Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Прикладная филология и инженерное образование

Современному российскому обществу и государству необходимо восстанавливать и развивать сильную промышленность, а сделать это возможно только на основе технологий XXI века. Поэтому сегодня остро необходим российский инженер нового типа - специалист, отвечающий требованиям, предъявляемым обществом.

Осознав это раньше многих, Томский политехнический университет поставил перед собой задачу профессиональной подготовки студентов в области иностранного языка.

Обучить студента-«технаря» свободному владению иностранным языком, безусловно, задача беспрецедентная, поэтому ее решение опирается в ТПУ на инновационные разработки в области лингвистики и методики преподавания иностранных языков.

Именно этому была посвящена IV Международная научно-практическая конференция «Прикладная филология и инженерное образование», которая прошла с 7 по 10 февраля 2006 года на базе Института языковой коммуникации ТПУ. Конференция, приуроченная к 110-летию образования ТПУ и 100-летию первого выпуска сибирских инженеров, явилась очередной ступенью в развитии языковой подготовки студентов технического вуза, призванной помочь его выпускникам быть конкурентоспособными на российском и международном рынках труда.

Как и на трех предыдущих одноименных конференциях, обсуждались вопросы, связанные с развитием нового научного направления и профессионально-ориентированной языковой подготовкой современного российского инженера.

Однако, прошедшая в этом году конференция имела свои особенности, о которых мы побеседовали с к.ф.н., доцентом, заведующей кафедрой АЯ № 1, заместителем директора ИЯК по научной работе Инной Алексеевной Черемисиной.

По ее словам, нынешняя конференция отличалась главным образом тем, что география участников стала намного шире. В работе конференции приняли участие ученые из Великобритании, Германии, Канады, Японии, а также из таких городов Российской Федерации, как Абакан, Барнаул, Казань, Кемерово, Комсомольск-на-Амуре, Красноярск, Москва, Новосибирск, Омск, Пенза, Таганрог, Тамбов, Тверь, Томск, Тюмень, Уфа, Чита.

Всего в конференции приняло участие 353 человека. Кроме того, усложнилась сама структура конференции. Эта отличалась необыкновенным разнообразием своих форм: в её рамках состоялись семинары, презентации, творческие мастерские, «круглые столы», мастер-классы, работало 5 секций. Оживленные научные дискуссии развернулись по вопросам использования современных образовательных и информационных технологий в преподавании иностранного языка, по проблемам профессионально-ориентированного обучения языку в техническом вузе, по вопросам взаимосвязи фундаментальных и практико-ориентированных исследований в современной педагогике, лингвистике и лингводидактике.

Примечательно, что у гостей конференции была возможность узнать о последних достижениях в обучении языку не только из уст непосредственных участников, но и из представленного на конференции корпуса новейшей литературы, отражающей многолетний опыт сотрудников ИЯК. На выставке-ярмарке, представленной в УМЦЯП корпуса №7, все желающие могли познакомиться с уникальными учебными пособиями и теоретической литературой, посвященной преподаванию иностранных языков. Стараниями оргкомитета конкурса - Г.А. Селивановой, А.Г. Шушаникова, И.В. Ельцовой и других - к началу конференции был опубликован сборник материалов. В свободное от обсуждения научных проблем время все желающие посетили НТБ, Музей истории ТПУ.

В Международном культурном центре ТПУ состоялось торжественное открытие конференции. С приветственным словом к участникам обратился проректор по стратегическому управлению ТПУ А.И. Чучалин, подчеркнувший значимость решения проблем прикладной филологии в деле завоевания лидирующих позиций в международном научно-образовательном пространстве. Участники и гости конференции с интересом слушали доклады Милана Милошевича (Торонто, Канада), Е.Г. Новиковой, Ш.С. Ройза (Томский политехнический университет), Штефана Карша (ДААД, Германия) и др.

Учёные, открывшие работу конференции, показали, насколько серьёзно, многоаспектно мировая научная общественность подходит к обсуждению заявленных здесь проблем. Широта охвата обсуждаемых на конференции вопросов отразилась и в названиях секций: «Профессионально ориентированное обучение иностранным языкам», «Актуальные проблемы современной филологии. Лингвистика», «Гуманитарное образование в техническом вузе», «Инновационные технологии в преподавании иностранных языков в техническом вузе»; «Актуальные проблемы современной филологии. Литературоведение».

