007 году, тогда я был второкурсником. На первой конференции я, правда, очень волновался, когда выступал с докладом. Участвовал в конференциях, которые организует ИМОЯК, 4 раза и каждый раз получал хороший опыт, а ошибок становится всё меньше и меньше... Я думаю, что эта конференция не только помогает студентам, молодым учёным получить личный опыт и знание, изучать науку, но и позволяет им быть уверенными, когда выступают перед слушателями со своими докладами. Желаю всем сотрудникам ИМОЯК, тем, кто организует эту конференцию, счастья и здоровья, чтобы в будущем они могли организовать еще более интересные и качественные конференции.

Буй Ван Хынг (магистрант гр. 5м250 участник конференций 2007, 2008, 2009, 2010 гг.):

– Участие в конференции дает мне большой опыт, который нужен для защиты курсовых работ или дипломов. Благодарю ИМОЯК за то, что каждый год преподаватели устраивают нам конференцию, это очень интересно и полезно иностранным студентам.

Нгуен Тхи Тху Хонг (студентка гр. 155А95 участник конференции 2009, 2010 гг.):

– По-моему, это очень полезная конференция, ведь она помогает студентам, особенно иностранным, потому что мы можем говорить, объясняться по-русски. Еще мы получаем опыт выступления перед многими незнакомыми людьми. Когда мы выбираем тему для конференции, нам надо найти информацию в Интернете, подготовить её по нужной теме и обсудить с преподавателем и друзьями из своей группы на русском языке. Также можем слушать темы других студентов и не только тренируемся слушать по-русски, но и узнаем много нового. Я надеюсь, что конференции для иностранных студентов будут организовываться и впредь, и я тоже хочу участвовать в этих мероприятиях.

По итогам университетской конференции оргкомитет рекомендует лучшие доклады к участию во Всероссийском смотре научных и творческих работ иностранных студентов, а также во Всероссийской научно-практической конференции «Научная инициатива иностранных студентов и аспирантов вузов РФ». На этих мероприятиях иностранные студенты ТПУ выступают вместе со своими коллегами – иностранцами из других российских вузов. В результате происходит их переход на новый уровень личностно-профессионального общения, ребятам дается возможность не только предоставить свои научные результаты, но и увидеть материалы опубликованными, а значит, убедиться в их значимости и получить документальное подтверждение авторства проведенного исследования или разработки.

В заключение хочется сказать, что участие иностранных студентов в данных научных мероприятиях является важным звеном образовательного процесса, так как, студент проходит три основных вида адаптации: академическую (совершенствование лингвистических навыков, получение новых знаний), социально-культурную (общение со студентами других факультетов, институтов, университетов, расширение кругозора), психологическую (преодоление себя, выработка положительных эмоций при получении определенных прагматических результатов, получая высокую оценку своей работы участниками и преподавателями).

Нина Шахова