Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Политехникам было, что рассказать

В конце ноября - начале декабря представительная делегация Томского политехнического университета побывала во Франции. Целью визита стали участие во Франко-российском симпозиуме, проведение совместного русско-французского семинара, установление и расширение деловых контактов с французскими вузами. Впечатления от поездки непосредственных участников - Александр Иванович Чучалин, проректор по международному сотрудничеству:

- Этот международный симпозиум был посвящён проблеме формирования профессиональных компетенций инженеров для промышленности будущего. Идея провести такой симпозиум с участием промышленников и представителей вузов разных стран, в том числе и России, возникла во время встречи с г-ном Рене-Франсуа Бернаром, координатором ENQНEEI (European Network for Quality of Higher Engineering Education for Industry).

В результате было подписано соглашение, по которому французская сторона, председательствующая в это время в Евросоюзе, брала на себя финансирование десяти наших участников, ещё десять человек финансирует ТПУ и десять совместно, если возникнет необходимость. Но просто послушать представителей Евросоюза нам показалось недостаточным.

Мы стали думать, чем можно ещё дополнить содержание этого мероприятия. Решили собрать вместе всех наших французских партёров, чтобы сообща пообсуждать волнующие нас проблемы, установить новые контакты. Такая встреча состоялась в Министерстве экономики, промышленности и занятости Франции.

Прежде всего, порадовало число участников: их оказалось гораздо больше, чем запланировали. Заинтересованное и активное участие приняли наши партнёры из Высшей национальной инженерной школы Орлеанского университета, факультета Наук г. Буржа, университета Paris-Sud XI.

Было ещё одно желание – внедриться каким-то образом в ParisTech (Institut des sciences et technologies de Paris), куда входит 11 высших инженерных школ Парижа, специализирующихся в разных областях: телекоммуникации, горного дела, химии, физики и т.д. Для этого делегацию сформировали так, чтобы в неё вошли представители основных направлений ИОП ТПУ. ParisTech предложил провести презентации в стенах самой престижной инженерной школы Франции - Ecole Polytechnique.

Презентацию ParisTech сделал его президент г-н Сирий Ван Эффентер (Cyrille van Effenterre). Большой интерес к презентациям, сделанным О.Л.Хасановым, В.З.Ямпольским, Л.П.Рихвановым и др. был проявлен со стороны Ecole Polytechnique, в том числе г-ном Анри-Жаном Друэном, зам. проректора по науке, г-ном Гийомом Пети, заслуженным профессором, г-ном Филиппом Алькье, представителем департамента международных связей. Таким образом, основная цель - привлечение внимания ParisTech к Томскому политехническому и его научным направлениям - была достигнута. В ближайших планах - подписание соглашения о сотрудничестве\".

2 декабря был проведён коллоквиум \"Лидеры для промышленности будущего\", в котором, кроме французских партнёров и томских политехников, приняли участие представители Германии, Италии, Испании, Чехии, Англии. Основной состав - партнёры ENQHEEI, которые участвовали в программе QUESTE (Quality System of European Scientific and Technical Education).

\"QUESTE\" - не первый европейский проект, ставящий целью предложить систему оценки качества работы вузов как в области научных исследований, так и в области образования. Именно это отличает QUESTE от других проектов и устраивает нас, поскольку образование в университете неотделимо от науки, и его качество зависит от качества исследований\".

В этот день наше образование представлял Юрий Петрович Похолков, президент Российской ассоциации инженерного образования, который не только выступил с докладом, но и провёл один из “круглых столов”.

С.П. Товчихо, директор Русско-французского Центра:

- С особым волнением участвовала в заседании в стенах Ecole Polytechnique. Основанная в 1794 г., Политехническая школа при Наполеоне приобрела статус Высшего военного учебного заведения. От того времени остались только девиз \"За Родину, Науку и Славу\" и военная форма, которая выдаётся всем политехникам и надевается в особо торжественных случаях. Политехническая школа сегодня - одно из самых престижных учебных заведений Франции. Чтобы влиться в ряды её студентов, нужно пройти в течение двух-трёх лет специальные подготовительные курсы и выдержать огромный конкурс.

Ежегодно принимается 500 человек из Франции и чуть более сотни из всех других стран мира. Политехническая школа гордится не только выдающимися учёными, стоявшими у истоков её создания, но и нынешними выпускниками, среди которых есть президенты, министры, директора крупных предприятий.

Политехническая школа имеет свои вековые традиции. Одна из них - наряду с французским флагом, поднимать флаг той страны, делегация которой в данный момент принимается. Именно поэтому, 28 ноября на флагштоке перед главным корпусом Школы развевались флаги Франции, России и Евросоюза, в котором в этом году Франция председательствует.

А.М. Лидер, доцент каф. общей физики, зав. лабораторией:

- Если коротко, радует, что не только вузовская общественность России обеспокоена проблемами высшего профессионального образования. Семинар показал, что в ведущих странах Европы (Франции, Германии и Италии) сложились те же проблемы, что проявляются и в России - недостаток в качестве и количестве подготовленных инженерных кадров, перекос в подготовке специалистов в области гуманитарных наук, углубление разрыва общества и промышленности. В то же время проблемы, обсуждавшиеся на семинаре, с позиции российской школы, не охватывают всего спектра проблем современного образования и сосредоточены в узкой этической области.

Активное участие в “круглых столах” представителей не только образования, но и промышленности, показало, что на существующую опасную тенденцию в современном обществе обратили внимание обе стороны, участвующие в процессе подготовки специалистов. Смещение от индустриального сознания отделило обывателей от существующих технических процессов. Люди стали жить в искусственном мире готовых технологий и вещей. Понимание необходимости научных и инженерно-конструкторских работ вымывается во все ускоряющемся темпе.

Реальным ответом на новые вызовы современному обществу может стать реформа высшего образования, формирующая новую систему ценностей в виде знаний и компетенций.

В.З. Ямпольский, профессор, научный руководитель КЦ:

- Без преувеличения могу констатировать, что организованные в Париже международным управлением ТПУ мероприятия (коллоквиум, семинар, “круглые столы”) по проблемам подготовки профессиональной элиты и аккредитации инновационных программ были содержательны и интересны для всех участников. А участники, прямо скажем, не из простых - ParisTech, во главе с Ecole Polytechnique, вузы Англии, Италии и др. Ну и мощная группа профессоров ТПУ и представителей томского бизнеса. Нам, руководителям Инновационных программ ТПУ, было что рассказать. Да и томские бизнесмены были на высоте. Как вывод, могу отметить - политехники на должном уровне понимания вектора развития высшего технического образования в Европе и мире. Мы не должны испытывать робости в научно-педагогическом сотрудничестве с Европейскими грандами высшего технического образования. Мы должны активней входить в международные консорциумы по научной проблематике Евросоюза и программам обменов студентами, аспирантами, преподавателями.