Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Быть с математикой на «Ты»

Докторскую диссертацию Андрей Юрьевич Трифонов защитил в 31 год, став самым молодым профессором Томского политехнического. Сейчас он заведует кафедрой высшей математики и математической физики. О проблемах преподавания столь непростых, но нужных предметов, о жизни зав. кафедрой - наш сегодняшний разговор.

После школы Андрей Юрьевич поступил на физический факультет Томского государственного университета. Это, конечно, были уже не 60-е годы, когда профессия физика была овеяна романтическим ореолом, но всё же... всё же... Впрочем, все привлекавшие Трифонова специальности крутились вокруг физики и математики. После окончания физфака, а затем и аспирантуры в 25 лет Андрей Юрьевич защитил в ТГУ кандидатскую диссертацию, и в 1989 году пришел ассистентом в Томский политехнический институт.

И вот с этого места, пожалуй, поподробнее.

- Заметна ли была разница между государственным университетом и политехническим?

- Она и сейчас заметна. На мой взгляд, в ТГУ больше хаотичности, а в ТПУ больше порядка. Что касается преподавания физико-математических дисциплин, то в ТГУ оно носит более фундаментальный характер, тем не менее, в политехническом с некоторых точек зрения, оно было поставлено лучше. Прежде всего, это касается практических занятий, которые более основательно продуманы и методически обеспечены. Например, здесь хорошо развита система индивидуальных заданий и все настроено на то, чтобы каждый смог разобраться в предмете. Мы стараемся сохранять и использовать наработки старшего поколения политехников. В госуниверситете же, видимо, изначально рассчитывают на более сильного студента.

- Насколько я понимаю, высшая математика - это не тот предмет, который студенты обожают. Как чаще к нему относятся - обреченно или с пониманием?

- Кто как. Ко многим понимание приходит позже. Некоторые студенты уже старших курсов, которые долго ТтянулиУ со сдачей экзаменов, говорят: да, нас надо было так загружать, иначе мы бы ничему не научились.

- Студенты ваших лет учебы сильно отличаются от нынешних?

- Сравнивать поколения - дело неблагодарное. Все зависит от конкретного студента. В середине прошлого десятилетия у них превалировало чувство обреченности: впихнули тебя в систему, и ты обязан учиться. Могу отметить, что в последние годы у студентов появилось ощущение, что образование необходимо. Другое дело, что школьная подготовка в целом падает, но желание учиться компенсирует некоторые пробелы в знаниях. В принципе, если человек хочет чему-то научиться, ему ничто не помешает.

- Вернемся к вашему процессу обучения, если это можно так назвать...

- До 1995 года я был ассистентом, затем старшим преподавателем, доцентом, докторантом, в 95-м защитил докторскую диссертацию, в том же году стал профессором.

- Вы стали самым молодым профессором политехнического, и этот своеобразный рекорд так и не побит. Почему, на ваш взгляд?

- Это связано со следующим: в ТПУ основные исследования ведутся в экспериментальном ключе, а эксперимент требует времени - нужно провести его, обработать, внедрить. Математика же или теоретическая физика упираются, прежде всего, в человека и в научную школу, которую он прошел. Это можно видеть на примере нашей кафедры. В Томске сложилась школа теоретической физики, и многие её ТвыпускникиУ работают у нас. По среднему возрасту доцентов и профессоров кафедра одна из самых молодых в университете. Очень надеемся, что в апреле этого года защитит докторскую диссертацию Антон Владимирович Галажинский, а ему всего тридцать. Нашей общей проблемой еще несколько лет назад было то, что молодежь неохотно шла в науку, но сейчас это положение начинает выправляться - во многом благодаря активной поддержке руководства вуза.

- Сейчас, когда вы заведуете кафедрой, вам приходится заниматься и преподавательской, и научной, и административной работой. Какая из этих составляющих лично вам наиболее важна?

- Конечно же, научная и учебная, а административная работа - важна она или не важна для меня лично - выполнять ее приходится. Она отнимает больше времени, чем хотелось бы, хотя может быть, я еще не вник до конца во все ее тонкости. Впрочем, подозреваю, что если вникнуть - это будет отнимать времени еще больше.

- Сейчас ваша кафедра стала выпускающей, появились свои студенты. Работа ваших преподавателей в связи с этим каким-то образом изменилась?