Участники заседаний говорили о специфике языкового образования в современном техническом вузе, о методологическом, лингвистическом, культурологическом аспектах этой деятельности. Содержание докладов свидетельствовало о том, что во многих вузах уже накоплен и эффективно применяется богатый эмпирический и теоретический материал, позволяющий выстраивать стратегию формирования мультиязыковой и мультикультурной среды. А это, в свою очередь, означает, что тенденция развития прикладной филологии как научного направления в рамках технических вузов не только существует, но и даёт свои положительные результаты. Украшением конференции стали научно-практические семинары д.ф.н., профессора МГУ вице-президента союза переводчиков России М.В. Вербицкой, д.п.н., профессора Тамбовского государственного университета П.В. Сысоева, собравшие огромную студенческую и преподавательскую аудиторию, с неподдельным интересом обсуждавшую проблемы современного переводоведения и инновационные образовательные технологии в области изучения иностранного языка.

Об актуальности обсуждаемых на конференции проблем и о том, чем привлекательна и полезна данная конференция, говорили в своих интервью и сами участники.

Штефан Карш (ДААД, Германия):

- Я преподаю немецкий язык как иностранный. Меня пригласили сюда для того, чтобы поделиться опытом и новыми идеями. Это интересно и полезно, поэтому я очень рад сотрудничеству с ТПУ.

Сысоев Павел Викторович, профессор Тамбовского госуниверситета:

- Я уже давно хотел приехать в Томск. Первый раз меня сюда пригласили около четырех лет назад, но, к сожалению, тогда поездка сорвалась. Однако я поддерживаю научное сотрудничество с И.В. Слесаренко, заведующей кафедрой ЛМК ИЯК, и по одной из программ мы были вместе в Соединенных Штатах Америки. Данная конференция посвящена вопросам поликультурного образования, подготовке учащихся и студентов к межкультурной коммуникации, что в принципе является одним из приоритетных направлений, в рамках которых я работаю.Это меня и заинтересовало. В Томск я приехал для того, чтобы узнать об опыте ТПУ в этой сфере и поделиться собственными разработками.

- Как вы знаете, формирование мультиязыковой и мультикультурной среды является стратегической задачей ТПУ. Ставит ли перед собой такие цели ваш университет, и если да, то как они достигаются?

- Да, у нас этому также уделяется огромное внимание. Я преподаю иностранный язык на факультете иностранных языков, где все студенты мотивированы на его изучение. У нас также открывается ряд специальностей, где студенты изучают язык в том объеме, который получают студенты языковых специальностей. Язык становится уже не целью обучения, а средством образования и самообразования, которое помогает показать себя на мировой арене и узнать, чем занимаются другие. Специалистам необходим иностранный язык, мы это понимаем и пытаемся реализовать в той мере, в какой это возможно организовать в нашем контексте.

По результатам работы конференции были награждены дипломами I, II и III степени за лучшие выступления Л.М. Болсуновская, М.В. Горбенко, Т.А. Грошева, С.В. Дукарт, Е.О. Захарова, О.Н. Зубченко, Т.Н. Ильинская, Л.В. Кривова, Ю.И. Кузина, Л.А. Лахотюк, В.В. Максимов, И.А. Матвеенко, Е.В. Найдён, С.А. Песоцкая, Е.В. Полянская, З.И. Резанова, О.В. Седельникова, А.Е. Сискевич, З.В. Федоринова, Е.М. Филиппова, И.Н. Хмелидзе, И.А. Черемисина, О.А. Чалмова.

Состоявшаяся в ИЯК ТПУ IV Международная научная конференция «Прикладная филология и инженерное образование» показала, что формирование современного квалифицированного специалиста возможно только на основе совместной научно-исследовательской и преподавательской деятельности ученых разных специальностей и разных стран.

А.Н. СЕРЕБРЕННИКОВА, к.ф.н.
Материалы подготовили: сотрудники PR-отдела ИЯК
А. АГАПЕЕВА, А. ЛАРИОНОВА, Е.КОЛПАКОВА.