Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

О новшествах в образовательном процессе,

О новшествах в образовательном процессе, которые Национальный исследовательский Томский политехнический университет последовательно вводит в течение 2011–2012 гг., рассказал 7 ноября проректор по образовательной и международной деятельности Александр Чучалин. Студенты институтов и факультетов заполнили актовый зал главного корпуса. Интерес пришедших понятен, поскольку в ближайшем будущем эти нововведения коснутся всех и каждого.

СЕМЬ АКАДЕМИЧЕСКИХ СВОБОД

Профессор Чучалин, сказав о логике перемен, остановился на необходимости обновления образовательных программ и подробно – на новых степенях свободы (или возможностях выбора), которые в конечном итоге получают студенты ТПУ. Итак.

Первое. Пришло время, когда планирование и оценка результатов обучения студентов будут вестись по методологии кредитно-накопительной системы ECTS (европейская перевод-ная и накопительная система кредитов). То есть оценивание компетенций и знаний по модулям дисциплин производится в зачётных единицах (кредитах), а качество полученных знаний и компетенций оценивается с использованием бальной шкалы, литерных и традиционных оценок. Все учебные достижения студентов в течение текущего контроля и промежуточной аттестации оцениваются в баллах (Таблица 1).

Вводятся следующие шкалы соответствия балльных, литерных и традиционных оценок при оформлении итоговой оценки по дисциплине, курсовому проекту (работе), практике, НИРС, УИРС (Таблица 2). Второе. Повсеместно вступает в силу асинхронная модель организации образовательного процесса, при которой каждый студент может сам формировать свой профессиональный профиль, начиная с 3-го и 4-го годов обучения. Как это выглядит на практике? Например, студент поступил на направление подготовки бакалавриата, которое закреплено за тем или иным институтом/факультетом. Первый и второй курс он обучается по единому базовому плану, а на 3-м и 4-м – может выбрать себе профиль, вплоть до смены института или факультета, на котором до этого момента проходил обучение. Правда, уже в 3-м семестре ему необходимо сделать осознанный выбор, чтобы в течение 4-го спланировать, а с 5-го – начать обучение по профилю.

По аналогии строится обучение на других образовательных уровнях. Так, в специалитете, где 5 (или 5,5) лет обучения, два года отведены единому базовому плану, а затем предстоит сделать выбор специализации. В магистратуре из двух лет один год – по единому базовому плану, на второй – специализация. Причём как там, так и здесь можно поменять институт или факультет, если такая необходимость возникнет.

Третье. В ТПУ иностранный язык преподаётся двумя блоками, первый – базовый – даётся для всех в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта. Но, если проявить интерес и показать высокий базовый уровень знания языка, то на основе конкурса в течение 3-го и 4-го годов обучения в бакалавриате можно перейти на второй уровень, продолжив обучение по ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ иностранному языку (специальные термины, профессиональная лексика и т.п.).

Так можно сориентировать свою подготовку на будущую профессиональную деятельность. В 2010 году из 2000 студентов базовое владение языком подтвердили менее 1000, из них были сформированы группы профессионально ориентированного иностранного. Тем, кто не проходит этот конкурс, на замену предлагается блок гуманитарных дисциплин: для технических направлений и специальностей – «Русский язык и культура речи», «Культурология», «Социология», «Психология», «Политология», «Логистика», «Маркетинг инноваций», «Основы деловой этики и корпоративной культуры», «Правовое обеспечение бизнеса в отрасли», «Правовое регулирование и охрана результатов интеллектуальной деятельности»; для гуманитарных и экономических направлений и специальностей – «Социальная антропология», «Организационная психология», «Философия управления и самоуправления», «Глобальные проблемы современности», «Логика», «Политология», «Маркетинг инноваций», «История предпринимательства», «Основы деловой этики и корпоративной культуры», «Риторика». Четвёртое. Возможность выбрать дисциплины в пределах вариативной части учебного плана ТПУ (суммарной трудоемкостью не более 10 кредитов). То есть с 2012 года студентам будет предоставлено право выбора дисциплин из общеуниверситетского каталога. Если возник интерес к той или иной дисциплине, которая читается на другом факультете или в институте ТПУ, то (после консультации с куратором или академическим консультантом) её можно включить в свой индивидуальный план и прослушать.

