Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Школа, в которой не ставят оценок

Вы удивлены? Есть и такая. Простите, наверное, не всем известно, что это за «учебное учреждение»? Начнем с … истории.

Год 2010-й В ТПУ была создана научно-образовательная структура – «Школа молодого ученого». Неудивительно, если напрашиваются вопросы: Кто он – молодой ученый? На кого ориентирована эта «Школа»? На людей в возрасте до 35 лет, занимающихся наукой? Звучит не очень привлекательно. Каков же тогда образ современного молодого ученого? По результатам опроса, современный молодой ученый – «это человек, в чьем сердце живет мечта изменить мир, привнести в него свой личный вклад…». Он – «смелый и энергичный», «с высокими КПД и трудоспособностью», «предприимчивый, готовый к переменам», «с любовью к науке и научным достижениям», «разносторонний и просто интересный и приятный в общении человек». Вот он – молодой ученый. Тогда, что же это за «Школа», где учат таких людей? Возникают ассоциации со среднеобразовательной школой? Отнюдь. Не подумайте, что обучение в ней строго регламентировано. Схема работы дос-таточно проста. Следуйте за нами. Мы все вам расскажем…

Итак, перед вами «Школа молодого ученого». Открываем образовательную программу.

Урок № 1. Тема: «Учимся искать нужную информацию». «Ученики школы» – преимущественно аспиранты. Не имеет значения основная специальность, год обучения, степень погруженности в тему диссертации и прочие показатели. У большинства аспирантов, как выясняется, есть не до конца сделанное «домашнее задание», в котором были вопросы, связанные с поиском источников информации. Количественного дефицита в них нет, но вот качественный – «налицо». Нужно найти тематическую конференцию, нужно освоить «ежегодные премудрости» ВАКа. С чего начать? Спрашиваем коллег «по классу». Здорово, если подсказку дали, но, как правило, делаем первый робкий шаг в дебри всемирной сети. На 5 странице поисковика, проштудировав при этом массу сайтов, порой не находишь исчерпывающей информации и ловишь себя на мысли, пора… пора идти в библиотеку. Да, именно туда, ведь и научный руководитель неоднократно об этом говорил. Конечно, он же в свое время «перелопатил» там массу книжек…

«…ищите и не сдавайтесь! Смело идите вперед, доводя каждое начатое дело до победного конца!»

Е. Лемешко

Распахнув двери в Научно-техническую библиотеку им. Обручева (в обиходе – «НТБ»), бодрым шагом устраиваешь себе экскурсию по зданию. Залы, каталоги, все компьютеризировано. Вот он – «кладезь первоисточников». Работа началась? Можно и так сказать, если точно знаешь, что и где искать. А если нет? «Домашнее задание» не выполнено. Двойка в дневник? Ни в коем случае. Задача «Школы» не оценить, а обучить. Для этого был специально приглашен «учитель» - сотрудник НТБ ТПУ, который в рамках разработанного курса рассказывает о библиотечных фондах, принципах работы с ними, способах поиска нужной информации и т.д. Урок усвоен. Информация поддается поиску. Времени затрачивается меньше и с большей пользой, а, следовательно, результат достигнут… Звонок. Перемена.

Не имеет принципиального значения, в каком виде вы сохраняете нужную для себя информацию (печатный или электронный формат). Суть в другом, занимаясь написанием диссертации, хочется не упустить главное, стараешься использовать по максимуму собранный материал. А надо? Черновик смотрел «научный»… часть текста может быть зачеркнута… ремарки…(кто бы сомневался! Он в свое время русский-то по Ожегову учил, а мы – по Word), «обобщить», «структурировать»… «определить цели». Как же это всё сложно. Конечно, он – профессор, он разговаривает со мной на таком языке, что хоть бери «Словарь терминов и понятий» и смотри значения. Но, правильно, не гоже аспиранту подать вид, что не совсем понимает «высокий полет научной мысли». Многозначительно киваешь головой в знак одобрения и понимания всей глубины высказанных реплик.

«…не бойтесь преград! проходите каждую достойно, принося благо в развитие науки, повседневную деятельность человека и окружающий мир!»

О. Веллинг

Урок № 2. Тема «Научный материал собран. Что из этого есть важное?» Организаторы «Школы» продумали и этот момент. Предложен курс – «Организация научно-исследовательской работы молодого ученого». Отличный урок. По полочкам «учитель» в голове выкладывает последовательность работы, объясняет, вроде бы, известные понятия – «объект», «субъект» исследования, цели, задачи… О, боже! Понимаешь, что уже вырисовывается концепция работы. Отлично! Спасибо! Это мне и надо было. Окрыленность «идеей», накатившее вдохновение придает большую энергичность и готовность к завершению работы. «Научный» уже не черкает текст, а немного корректирует, поправляет стиль изложения. Процесс движется к логическому завершению – к защите.

