На официальном сайте Старостата ТПУ представлено лаконичное, но емкое определение этого важнейшего органа самоуправления - \"команда людей, готовых изменять этот мир к лучшему\". В любой команде есть свой лидер, связующее и направляющее звено. Кто же он, идейный вдохновитель Старостата? Знакомьтесь - Вениамин Кизеев, студент 3 курса ИММ - новоиспеченный руководитель коллектива инициативных и смелых студентов-активистов политехнического университета.
- Вениамин, ты томич? Как ты попал в политехнический университет?
- Я приехал в Томск из села Калтай после 9 класса и поступил в ТЭПЛ (технико-экономический профессиональный лицей) №11. Еще в лицее я стал лауреатом премии Думы Томской области, как юное дарование, и получил письмо из томского политехнического университета с приглашением стать студентом ТПУ.
- Что необходимо было сделать для получения этой премии, наверняка, немало?
- Нужно было представить ряд научных работ, в моем случае, это были исследования по краеведению, работы по обучению геометрии в начальной школе и другие исследования по различным тематикам. Подал заявку на участие и выиграл. К тому же, я окончил лицей с золотой медалью и занял 2-е место в областной олимпиаде по математике, поэтому передо мной были открыты двери любого факультета ТПУ. На тот момент выбор факультета был не принципиален, сейчас мне сложно сказать, почему я поступил именно в ИММ, одним из аргументов в пользу данного института был самый высокий проходной балл. Через некоторое время я понял, что не ошибся с выбором специальности, и, соответственно, с определением жизненного пути. Произошло абсолютное совпадение специфики учебного процесса, изучаемого материала (будущая специальность: \"менеджер\") и моих личных интересов и устремлений. Моя общественная деятельность и обучение в Институте международного менеджмента самым гармоничным и продуктивным образом дополнили друг друга, это как соединение двух половин единого целого.
- Вениамин, расскажи, как ты стал председателем Старостата ТПУ?
- Все началось достаточно давно: еще с 6 лет я начал посещать одновременно несколько секций: баскетбол, воллейбол, музыкальную школу, туристические кружки и т.д. Через некоторое время стал принимать активное участие в организации общественной жизни школы, приобретать навыки публичных выступлений. Я всегда был старостой сначала своего класса в школе, затем своей группы в лицее. В Старостат ТПУ я попал, естественно, благодаря ИММ и деканату, в котором, вопреки сложившимся стереотипам, царит доброжелательная и располагающая атмосфера. Я был частым гостем в деканате, меня заметили, и Алаярова Анжела Сабитовна, заместитель директора ИММ по воспитательной работе предложила мне поработать старостой факультета. Я согласился, не смотря на то, что имел достаточно смутное представление об этой деятельности. Спустя некоторое время, состоялось собрание актива института, где меня утвердили в качестве старосты ИММ. Первое время было немного сложно, так как отсутствовало отчетливое видение того, что от меня требуется. Но постепенно всё встало на свои места, сложился достаточно четкий рисунок - организация мероприятий, руководящие моменты, решение различных задач, с которыми мне придется столкнуться и в своей будущей профессиональной деятельности.
Проработав год в Старостате института, я стал заместителем его председателя - Курцевича Сергея, мы с ним очень хорошо сработались, у нас сложился удачный творческий и профессиональный тандем. После того, как Сергей, блестяще защитив квалификационную дипломную работу, стал сотрудником Сибирской аграрной компании, на очередном собрании председателем Старостата ТПУ выбрали меня. Перед тем как заступить на эту ответственную должность, я работал в различных школах студенческого актива, например, в городе Ростове тренером, кроме того, заместителем начальника лагеря по студенческому самоуправлению, организатором различных мероприятий, также принимал участие в различных форумах. В данное время продолжают поступать предложения работать в различных школах студенческого актива, а также в качестве эксперта по студенческому самоуправлению.
- Что можешь сказать о своей работе, нравится ли тебе, сталкиваешься ли на своем пути с трудностями и как их преодолеваешь?
- Признаюсь, мне очень нравится работать в Старостате. Безусловно, это большая ответственность перед всем политехническим, но наряду с этим существует огромный простор для творчества. Направлений деятельности много, основными являются следующие три: активизация общественной жизни, объединение студентов и развитие студенческого самоуправления. В данный период наша программа меняется, если раньше Старостат занимался в основном организацией мероприятий, то сейчас в МКЦ для этой цели существует своя собственная структура. В настоящее время приоритетным направлением работы Старостата является поддержка инициатив студентов, мы занимаемся поиском талантливых студентов, а также делаем акцент на развитие самоуправления в университете, на налаживание контактов с другими вузами. Мы хотим, чтобы старосты становились настоящими лидерами своих групп и могли повести за собой команду как в учебе, так и во внеучебной жизни. Хочется отметить, что ребята из ТПУ побывали в лагере актива \"Лидер\" в Ростове, я сам сначала был там участником, затем инструктором, а после - заместителем начальника лагеря.
