Докторскую диссертацию Андрей Юрьевич Трифонов защитил в 31 год, став самым
молодым профессором Томского политехнического. Сейчас он заведует кафедрой высшей
математики и математической физики. О проблемах преподавания столь непростых,
но нужных предметов, о жизни зав. кафедрой - наш сегодняшний разговор.
После
школы Андрей Юрьевич поступил на физический факультет Томского государственного
университета. Это, конечно, были уже не 60-е годы, когда профессия физика была
овеяна романтическим ореолом, но всё же... всё же... Впрочем, все привлекавшие
Трифонова специальности крутились вокруг физики и математики. После окончания
физфака, а затем и аспирантуры в 25 лет Андрей Юрьевич защитил в ТГУ кандидатскую
диссертацию, и в 1989 году пришел ассистентом в Томский политехнический институт.
И вот с этого места, пожалуй, поподробнее.
- Заметна ли была разница между государственным университетом и политехническим?
- Она и сейчас заметна. На мой взгляд, в ТГУ больше хаотичности, а в ТПУ больше
порядка. Что касается преподавания физико-математических дисциплин, то в ТГУ
оно носит более фундаментальный характер, тем не менее, в политехническом с
некоторых точек зрения, оно было поставлено лучше. Прежде всего, это касается
практических занятий, которые более основательно продуманы и методически обеспечены.
Например, здесь хорошо развита система индивидуальных заданий и все настроено
на то, чтобы каждый смог разобраться в предмете. Мы стараемся сохранять и использовать
наработки старшего поколения политехников. В госуниверситете же, видимо, изначально
рассчитывают на более сильного студента.
- Насколько я понимаю, высшая математика - это не тот предмет, который студенты
обожают. Как чаще к нему относятся - обреченно или с пониманием?
- Кто как. Ко многим понимание приходит позже. Некоторые студенты уже старших
курсов, которые долго ТтянулиУ со сдачей экзаменов, говорят: да, нас надо было
так загружать, иначе мы бы ничему не научились.
- Студенты ваших лет учебы сильно отличаются от нынешних?
- Сравнивать поколения - дело неблагодарное. Все зависит от конкретного
студента. В середине прошлого десятилетия у них превалировало чувство обреченности:
впихнули тебя в систему, и ты обязан учиться. Могу отметить, что в последние
годы у студентов появилось ощущение, что образование необходимо. Другое дело,
что школьная подготовка в целом падает, но желание учиться компенсирует некоторые
пробелы в знаниях. В принципе, если человек хочет чему-то научиться, ему ничто
не помешает.
- Вернемся к вашему процессу обучения, если это можно так назвать...
- До 1995 года я был ассистентом, затем старшим преподавателем, доцентом,
докторантом, в 95-м защитил докторскую диссертацию, в том же году стал профессором.
- Вы стали самым молодым профессором политехнического, и этот своеобразный
рекорд так и не побит. Почему, на ваш взгляд?
- Это связано со следующим: в ТПУ основные исследования ведутся в экспериментальном
ключе, а эксперимент требует времени - нужно провести его, обработать, внедрить.
Математика же или теоретическая физика упираются, прежде всего, в человека и
в научную школу, которую он прошел. Это можно видеть на примере нашей кафедры.
В Томске сложилась школа теоретической физики, и многие её ТвыпускникиУ работают
у нас. По среднему возрасту доцентов и профессоров кафедра одна из самых молодых
в университете. Очень надеемся, что в апреле этого года защитит докторскую диссертацию
Антон Владимирович Галажинский, а ему всего тридцать. Нашей общей проблемой
еще несколько лет назад было то, что молодежь неохотно шла в науку, но сейчас
это положение начинает выправляться - во многом благодаря активной поддержке
руководства вуза.
- Сейчас, когда вы заведуете кафедрой, вам приходится заниматься и преподавательской,
и научной, и административной работой. Какая из этих составляющих лично вам
наиболее важна?
- Конечно же, научная и учебная, а административная работа - важна она
или не важна для меня лично - выполнять ее приходится. Она отнимает больше времени,
чем хотелось бы, хотя может быть, я еще не вник до конца во все ее тонкости.
Впрочем, подозреваю, что если вникнуть - это будет отнимать времени еще больше.
- Сейчас ваша кафедра стала выпускающей, появились свои студенты. Работа
ваших преподавателей в связи с этим каким-то образом изменилась?
