В прошлом году к юбилейным дням, посвященным 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, в Издательстве ТПУ вышла книга «Политехники - от Томска до Берлина», в которой ветераны делились своими воспоминаниями о днях, проведенных на фронте.
Перед Вами рассказ одного из них - Евгения Михайловича Попова.
Родился 15 ноября 1916 года. Ветеран Великой Отечественной войны. Воинское звание: военный техник 2-го ранга.
Период службы в армии - с 10 июля 1941 г. по 4 апреля 1946 г.
Июль 1941 г. - октябрь 1941 г. - курсант курсов при Военно-инженерной академии г. Москвы.
Октябрь 1941-декабрь1941 г. - группа особого заграждения г. Москвы.
Декабрь 1941 г. - июнь 1942г. - командир технического взвода 122 мот. инженерного батальона Западного фронта.
Июнь 1942 г.-январь 1943 г. - техник-дефектовщик14-й армейской трофейной роты 39-й армии Калининского фронта.
Январь-март 1943 г. - командир взвода хлебопечения 289 полевого автохлебозавода 39 армии Калининского фронта.
Март - май 1943 г. - техник по инженерному имуществу 2022 военно-технического склада 39- армии Калининского фронта.
Май-ноябрь 1943 г. - техник-приемщик 948 фронтового инженерного склада Прибалтийского фронта.
Ноябрь-декабрь 1943 г. - госпиталь № 1480 - на излечении после болезни.
Декабрь 1943 г.-апрель 1944 г. - техник-дефектовщик 16 армейской трофейной роты 4 ударной армии I Прибалтийского фронта.
Апрель-ноябрь 1944 г. - курсант курсов мл.лейтенантов I Прибалтийского фронта.
Ноябрь 1944 - декабрь 1944 г. - командир стрелкового взвода 819-го стрелкового полка 158-й СД Ленинградского фронта.
Декабрь 1944 г. - февраль 1945 г. – на излечении после ранения.
Февраль-июнь 1945 г. - слушатель курсов усовершенствования офицерского состава Ленинградского фронта.
Июнь 1945 г.- апрель 1946 г. - командир стрелкового взвода 1190 стрелкового полка 357 СД Туркестанского военного округа.
Награжден медалями «За победу над Германией», «30 лет Победы в Великой Отечественной войне», а также юбилейными медалями, вручаемыми участникам ВОВ.
С сентября 1949 г. по 1986 г. работал в ТПИ ассистентом, затем ст. преподавателем на кафедре графики и начертательной геометрии.
С 1986 г. - на пенсии.
Евгений Попов успел до фронта получить диплом по самой мирной профессии, а на войне пришлось овладеть самой опасной. Выпускник Московского технологического института пищевой промышленности по специальности «Мукомольно-крупяное производство» стал специалистом по минированию дорог, устройствам завалов и рвов посредством взрывов. На фронт попал в Подмосковье.
- В середине декабря, - вспоминает Евгений Михайлович, - меня направили в 122-й легкоинженерный батальон командиром технического взвода. Декабрь 1941 года был под Москвой холодный и снежный. Для нас это было дополнительной трудностью, так как приходилось заниматься разминированием минных полей, заложенных нашими войсками еще при отступлении.
Немцев гнали от Москвы, и нам надо было срочно расчищать дороги и поля для продвижения наших войск. 122 батальон, как выяснилось, ставил здесь мины осенью, еще до снега, когда противотанковые мины закапывались под землю. Теперь же обнаружить их и выколупать из-под глубокого снега и замерзшей земли было трудно. К тому же никаких схем и ориентиров не сохранилось. Но был у нас младший лейтенант, который участвовал в минировании этих мест, и он помнил примерное расположение полей.
Однако мины, «захороненные» в деревянных ящиках для того, чтобы немцы не обнаружили их миноискателями, стали теперь проблемой и для нас. Пришлось пользоваться обычными железными щупами и вилами и при обнаружении ящиков разгребать снег и землю руками, чтобы осторожно вынуть мину. В некоторых местах дороги мины находились во льду и откапывать их было особенно опасно. Мы с младшим лейтенантом приказали бойцам отойти подальше, а сами стали подрывать заледеневшие мины уже снятыми.
Несколько раз получилось удачно, а потом младший лейтенант обнаружил около взорванной еще одну мину. Наклонился над ней, хотел вытащить взрыватель, но раздался взрыв. Я был в нескольких шагах, и меня отбросило взрывной волной. Младший лейтенант погиб, всю силу взрыва он принял на себя. К сожалению, я даже потом не мог написать его родным о точном месте могилы, был сильно контужен и доставлен в санчасть батальона. После этого случая командир запретил нам подрывать мины, мы продолжали разминирование традиционным, хотя и более долгим способом. Ставили ограждения и указатели на тех местах, где мины было трудно извлечь.
Затем меня перевели в роту по сбору трофейного оружия и боеприпасов, в составе 39 армии. Но в начале 1943 года командование вдруг вспомнило о моей мирной специальности и направило начальником отделения хлебопечения 289-го полевого автохлебозавода. Однако в мае 1943 года меня вновь направили разбираться с трофейной техникой на большой фронтовой инженерный склад, куда попали также немецкие противотанковые мины и авиабомбы. Однажды при приемке груза одна из мин взорвалась. В тот момент груз принимал мой сменщик, я же руководил работами на другом месте, хотя и недалеко. Вновь судьба меня хранила, а сменщик при взрыве погиб. У меня было ощущение, что «минная смерть» преследовала меня. Впрочем, это чувство, наверное, есть у всех саперов.
В 1944 году я попал в пехоту на Прибалтийский фронт. Был командиром стрелкового взвода в 158-й дивизии. При взятии города Салдус, в Латвии, был ранен осколком снаряда, лежал в госпитале. После войны служил в Туркестане. Демобилизовался, приехал в Томск к родным. Преподавал сначала в политехническом техникуме, а затем перешел в ТПУ на кафедру начертательной геометрии и графики, где и работал до выхода на пенсию.