В середине сентября этого года я участвовал на международном форуме Россия-Украина в Харькове. Меня пригласили от Российского союза молодежи и от Министерства образования поработать в качестве руководителя секции. Мы сотрудничали в паре с представителем украинской стороны. Работа была очень обширной, необходимо было продумать и четко спланировать весь ход проведения секции, в какой форме она будет проходить - либо это “круглый стол”, либо диалоговый формат, либо режим докладов. Для решения этой задачи нам предстояло в течение двух дней изучить более 60 докладов по тематике студенческого самоуправления. Итогом этой непростой и напряженной работы стало признание нашей секции самой успешной - за что мы, собственно, и получили свои награды. Будучи руководителем секции, я приобрел ценный опыт, очень плодотворным оказалось общение со студентами и сотрудниками из других вузов и городов. В ходе взаимодействия кристаллизовались новые идеи и находки, которые захотелось воплотить в нашем политехническом университете, хотя, хотелось бы отметить, что в ТПУ и без того накоплен очень большой и разнообразный багаж в этой сфере.
Также я награжден благодарственными письмами Российского союза молодежи, с которым у нас налажены тесные контакты, уверен, в будущем по многим программам нам предстоит интересная совместная работа.
- Если у тебя остается свободное от учебы и работы время, то как ты его обычно проводишь?
- Мои интересы достаточно разнообразны, я увлекаюсь туризмом, играю в баскетбол, волейбол, занимаюсь лыжами и легкой атлетикой. Также иногда с удовольствием посещаю ночные клубы города Томска.
- Вениамин, расскажи о своих дальнейших планах в качестве председателя Старостата?
- В будущем мы планируем сделать акцент на развитие научной сферы, на поиск и поддержку талантливых студентов. Также будем стремиться к минимизации существующей дистанции между администрацией и студентами, чтобы учащиеся вуза были хорошо знакомы с руководящей структурой, знали, к кому обращаться в случае возникновения проблем, чтобы были в курсе основных целей Томского политехнического. Базисная цель ТПУ - стать университетом инновационного типа. Но как выяснилось, мало кто из студентов знает, что это такое - университет инновационного типа и очень смутно представляет, что такое инновация. На различных форумах и семинарах мы задавали вопрос как студентам, так и преподавателям - \"Каким образом вы представляете себе инновацию?\" - никто, к сожалению, так и не смог на него ответить.
- А ты как трактуешь это понятие?
- Я понимаю этот термин в соответствии с тем, как он определяется в нашем университете - прежде всего, это развитие опережающей подготовки элитных специалистов и команд профессионалов мирового уровня по приоритетным направлениям науки, техники и технологий. Не так давно мы беседовали с Юрием Петровичем на эту актуальную тему - студенты многих университетов не знают, как в их альма-матер представлен инновационный аспект, и ситуация в нашем университете, к сожалению, не исключение. Но мы сейчас ведем активную работу по устранению этого пробела, рассказываем студентам, какие процессы происходят в жизни политехнического университета. Я полагаю, что учащиеся нашего вуза должны не только получать образование, но и знать, как функционирует вся структура. Ведь в будущем им предстоит работать на предприятиях, и эти знания могут оказаться очень полезными.
- Вениамин, какие качества необходимы, чтобы быть председателем Старостата?
- Для этой деятельности необходимо творческое мышление - это, по моему мнению, одно из самых важных качеств. Также нужно уметь ставить цель, предельно четко видеть путь, ведущий к ней, и твердо знать, как пройти эту дистанцию. И, конечно же, уметь вести за собой команду. На общем собрании Старостата ребята предложили мне стать председателем - на что я им ответил, что в случае моего руководства нас всех ожидает очень большой объем и плотный график работ, присутствующие единогласно согласились. Сейчас мы находимся на долгосрочном этапе реализации планов и разработки новых направлений.
- Как ты совмещаешь отличную учебу и работу?
- В моем случае нет какого-то искусственного, натужного совмещения, наоборот, максимально удачное дополнение. Я полагаю, что студент непременно должен заниматься и внеучебной деятельностью, ведь в таком случае приобретается намного более разносторонний профессиональный и житейский опыт. Я переношу приобретенные знания из одной сферы в другую. По ходу работы у меня, как у руководителя, возникает много вопросов: как организовать что-либо, как провести, как заинтересовать, как решить проблему мотивации участников и т.д. Вопросы, которые возникают в жизни, на них ответы в учебниках не даются, за помощью и консультацией я обращаюсь к своим преподавателям. В этом случае педагоги видят, что присутствует заинтересованность в учебном процессе, компетентность в изучаемой области, происходит постоянное соприкосновение с практикой, с реальными ситуациями. С одной стороны, легче и интересней учиться, с другой - легче и интересней работать.
Чтобы многое успевать, нужно уметь распределять свое время. Физической усталости я не испытываю, так как, на мой взгляд, она зависит от эмоционального состояния человека. Я занимаюсь тем, что мне нравится. Чем больше я работаю, тем больше удовлетворения я получаю, особенно когда вижу результаты прилагаемых усилий - работа становится просто в радость и в удовольствие. Учебу и Старостат невозможно отделить друг от друга, я получаю ценнейший управленческий опыт, который, несомненно, пригодится для моей будущей деятельности. То обстоятельство, что я параллельно с учебой работаю в Старостате ТПУ, позволяет мне не только получить знания и престижную специальность, но и, в свою очередь, тоже что-то дать университету, внести свой вклад в развитие родного вуза.
- Успехов!
Елена КУЧЕРЕНКО.