Фридрих Липс - Народный артист РФ, профессор Российской Академии музыки им. Гнесиных. Выдающийся музыкант современности, желанный гость лучших музыкальных сцен мира. В программу, прозвучавшую в рамках цикла \"Выдающиеся музыканты современности в Международном культурном центре ТПУ\", Фридрих Липс включил сочинения Л.Бельмана, Ф.Шуберта, А.Пьяццоллы, И.Штрауса. По давней традиции творческих встреч наш гость выступил и вместе с Томским Муниципальным Русским оркестром Международного культурного центра ТПУ (дирижер - обладатель специального приза Всероссийского конкурса Ольга Алешина), исполнив концерт для бандонеона А.Пьяццоллы.
Корр.: - Фридрих Робертович! В Ваших программах постоянно звучит современная музыка, в том числе - сочинения Э.Денисова, С.Губайдуллиной. Откуда подобная страсть к музыкальной современности?
Ф.Л.: - Композиторы всегда писали \"современную\" музыку. Просто в эпоху барокко или классицизма не было баяна. Писали для органа, скрипки… В ХХ веке баян появился, но исполнители старшего поколения не смогли заинтересовать, увлечь этим инструментом таких мэтров, как Д.Шостакович, С.Прокофьев и т.д. В моей практике однажды случился перелом. Я стал играть сочинения прекрасного композитора В.Золотарева в Союзе композиторов СССР. А там в это время часто бывали С.Губайдуллина, А.Шнитке.
Корр.: - У вас состоялись творческие контакты с Альфредом Шнитке?
Ф.Л.: - Конечно. И не только с ним. Я исполнил премьеры более 70 сочинений современных авторов. Недавно в Лондоне вместе с оркестром Би-Би-Си я сыграл концерт \"Под знаком скорпиона\" С.Губайдуллиной. Премьера сочинения до этого состоялась в Стокгольме. У С.Губайдуллиной немало произведений для баяна, и практически все они посвящены мне. Я не просто поклонник современной музыки. Мой интерес к ней естественен. После победы на Международном конкурсе в Клингентале (Германия) я не знал, что играть? Стал исполнять клавесинистов, сочинения О.Мессиана, которые тогда никто не знал. А затем началось мое увлечение современной музыкой. Среди авторов был и ваш земляк - Эдисон Васильевич Денисов. Я бывал у него в доме, играл ему. Он сочинял для меня. Вместе с Марком Пекарским мы играли его сочинение под названием \"Пароход плывет мимо пристани\".
\"Моими\" авторами стали Р.Леденев, Е.Подгайц, Т.Сергеева.
Корр.: - Для современных композиторов Вы стали \"проводником\" их интереса к баяну. Интересны ли им домры, балалайка, гусли?
Ф.Л.: - Этот интерес во многом идет от баяна. Он \"побогаче\" своими выразительными возможностями. Но после того, как я вовлек композиторов в нашу среду, они стали бывать на наших концертах, услышали замечательных исполнителей, стали писать для домр, балалаек. И сказали о молодых \"народниках\", что они - более увлеченные люди, чем скрипачи или пианисты.
Корр.: - В 60-е годы Вы победили на самых престижных конкурсах. Нынче исполнительских конкурсов не сосчитать. Как Вы к ним относитесь?
Ф.Л.: - Когда мы с друзьями вернулись из Германии, нас принимала у себя министр культуры СССР Е.Фурцева! О лауреатах конкурсов писали лучшие газеты и журналы! Сейчас этот \"жанр\" превращен в \"конвейер\".
Корр.: - Зачем же сейчас нужны конкурсы?
Ф.Л.: - Без них в жизнь пробиваются единицы - подобно легендарному Жене Кисину. Подавляющему большинству молодых ребят приходится утверждать себя именно на конкурсах - тогда их \"слышат\".
Корр.: - И все-таки вернемся к \"главной теме\": почему вашим избранником стал баян?
Ф.Л.: - Мой отец (он был шахтером ) играл на скрипке, виолончели (которую, кстати, сам и сделал!), а также на трубе, мандолине. Его любимцем был баян, который однажды \"перекочевал\" ко мне на колени…
Корр.: - Как профессор, педагог - Вы довольны своими учениками?
Ф.Л.: - Их много, они очень хорошие. Только что двое из них победили на престижных международных конкурсах.
Корр.: - Вы спокойны за баян и его будущее?
Ф.Л.: - Да!
Материал подготовила Вера ТИМОФЕЕВА.