«Не забывайте, что каждые сутки жизнью нам дается кредит в 86400 секунд, и мы вольны расходовать его по нашему усмотрению… Максимально правильно распоряжайтесь этим временем, достигая поставленных целей!..»

А. Епихин

Урок № 3. «Как не потерять дар речи во время публичного выступления?» Вы можете сказать, что мы все проходили через защиту дипломов, у кого-то есть опыт выступления на конференциях. Конечно, есть. Но дипломы мы защищаем среди «своих» – студенты и преподаватели кафедры на протяжении стольких лет обучения тебя уже знают. Мы ходим и подбадриваем друг друга. Да и сама атмосфера кафедры уже привычна. Конференция... Здесь уровень немного другой, аудитория слушателей незнакомая. Но, согласитесь, тема берется достаточно узкая, это упрощает задачу. А вот выступление на защите… масштаб другой. Подготовка кратно увеличивается. Более того, сейчас в практику вошло не только рассказывать, но и наглядно демонстрировать (презентация) членам диссертационного совета основные положения, выносимые за защиту и т.д. Один из курсов, предложенных «Школой» – «Искусство публичных выступлений и презентаций». Всё, начиная от общего вида и текстового содержания слайдов, заканчивая «набором инструментов», используемых программ. Всё, от научного стиля до элементарных речевых оборотов. Полезно? Удобно? Нет сомнений, что ответ будет утвердительным. И снова перемена...

«…Если кто не уверен в себе, то это точно лечится!.. В первый раз просто надо попробовать показать себя, сказать как сможешь. Дальше точно получится лучше!..»

К. Ким

Давайте заглянем в отзывы, которые оставили «выпускники» этой «Школы»: «Удалось заново переосмыслить свою работу, ее цель и проб-лему»; «Интересная задумка собрать молодежь вместе для занятий по модульным тематикам, обмена идеями, да и просто для знакомства и общения»; «Логика построения занятий хорошо продумана, нестандартный подход к подаче информации отдельных преподавателей». Слушатели оставили и ряд пожеланий: «Больше практических занятий, тренингов, обсуждений», «Услышать проблемы, которые волнуют каждого в отдельности и всех в целом», «Давать домашние задания (сформулировать цель, новизну и т.д.) на каждый день, а потом на практиках – проверять и исправлять». Задумайтесь, как часто в школе ученики просят о домашнем задании?! А просят, наверное, тогда, когда есть очевидный интерес, когда обучение мотивированно, осознанно.

Почему такой интерес к учебе? Все очень просто. Нестандарстность подхода «учителей». Психологические игры, тренинги.

Вплоть до театральной импровизированной постановки. Сочиняешь, как говорится, «по ходу пьесы».

А вот так представляется краткий отчет о работе… за день. Медленно, но верно выбирается направление. Анализ, много размышлений, все постепенно становится понятным, логичным. Никаких оценок, только рекомендации.

Что еще важно? Психологический климат. Особенно, когда попадаешь в «незнакомый класс», когда «учеников» видишь впервые, но… они такие же, как и ты. Их заботят те же проблемы,потом понимаешь главное: «Все получится!» Главное – стремление, главное – труд.

«…оптимизма и сил для самореализации!»

Е. Больбасов

Кто они? Ученики этой «Школы»? Единственный критерий зачисления – это ваше желание. Так как «Школа» открыта для всех желающих, то подать заявку на участие в ней могут все заинтересованные лица: магистранты, аспиранты, преподаватели, как ТПУ, так и других вузов.

Обучение может проводиться как по полной программе курсов, так и по отдельным модулям.

«Школа молодого ученого» проводит семинары не только в стенах политехнического, но также практикует и выездные, два из которых были проведены на базе отдыха «Синий утес» в октябре и ноябре 2010 г.

«Школа» учит, «школа» учится. Прошли уже первые выпуски… Неужели всё? Мы утратим контакт, то важное, что связует нынешних исследователей и будущих. Ни в коем случае. Всё только начинается…

Итак, год 2011-й… Приближается День российской науки. И следущим шагом в работе «Школы» становится внедрение научно-информационного портала, призванного обеспечить вовлечение целевой аудитории: студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей в единое научно-образовательное сообщество.

Портал молодого ученого (ПМУ) – отличный инструмент, переданный из рук руководства университета в наши руки – руки молодых ученых. Создаваемое единое интернет-пространство – отличное место не только для получения полезной информации, но и для создания прочных междисциплинарных связей с целью выполнения сов-местных проектов. Здесь мы сможем не только обсуждать насущные проб-лемы, но и обмениваться опытом, консультироваться.

И снова «прозвенит звонок», и снова Школа распахнет пред вами двери, но теперь и в виртуальном пространстве.

Заинтересовались? Тогда, следите за объявлениями на сайте ТПУ, скоро открытие! Будем вам рады! Выражаем благодарность участникам опроса, приуроченного ко Дню российской науки!