- Мы подобрали себе направление, которое нам наиболее подходит: математические методы в экономике. В экономике есть наука, которая основана на весьма серьезной математике. Поскольку эта математика так же широко используется в статистической физике и квантовой теории поля, то многие физики-теоретики в настоящее время профессионально занимаются моделированием экономических процессов (в том числе, и в ведущих мировых компаниях). Есть все основания утверждать, что наши выпускники будут работать по специальности. Конечно, работы у коллектива кафедры прибавилось, но с работой всегда лучше, чем без нее.

- Курсы по математике и математической физике - сейчас это больше мел и доска или компьютер?

- У разных курсов - разные задачи. В одних компьютеризация облегчила жизнь, а в других - не придумано ничего лучше мела (или фломастера) и доски, ручки и тетрадки. Конечно, появилась техника, которая позволяет решать некоторые задачи не за годы, а за минуты. Возросла скорость решения задач, но это само по себе к математике не добавляет ничего. Поэтому требования к математической подготовке остались те же. Использовать пакет прикладных программ может любая домохозяйка нажатием кнопки, а выпускник ТПУ должен уметь сформулировать задачу на языке, понятном компьютеру, и суметь проанализировать, насколько реально компьютер с этой задачей справился. Сейчас возник уклон в сторону виртуальных демонстраций и лабораторных работ, и с этим, мне кажется, не надо переусердствовать, потому что в реальных демонстрациях на лекции или в лабораторных работах демонстрируется природа (это реальная жизнь), а в виртуальных, даже самых изощренных, только то, что компьютеру запрограммировали.

- Насколько я знаю, сейчас количество часов на математику сокращено в связи с переходом с 28-ми на 23-х часовую рабочую неделю.

- Сокращение аудиторных занятий направлено на самостоятельную работу студентов, но я не уверен, что в данных условиях оно оправдано. Такая система предполагает значительный отсев. Если же мы хотим, чтобы хотя бы половина студентов заканчивала вуз, их нужно сначала научить работать самостоятельно и через какие-то ответственные моменты буквально провести за руку. На мой взгляд, лекции очень важны. Через записывание передается до 30 процентов информации. Думая вместе с преподавателем, когда тот объясняет задачу у доски, студент усваивает много больше, чем работая в одиночку. Весь процесс обучения, по сути, состоит в длительном общении с квалифицированными специалистами. И даже ошибка на лекции в конечном итоге может оказаться для развития студента значительно полезней, чем грамотно написанный в учебнике параграф. Кроме того, увеличение доли самостоятельной работы в процессе обучения предполагает наличие учебников и учебных пособий более подробных, и, следовательно, более объёмных, чем те которые мы использовали ранее. В методическом обеспечении появляется пробел между студентом и классическими учебниками, который раньше заполнялся аудиторными занятиями. Кроме того, математика - это Тязык, на котором говорят все точные наукиУ, а для изучения языка необходима языковая среда. Нам не дано предугадать, к какой конкретно работе мы готовим выпускника. Сплошь и рядом они трудятся по другим специальностям. Поэтому человек должен получить в первую очередь фундаментальное образование - математика, физика, химия, и тогда он освоит все смежные области, которые встретятся в его работе. Я уверен, что часы базисных курсов нужно, наоборот, увеличивать.

- И напоследок, ваши пожелания университету.

- Политехнический динамично развивается. Заметен перелом, который произошел за последнее десятилетие - ТПУ в планах выпускников школ стал занимать соответствующее очень достойное место. Это связано, во-первых, с востребованностью инженерного образования, во-вторых, с внешним видом нашего вуза, с оборудованием лабораторий. За последние несколько лет на лабораторную базу кафедр физики и химии израсходовано более шести миллионов рублей. Вы видите, что изменился даже внешний вид кафедр математики. Слов нет, это меньше чем хотелось бы, но другим вузам такое и не снилось. Видно же, что если есть средства на поддержание вуза, то и на развитие образования тоже найдутся. Поэтому хотелось бы, чтобы ТПУ не снижал набранной высоты, развивался дальше. Я в политехническом прошел путь от ассистента до профессора, и во все периоды ТПУ был и остается моим домом, чего желаю и другим.

Яна АНЕЧКИНА