Татьяна Веснина
Политехники приняли участие в Музейном форуме Томской области и получили «Солнечного лося» за набор открыток «Воздухоплавание. XX век». Если присмотреться внимательно к «лосю», то окажется, что это лосиха – внутри фигуры культового животного виден детёныш. Так древние люди, которых мы называем кулайцами (по имени горы Кулайка, где была обнаружена бронзовая металлопластика), изображали зверей. Как дети. Они и жили в эпоху «детства» сибирской территории. Сегодня эти фигурки стали брендами Томской земли, поэтому художник Дмитрий Курамшин и отлил в виде призовых статуэток кулайских лосей. Награждали ими победителей III Музейного форума Томской области, среди которых оказался и Музейный комплекс ТПУ.
ПЛОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
Приглашение на Музейный форум, который проходил с 17 по 21 октября, политехники получили ещё летом. – Участвовать или нет? Так вопрос не стоял. Безусловно, да. И, безус-ловно, сообща, всем комплексом, то есть четыре музея как один участник, – говорит директор Лидия Лозовая. – Вопрос заключался только в том, с чем? Название форума «Бренды земли Томской» позволяло тему трактовать широко: ТПУ сам по себе уже бренд Томска. Идей было много.
Сначала прошлись по знаменитым фамилиям: Обручев, Усов, Никитин, Камов, Миль… Бесспорно, имена-бренды. Но только ли с политехническим они связаны? Тогда стали думать, без чего политех не представим. И пришли к выводу: без инноваций, недаром даже в современном названии вуза это слово присутствует. Значит, надо искать символы, знаки, «изюминки», шедевры в музейных коллекциях, которые бы доказывали, что инженерное познание мира ведёт к инновациям. Так родился девиз: «В основе всяких инноваций лежит инженерное познание мира».
Вспомнилось и изречение английского философа Френсиса Бэкона о том, что философия занимается «светом», а инженерное мышление – «плодами». Вот эти плоды и инструменты познания и решили представить в экспозиции на Музейном форуме.
ПРИБОР, НА КОТОРОМ ИГРАЮТ БАХА
Самый молодой музей ТПУ – Музей физики и эксперимента – предложил акустический орган – прибор, с помощью которого измеряют высоту звука. По возрасту орган старше вуза: изготовлен в конце XIX века в Германии и привезён специально в Томский технологический институт.
– Уже 115 лет студенты Томского политехнического университета на нём изучают физику по разделу «Колебания и волны», – поясняла зрителям и членам жюри Екатерина Постникова, преподаватель физики и одна из создателей этого музея. – С помощью него делают лабораторные работы по измерению высоты звука. При сложении двух колебаний с разными частотами получается биение.
Оживила орган, извлекая с его помощью звуки фуги Баха, преподаватель Томского музыкального колледжа Ирина Строкова. Возродили к жизни этот прибор-инструмент в 2007 году сотрудники тогда только зарождавшегося музея. Они нашли его в пыли, в разобранном и, казалось бы, непригодном состоянии.
Но, очаровавшись фактурой прибора и оценив его значимость, задались целью реставрировать орган. Декан факультета естественных наук и математики Юрий Тюрин поддержал затею девушек финансово, а колдовал над органом замечательный мастер-настройщик Владимир Феоктистов. Акустический орган произвёл огромное впечатление на зрителей. Практически не было ни одного посетителя, который прошёл бы равнодушным мимо него. А председатель жюри Андрей Шаповалов, директор Новосибирского краеведческого, считает, что одного этого экспоната было бы достаточно, чтобы «порвать всех». Да, это был один из путей на олимп форума. Возможно, наиболее короткий.
ОРЕХ ПОЗНАНИЯ
Но задача у сотрудников Музейного комплекса ТПУ была иная – показать всю полноту заслуг политехнического. Да и как пройти мимо замечательной даты – 110 лет горному отделению первого за Уралом технического вуза?! Музеи-юбиляры – минералогический и палеонтологический, которым ровно столько же, подумали, и из своих богатейших коллекций, которые формировались на протяжении века, достали редкие экспонаты, связанные с брендами Томской земли. Хотя, на первый взгляд, и особенно взгляд непосвященного человека, этого и не скажешь. Более того, некоторые предметы в экспозиции вызвали немало вопросов.
Например, как связан грецкий орех с Томском?
На все вопросы во время презентации ответила Ирина Рычкова, директор палеонтологического музея. Оказывается, этому плоду как минимум 65 миллионов лет. Найден он был профессором Томского технологического института Михаилом Эрастовичем Янишевским в начале ХХ века на территории Лагерного сада. Вместе с ним профессор обнаружил миндаль той же эпохи, окаменелые останки морской фауны, которые свидетельствуют, что около 330 миллионов лет назад на месте Томска простиралось мезозойское море. Самый «молодой» экспонат из палеонтологической коллекции – зуб мамонта, которому 17 тысяч лет.
