Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Делу - нет границ

К 80-летию Виктора Прохоровича Пономарёва

Родился 16 ноября 1927 года в Башкортостане.

В 1948-м с отличием окончил Томский машиностроительный техникум.

С 1948-го по 1952-й работал техником-технологом на ГПЗ-5.

С 1957 по 1974 - инженер, старший инженер, аспирант, старший научный сотрудник НИИ ядерной физики при ТПИ.

С 1974 года работает в Томском политехническом, доцент кафедры физической электроники, доцент кафедры промышленной и медицинской электроники.

Кандидат технических наук, доцент, 45 научных трудов.

За восемь десятков лет так много произошло, что, казалось бы, можно потеряться в обилии дат и событий. Но память - штука интересная. Иногда бывает, чем дальше событие, тем ярче воспоминание о нём. Вот одна за другим, помимо воли, встают картины предвоенных лет.

Тогда абсолютно всех мальчишек Тогурской начальной школы - казалось бы, совсем ещё дети - готовили к предстоящей войне: учили стрелять. Нередко можно было видеть, как отряд юных бойцов в пионерских галстуках и противогазах марширует по родному посёлку, что делать - учения по противохимической подготовке.

В 40-м семья - пятеро по лавкам, отец и мать - перебралась в районный центр Колпашево. Оканчивал шестой класс, когда по радио объявили о вероломном нападении на Советский Союз гитлеровской армады. Учился в седьмом и работал на торфозаготовках. Отца призвали в РККА, в 42-м комиссовали по состоянию здоровья, направили в Томск, на эвакуированный из Москвы завод \"Богатырь\".

Помнится, что в тот год почему-то не уродилась картошка. Мать с пятью ртами работать, понятное дело, не могла. Оставался только хлеб - по карточкам: 300 грамм на иждивенца. Отец как работник номерного оборонного завода, конечно же, паёк получал, но из Томска его ещё надо было как-то переправить… В общем, жили голодно.

В декабре 43-го получил паспорт, пошёл устраиваться на \"Водную базу связи\". Взяли учеником на поперечно-строгальный станок. Вскоре во всю \"строгал\" гайки, стачивал головки цилиндров от двигателей СТЗ (Сталинградский тракторный завод), ХТЗ… А как-то поехал за керосином на нефтебазу. Получить-то получил, да ручку раскрутить, чтоб двигатель завести, не смог: истощён настолько, что сил просто не хватило.

Написал отцу, что едет учиться в Томск. Интерес к машинам был, так что поступил в Томский механический техникум (на территории ГПЗ-5). Окончил, с отличием, мог бы на льготных условиях и в институт поступать. Но председатель ГЭКа - главный инженер ГПЗ-5 - сказал, мол, ещё молодой, поработай на заводе, а там - и в добрый путь.

Согласился. И поработал… В техотделе, техником-технологом курировал два цеха: разработка технологии, запуск нового оборудования и т.д. Одним словом, за 4 года в практике поднаторел. Правда, как потом выяснилось, те льготы, которые давал его \"красный диплом\", по прошествии лет уже были недействительны.

В Томский политехнический институт поступал, так сказать, на общих основаниях. Впрочем, его \"машиностроительная четырёхлетка\" прошла не зря. Постарше других, значит, ответственнее, знаний побольше, и самое главное - иной взгляд на жизнь. Так что нет ничего удивительного в том, что успешно защитил кандидатскую по теме \"Разработка и исследования замкнутых вакуумных систем индукционных ускорителей\".

Как и в том, что от машиностроительных задач (неожиданно для себя) перешёл к решению совершенно других в стенах создающегося НИИ ядерной физики. Всё это произошло, что называется, с лёгкой руки научного руководителя - заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, доктора физико-математических наук, профессора Александра Акимовича Воробьёва.

Что касается последующего периода и, в частности, работы на кафедрах ТПУ, то вся она зафиксирована в отчётах. Вот, например, один:

Из отчёта о работе доцента кафедры ПМЭ ЭФФ В.П. Пономарёва (1988 - 1993 г.г.):

\"Прочитаны курсы: \"Физические основы электронной техники\", \"Полупроводниковые приборы\", \"Электронные приборы и схемы\", \"Электроника\", \"Физические основы и компоненты электронной техники\", \"Вакуумная техника\". Среднегодовой объём учебной работы 500-650 часов. Средний объём ежегодно выполняемой госбюджетной и хоздоговорной НИР - 300 часов.

Учебно-методическая работа: разработаны четыре лабораторные работы, составлены рабочие программы и технологические карты, 8 методических пособий по курсу \"Физические основы и компоненты электронной техники\", сборник задач по курсам \"Физические основы и компоненты электронной техники\" и \"Полупроводниковые приборы\", модернизирован стенд \"Эффект Холла\" по курсу \"Физические основы и компоненты электронной техники\", переработаны четыре методических пособия лабораторных работ по курсу \"Вакуумная техника\". Воспитательная работа проводится в курируемой группе 1301. …\"

В 2004 году Виктор Прохорович стал заведовать лабораторией основ электроники и руководить учебной мастерской на ЭФФ. Сегодня доцент Пономарёв по-прежнему в строю, а значит, дело, которому он посвящает - Ни много ни мало! - вот уже полстолетия, возрасту и времени вопреки, как и прежде, имеет достойное продолжение.

А это - главное!

Записал О.Н. Плотников.