Пятое. Факультативные дисциплины (военная подготовка и др. дисциплины). Выбор занятий на военной кафедре ТПУ предполагает в итоге дополнительные конкурентные преимущества – военно-учётную специальность и звание лейтенанта. Выбор девушек и тех, кто не идёт на военную кафедру, – в пользу факультативного изучения в 4–8 семестрах таких дисциплин, как «Иностранный язык для академической мобильности», «Второй иностранный язык», «Введение в теорию и практику толерантности», «Основы ресурсоэффективности», «Деловая коммуникация», «Инженерное предпринимательство».

Шестое. Выбор дисциплин из каталога другого российского или зарубежного вуза. В соответствии с программой академической мобильности ТПУ у студента есть возможность осваивать часть программы и набирать кредиты в зарубежном (в 2010 году в университетах Европы и др. от семестра до года проучились около 370 студентов-политехников) или российском вузе.

Седьмое. Возможность для магистрантов в рамках международной академической мобильности получить два диплома. Это можно сделать по одной из 11 международных магистерских образовательных программ, которые ТПУ реализует совместно с ведущими университетами Англии, Германии, Франции, Казахстана и др.

Магистрант, по согласованию с куратором (или академическим консультантом) и зав. кафедрой, может выбрать из каталога 11 зарубежных вузов магистерскую программу двойного диплома, совпадающую с его научными и образовательными интересами, отучиться в Мюнхенском или Берлинском технических университетах, Университете Париж-Сюд 11 (г. Орсэ) и др. и получить второй международно-признанный диплом наряду с дипломом ТПУ.

«Вот семь составляющих личностно-ориентированной образовательной среды, создаваемой Томским политехническим университетом, – сказал Александр Чучалин. – Выбор, представленный в такой совокупности, обуславливает те степени свободы, которых раньше не было. Часть из этих свобод будет реализована в ближайшие месяцы, а всей полнотой новых возможностей студенты нашего вуза смогут пользоваться с 2012 года…»

НОВОЕ – В ГРАФИКЕ ЗАНЯТИЙ

Профессор Чучалин продемонстрировал линейный график учебных занятий в ТПУ, скорректированный решением Учёного совета университета от 28.10.11. Из графика видно, что осенний и весенний семестры разбиты ровно на 18 недель. Это сделано для удобства реализации асинхронной модели образовательного процесса и возможности осуществления тех семи возможностей выбора, о которых было сказано выше.

Начиная с приёма 2011 г., как в специалитете, так и в бакалавриате и магистратуре, в учебном плане предус-мотрены конференц-недели (по две в каждом семестре).

К конференц-неделям будут приурочены разные публичные события – семинары, научно-практические конференции, отчёты по контролирующим мероприятиям в рамках дисциплин, курсовым работам и групповым проектам, результаты прохождения практики и т.д. Всё это для того чтобы дать студенту возможность продемонстрировать результаты обучения, а преподавателю – оценить и определить рейтинг студента.

Новшество заработает уже в этом осеннем семестре, в котором привычную для всех зачётную неделю начнёт замещать конференц-неделя, во время которой первокурсники будут сдавать зачёты, готовиться к сессии, а затем для первого курса будет одна неделя каникул. Для всех других курсов идёт обычная зачётная неделя, свободная от занятий, на которую предполагается вынести как минимум один экзамен. После этого – каникулы, включая новогодние праздники и Рождество. Затем студенты, обучающиеся в бакалавриате и специалитете, выходят на сессию продолжительностью 2 недели, у магистрантов сессия продолжится 1 неделю.

После сдачи сессии все уровни подготовки – специалитет, бакалавриат, магистранты – выходят на две недели каникул. Таким образом, в зимние каникулы все три уровня обучающихся в Томском политехническом университете получают по 3 недели отдыха. В весеннем семестре, как и в осеннем, предусмотрены две конференц-недели. В конце второго семестра для бакалавриата и специалитета – 3 недели сессии, а для магистрантов – 2 недели.

Все эти и другие изменения, по убеждению проректора А.И. Чучалина, в конечном итоге направлены на то, чтобы студент, во-первых, сам активно участвовал в выборе своей образовательной траектории, а во-вторых, значительно увеличил в своей учебной нагрузке объём дисциплин, которые он осваивает самостоятельно с помощью активных форм обучения.

В завершение этой, крайне информативной и важной встречи, профессор Александр Чучалин вместе с представителями других Управлений ответил на многочисленные вопросы, волнующие студентов университета.

В ближайшем номере газеты «За кадры» тема данной публикации будет продолжена.