– Разрез Лагерного сада – открытая книга, которую начали читать век назад томские политехники, – утверждала Ирина Владимировна. – Эта «книга» важна для томичей, потому что Лагерный сад – это тоже бренд города.
В ПОИСКАХ ЗОЛОТОЙ ЖИЛЫ
Два своих имени-бренда выставил и минералогический музей Владимира Обручева и Михаила Усова. В витрине были представлены плоды научных экспедиций Владимира Афанасьевича – рудные минералы Джунгарии. Рядом лежали «Граниты Джаира» – дипломная работа будущего академика Михаила Усова. Вместе со своим учителем Обручевым первый выпускник горного отделения (окончил в 1908) искал золото в горах Монголии и Тибета, но «золотую жилу» нашёл не в предгорьях Тянь-Шаня, а под боком у Томска – в Кузбассе. Именно он оценил угольные запасы Кузбасса как промышленные. Надежда Ермолаева, представляя имена-бренды, связанные с минералогическим музеем, не забыла, что временная экспозиция разместилась в бывшем особняке золотопромышленника Асташева и рассказала о щедром даре наследников Ивана Дмитриевича, которые передали открывшемуся Томскому технологическому институту коллекцию минералов, часть её (великолепные друзы) лежали в витрине.
ДУХ ИНЖЕНЕРНОЙ МЫСЛИ
Но как быть с инновациями? Ведь именно их и хотели сделать стержнем экспозиции сотрудники Музейного комплекса. Как ни крутите, орган, орех и минералы – это воплощенная традиция. В чем же «инно…»?
Сотрудники музея истории придумали неординарный игровой ход. О плодах познания, в том числе и об инновациях в области техники, аудитории рассказывал… Дух инженерной мысли, воплощенный в кукле-роботе по прозвищу Старик. Старика предоставил музею выпускник Томского политехнического института Владимир Захаров.
Сотрудник Мария Никольская представила всем главного инноватора начала ХХ века – первого директора ТТИ Ефима Лукьяновича Зубашева. Неизвестный скульптор запечатлел его в аллегорическом образе Кузнеца.
– Томский политехнический на протяжении 115 лет был и остаётся кузницей технических кадров, а сегодня мы уже можем говорить кадров, которые создают инновации, – подчеркнула Мария.
Сто лет назад слово «инновации» не было в лексиконе учёных и инженеров, но это не мешало им заниматься инновациями. И Мария Никольская рассказала о «Сибирском чуде» – так называли в 1913 году электрическую дорогу на магнитной подушке, изобретённую профессором Борисом Вейнбергом. Это изобретение опередило европейскую мысль на полвека. «Сибирское чудо» Вейнберга можно считать прообразом скоростных поездов, которые сегодня делают в Шанхае. К сожалению, рассказ М. Никольской о профессоре ТТИ, которому нынче исполнилось 140 лет со дня рождения, не произвёл на жюри Музейного форума такого же впечатления, какое произвела «магнитная подушка» на американских кинематографистов, приехавших в 1914 году снимать фильм о Вейнберге.
ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛИ ВОЗНЕСЛИ К ВЕРШИНЕ
И всё-таки Борис Петрович, а вместе с ним и все музейщики ТПУ, прорвались к вершинам музейного олимпа Томской области – Музейный комплекс занял второе место в номинации «Сопутствующая продукция» за набор открыток «Воздухоплавание. XX век». Занять вторую ступеньку пьедестала помогло увлечение профессора Вейнберга летательными аппаратами. На заре ХХ века он внимательно следил за «летунами» – так в России называли первых лётчиков. И не просто читал газеты, но делал вырезки, собирал их, а потом наклеивал в альбом. Так образовалась уникальная коллекция фоторепортажей о первых европейских полётах, портретная галерея первых лётчиков и первых летательных аппаратов. Благодаря этой коллекции можно шаг за шагом восстановить историю зарождения авиации. Надо заметить, Борис Петрович даже переписывался с братьями Райт, первыми воздухоплавателями Европы.
Альбом, датированный 1909 годом, со столетними вырезками из газет, благодаря счастливой судьбе, которая его хранила, в конце ХХ века оказался в музее истории ТПУ. Но до 2010 года лежал без движения в сейфе. Столетний юбилей авиации заставил вынуть на свет эту драгоценную реликвию. Перелистывая страницы альбома и заодно страницы истории, сотрудники музея пришли к выводу: фотографии надо сканировать, перевести их в формат видеопрезентации, а потом и выпустить как коллекцию открыток.
Почти год потребовался для реализации этой замечательной идеи. В прошлом году были оцифрованы все страницы альбома, и его видеопрезентация сопровождала выставку «Сибирские Икары», а в апреле 2011 года участвовала в выставке «От авиации к космонавтике». Нынешним летом, к 140-летию со дня рождения Бориса Вейнберга, Музейный комплекс ТПУ выпустил набор открыток «Воздухоплавание. XX век».