- Мы подобрали себе направление, которое нам наиболее подходит: математические
методы в экономике. В экономике есть наука, которая основана на весьма серьезной
математике. Поскольку эта математика так же широко используется в статистической
физике и квантовой теории поля, то многие физики-теоретики в настоящее время
профессионально занимаются моделированием экономических процессов (в том числе,
и в ведущих мировых компаниях). Есть все основания утверждать, что наши выпускники
будут работать по специальности. Конечно, работы у коллектива кафедры прибавилось,
но с работой всегда лучше, чем без нее.
- Курсы по математике и математической физике - сейчас это больше мел и доска
или компьютер?
- У разных курсов - разные задачи. В одних компьютеризация облегчила жизнь,
а в других - не придумано ничего лучше мела (или фломастера) и доски, ручки
и тетрадки. Конечно, появилась техника, которая позволяет решать некоторые задачи
не за годы, а за минуты. Возросла скорость решения задач, но это само по себе
к математике не добавляет ничего. Поэтому требования к математической подготовке
остались те же. Использовать пакет прикладных программ может любая домохозяйка
нажатием кнопки, а выпускник ТПУ должен уметь сформулировать задачу на языке,
понятном компьютеру, и суметь проанализировать, насколько реально компьютер
с этой задачей справился. Сейчас возник уклон в сторону виртуальных демонстраций
и лабораторных работ, и с этим, мне кажется, не надо переусердствовать, потому
что в реальных демонстрациях на лекции или в лабораторных работах демонстрируется
природа (это реальная жизнь), а в виртуальных, даже самых изощренных, только
то, что компьютеру запрограммировали.
- Насколько я знаю, сейчас количество часов на математику сокращено в связи
с переходом с 28-ми на 23-х часовую рабочую неделю.
- Сокращение аудиторных занятий направлено на самостоятельную работу студентов,
но я не уверен, что в данных условиях оно оправдано. Такая система предполагает
значительный отсев. Если же мы хотим, чтобы хотя бы половина студентов заканчивала
вуз, их нужно сначала научить работать самостоятельно и через какие-то ответственные
моменты буквально провести за руку. На мой взгляд, лекции очень важны. Через
записывание передается до 30 процентов информации. Думая вместе с преподавателем,
когда тот объясняет задачу у доски, студент усваивает много больше, чем работая
в одиночку. Весь процесс обучения, по сути, состоит в длительном общении с квалифицированными
специалистами. И даже ошибка на лекции в конечном итоге может оказаться для
развития студента значительно полезней, чем грамотно написанный в учебнике параграф.
Кроме того, увеличение доли самостоятельной работы в процессе обучения предполагает
наличие учебников и учебных пособий более подробных, и, следовательно, более
объёмных, чем те которые мы использовали ранее. В методическом обеспечении появляется
пробел между студентом и классическими учебниками, который раньше заполнялся
аудиторными занятиями. Кроме того, математика - это Тязык, на котором говорят
все точные наукиУ, а для изучения языка необходима языковая среда. Нам не дано
предугадать, к какой конкретно работе мы готовим выпускника. Сплошь и рядом
они трудятся по другим специальностям. Поэтому человек должен получить в первую
очередь фундаментальное образование - математика, физика, химия, и тогда он
освоит все смежные области, которые встретятся в его работе. Я уверен, что часы
базисных курсов нужно, наоборот, увеличивать.
- И напоследок, ваши пожелания университету.
- Политехнический динамично развивается. Заметен перелом, который произошел
за последнее десятилетие - ТПУ в планах выпускников школ стал занимать соответствующее
очень достойное место. Это связано, во-первых, с востребованностью инженерного
образования, во-вторых, с внешним видом нашего вуза, с оборудованием лабораторий.
За последние несколько лет на лабораторную базу кафедр физики и химии израсходовано
более шести миллионов рублей. Вы видите, что изменился даже внешний вид кафедр
математики. Слов нет, это меньше чем хотелось бы, но другим вузам такое и не
снилось. Видно же, что если есть средства на поддержание вуза, то и на развитие
образования тоже найдутся. Поэтому хотелось бы, чтобы ТПУ не снижал набранной
высоты, развивался дальше. Я в политехническом прошел путь от ассистента до
профессора, и во все периоды ТПУ был и остается моим домом, чего желаю и другим.
Яна АНЕЧКИНА