Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

НИИ ВН: «Время Высокого Напряжения»

- Владимир Васильевич, последнее время стали говорить об отделении Научно-исследовательских институтов от университета. Вы как к этим слухам относитесь?

- Если НИИ будут отделены от университета, то пострадают обе стороны. Мне кажется, что эти разговоры искусственны. Институтам необходимо быть самостоятельными юридическими лицами и они ими были. Чтобы обойти возникшее противоречие с новым Гражданским Кодексом, необходимо лишь, чтобы НИИ получали бюджетное финансирование не через университет, а непосредственно из Министерства образования. Одновременно мы должны укрепить связь НИИ-университет, которая ослабла в последнее, нелегкое для НИИ десятилетие. Как только экономика России начала подниматься, разработки институтов стали востребованными. Институты стали нуждаться в молодых сотрудниках, выпускниках университета. С другой стороны, НИИ принимали и принимают участие в обучении, поскольку обладают более современным оборудованием и аппаратурой. Это часть лабораторных работ, учебно-исследовательская работа студентов, все виды практик, подготовка выпускных бакалаврских и дипломных (инженерных) работ, магистерских диссертаций и, конечно, аспирантура и докторантура. Грех не пользоваться услугами научных сотрудников-профессионалов и для чтения лекций. К сожалению, НИИ нашего города теряют льготы по освобождению от части местных и федеральных налогов, нас перестали считать образовательным учреждением, хотя по сути мы являемся неотъемлемой частью университета.

- В коридоре сейчас встретил целую группу студентов...

- Все так. Некоторые кафедры университета очень тесно взаимодействуют с НИИ Интроскопии, НИИ Высоких Напряжений, кроме того, у нас делают дипломные работы много студентов ТУСУРа. Это взаимовыгодный процесс. Мы нуждаемся в молодых сотрудниках для создания инновационных научно-технических продуктов. Кстати, внедрение их идет непросто, фактически мы работаем бесприбыльно.

- Но они же есть?

- Конечно. Например, установки водоочистки. В двух вариантах технологии - озонной и электроразрядной. Довольно эффективные разработки. Но парадокс. Мы уже видим, что не хватает знаний, которые годами нарабатывали. Надо возвращаться к началу, к фундаментальным исследованиям. Вкладывать средства в науку. А эти вложения быстро не окупятся.

Следующее направление - установки электроразрядных технологий. Многообещающие результаты получены в резании очень твёрдых материалов природного и неприродного происхождения. Вплотную подошли к тому, чтобы создавать промышленную установку, которая позволит весьма эффективно резать щели в горных породах, бетоне; например, для ремонта взлётно-посадочных полос аэродромов.

Есть интересная работа по электроразрядной очистке: \"Всего - от всего\", условно говоря. Так для Муниципального Предприятия \"Томскводоканал\" создали установку очистки дренажных труб \"скорых фильтров\". Дренаж может располагаться в бетоне и обрастает изнутри отложениями железа. Ремонт: бетон ломать; трубы - вырезать. Затраты огромные, период ремонта - немалый, да и хлопотно всё это. А мы им аппарат сделали. Очистка дренажа одного фильтра всего лишь за два дня. Затраты - на один-два порядка ниже.

- Вы упоминали о студентах в стенах НИИ ВН. А где же ваши молодые ученые?

- Мы, наверное, самые первые в Томске полтора года назад создали в НИИ ВН фонд молодых учёных имени Александра Акимовича Воробьёва. Все подразделения института отчисляют средства в этот фонд. Причем лаборатории, которые НЕ ПРИВЛЕКАЮТ молодежь, мало занимаются научной работой, а больше тиражированием и продажей разработок, и больше отчисляют в фонд. Такие условия.

Затем уже внутри института провели конкурс на получение грантов для молодых ученых. Дипломник ты или аспирант, докторант или сотрудник института до 35 лет, если удалось защитить свой проект на семинаре, то обеспечен грантом на один год. Как правило, мы настаиваем на том, чтобы проект был не просто инновационным, но должен содержать \"ноу-хау\", или фундаментальное исследование.

Половину гранта на полгода выдали, затем промежуточная защита. Если комиссия одобряет, то получает вторую часть. Воспользоваться средствами возможно только грантополучателю. И соответственно, эти 20-30 тысяч он тратит на свой персональный проект. Мало того, в \"Положении\" получения грантов записано: \"аспирант должен привлечь к работе студентов-УИРовцев, практикантов или дипломников; докторант должен привлечь к работе аспирантов». В общем, стимулируем вовлечение молодежи в науку.

- Ну и как? Оправдывает себя?!

- На мой взгляд, да. Во всяком случае, увидели, как у институтской молодежи глаза загорелись.

- У скольких загорелись???

- Было 13 грантов. Правда, лабораториям пришлось деньги от себя оторвать, чтобы у фонда молодых было солидное наполнение. Если перемножить на число выигранных грантов, то сумма немалая.

- Нет, я бы перемножал - на головы молодых ученых.

- Для нас действительно важно, чтобы в НИИ приходили молодые напористые ребята. Проблема омоложения науки - остро стоит и для нашего института, и для других НИИ и академических институтов. В этом году нам удалось провести конкурс грантов, и 14 курсантов уже выиграли их. И надо сказать, с большим эффектом. На прошлом конкурсе не все благополучно защищали проекты. Но соискатели быстро учатся. И в 2002-ом - все успешно прошли защиту на семинаре, получили гранты.

- Как ваши международные связи?

- Развиваются. Работы по электроразрядному резанию проходят в содружестве с Дрезденским техническим университетом. И оплачиваются им же. В России, к сожалению, невозможно найти заказчика, который бы согласился вложить деньги не в готовый продукт. Даже на стадии завершения никто не спешит участвовать. Поэтому, в данном случае, платит немецкая сторона.

Имеем долгосрочные отношения с международной лабораторией Ниигаты. Не случайно директор лаборатории Кен Уемура - почетный профессор Томского Политехнического Университета. В содружестве работаем над синтезом алмазоподобных плёнок в газовом разряде. Это материалы, которые используются как покрытия с уникальными свойствами. К примеру, если на магнитную плёнку нанести алмазоподобное покрытие, то ее качество и срок службы значительно вырастут. Работа эта как в части разработки технологии, так и в изготовлении импульсного генератора ведется у нас. И в Японии работают сейчас два наших сотрудника.

С Институтом мощной высоковольтной техники университета Карлсруэ давние связи. Работы по исследованиям электрических разрядов в конденсированных диэлектриках. Очень высокая научная продуктивность этих работ. Эксперименты проводятся в Германии, а за нами – компьютерное моделирование.

Там же сейчас учатся магистранты ТПУ. В частности, с кафедры ТЭВН двое молодых людей проходят магистерскую подготовку. Стоит отметить работу по гранту Международного Научно-Технического Центра. Это лазерно-искровая система молниезащиты. Мы много лет назад разработали мощные импульсные лазеры. С их помощью создаем лазерную искру. А с помощью трехмегавольтного генератора - искусственную молнию. В нашем высоковольтном зале провели серию экспериментов, которые показали, что такая система защиты очень ответственных объектов, например, атомных станций, может быть создана. И сейчас нужны серьёзные финансовые средства, чтобы воплотить эту идею уже не на модели, а на реальном объекте.

Записал Плотников. О. Н.