– Нам важно было не только показать первые шаги мировой авиации, но и рассказать о профессоре, основоположнике научной школы. Поэтому мы на обратной стороне каждой открытки поместили краткую биографическую справку о Борисе Петровиче, – поясняет Лидия Лозовая. – В набор вошла примерно одна четвертая часть газетных вырезок из альбома Вейнберга.
То, что удалось сделать музейщикам вместе с издателями ТПУ, высоко оценил председатель жюри Андрей Шаповалов. По его мнению, этот набор – умная и современная работа с музейным предметом. Безусловно, большую ценность «Воздухоплавание. XX век» представляет и с точки зрения просвещения. Эту миссию сохраняет за собой музей, особенно, музей науки и техники. Но гораздо важнее сегодня, и об этом говорилось на форуме, на «круглом столе» «Музейный сувенир», умение продвигать музей.
«У посетителя должно появиться желание, уходя из музея, приобрести что-то на память», – убеждал своих коллег А. Шаповалов. В Новосибирском краеведческом музее музейный киоск имеет в год миллион рублей прибыли. Конечно, вузовские музеи не занимаются коммерческой деятельностью, но идею «взять что-то на память» можно использовать и в наших условиях. Набор открыток «Воздухоплавание. XX век» в этом смысле – достойный подарок.
НОЧЬ С ЛЫГИНЫМ И КРЯЧКОВЫМ
Именно набор открыток и получили в дар от музея истории ТПУ молодые актёры Томской драмы Владислав Хрусталёв и Иван Лабутин. Они по-дружески помогли сотрудникам музея провести акцию «Ночь в музее» – сыграли роли замечательных архитекторов и профессоров ТТИ Константина Лыгина и Андрея Крячкова.
Надо сказать, все музеи, входящие в комплекс, впервые участвовали в этой общегородской культурной акции, имевшей особое название «Томск потаённый». Результаты – самые обнадеживающие. Интерес к музейным тайнам проявили не только студенты-политехники, но и студенты из ТУСУРа, а также томские семьи. Несмотря на довольно поздний час (половина десятого вечера), увлекательное путешествие в прошлое вместе с родителями совершали дети младшего школьного и даже детсадовского возраста.
Да, да… все переступившие порог музея истории ТПУ вечером 21 октября получали билет в прошлое. Хоть и был он похож на кроссворд. Но, отгадав его, можно было узнать код ТПУ. Только самые внимательные посетители добыли заветный код.
Силою своего воображения и с помощью экскурсовода посетители переносились почти на сто лет назад, в 1910 год. Тогда в мире господствовал стиль модерн. В Томске его воплощали в шедевры архитектуры профессора технологического института Константин Лыгин и Андрей Крячков. Они вели занятия у студентов строительного отделения именно там, где сейчас располагается музей истории ТПУ. Так что фантазировать и воображать было достаточно легко: стены помогали.
Чтобы усилить впечатление, в зале вновь, как и сто лет назад, стояли мольберты, а за ними – студенты. Это были второкурсники отделения художественной обработки материалов ТПУ. Они рисовали гипсовую вазу из рисовального кабинета ТТИ – предмет начала ХХ века. Наблюдал за процессом и консультировал своих юных коллег Андрей Дмитриевич Крячков. Здесь же, за большим профессорским столом, покрытым зелёным сукном, над чертежами сидел Константин Константинович Лыгин. Актеры Иван Лабутин и Владислав Хрусталёв быстро и органично вошли в роль известных архитекторов и инженеров. Они с удовольствием импровизировали (хотя это и не был спектакль), когда с ними вступали в диалог посетители и обращались как к уважаемым зодчим, создавшим неповторимый облик Томска.
Однако внимание зрителей привлекали не только студенты и «профессора», но и музейные экспонаты. Многие впервые увидели весы, на которых можно взвешивать молекулы или макет лунохода.
Восьмилетнему Андрею понравились венецианские маски, размещённые в музее для создания творческой атмосферы. Его младшего брата Рому заинтересовали два старинных прибора, с помощью которых сто лет назад студенты делали лабораторные работы по физике.
Но что же с кодом ТПУ? Три человека успешно его отгадали, когда завершилось путешествие. И получили в награду рисунок старинной вазы, который только что нарисовали студенты ТПУ. В кроссворде было зашифровано слово «инженер». Да, именно высококвалифицированных инженеров выпускал на протяжении века Томский политехнический. Своими изобретениями они меняли картину мира. А сегодня, внедряя инновации, они меняют наши отношения со временем и пространством.
…А кулайский лось (лосиха) будет теперь… звать в будущее. Ведь следующий Музейный форум будет посвящён музеям XXI века.